Рекомендации воспитателям по работе с детьми в арт-терапевтичеких техниках
консультация (старшая группа)

Аржановская Екатерина Александровна

Рекомендации для воспитателей старших-подготовительных групп при работе с арт-терапевтиескими техниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_vospitatatelyam_po_art-terapii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям ДОУ по использованию средств арт-терапии в  развитии дошкольников

Арт-терапия - это лечение изобразительным искусством. Арт-терапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драма-терапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, кино-терапия, кукло-терапия. Одним из первых заговорил об искусстве как о форме психотерапии Наумберг, опираясь на слова Фрейда о том, что первичные мысли и переживания выражаются в форме образов и символов, а не вербально. Применяют арт-терапевтические методики как самостоятельные, так и в качестве вспомогательных к другим видам терапии.
      Арт-терапия работает с продуктами творчества самого клиента (его рисунки, текстовые работы и т. д.) и с готовыми уже произведениями искусства (картины, скульптуры, книги, продукция киноискусства).

Арт-терапия показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкнутости, стеснительности клиента. Особенно полезна и необходима арт-терапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения.

Используя формы и методы арт-терапии, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

2. Не должно быть принуждения.

3. У взрослого должно быть хорошее настроение, когда он предлагает вместе порисовать, полепить, почитать.

4. Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.

5. Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

6. Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

7. Не только сами радуйтесь «произведению» ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.

Что касается возможностей воспитателя, ему тоже доступны многие средства арт-терапии. Важно, что воспитатель, не вдаваясь в глубину психологического анализа продуктов деятельности детей, но правильно (методически, арт-терапевтически) верно организуя арт-терапевтическую деятельность, по сути, создает для детей терапевтическое пространство, в котором у дошкольников появляется возможность отреагировать негативные эмоции, узнать себя с новой стороны и, главное, - войти в ресурсное состояние.

Создание с детьми мандал разных видов – одна из доступных воспитателю форм арт-терапии. Мандала – это санскритское слово, означающее «круг», «колесо», «шар», «общество», «центр»… Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления – ориентиры, число которых варьирует.

Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать свой внутренний мир или ситуацию вовне. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности.

Мандалы можно делать насыпные (природный материал, крупы, только манка, цветной песок), вылепленные, сладкие. При этом главное, что требуется от воспитателя, - сформировать у детей мотивацию на деятельность по созданию мандалы и объяснить, что «магическая сила» этого «волшебного круга» нарастает, когда рисунок внутри круга получается как можно более гармоничный, симметричный.

Преследуя цель познавательного развития дошкольников, можно давать детям мандалы-собиралки, как по методу Никитиных («Сложи квадрат»), только в качестве первоначальной фигуры будет не квадрат, а круг. Также можно организовать изучение цифр и букв, спрятавшихся в «волшебном круге», проводить командные соревнования по поиску наложенных изображений в мандале, построению пластилиновых образов букв и звуков, созданию коллективных «мандал-картин», с последующим рассказом-фантазированием а темы «Проведи экскурсию по звездному небу», «Проведи экскурсию по зоопарку», «Проведи экскурсию по волшебному лесу» и т.д.

Отличным «подспорьем» в работе воспитателя могут выступить распечатанные образцы мандал, которые созданы для раскрашивания. Дети любят раскрашивать, а мандалы-раскраски легко привлекают внимание и  служат гармонизации внутреннего состояния, производят мини-релаксирующий эффект. Полезным занятием выступает, конечно, традиционное предновогоднее вырезание снежинок, которые, по сути, тоже выступают в роли мандал. Так зачастую все мы способствуем терапевтическому эффекту, сами того не осознавая.

Другим доступным воспитателю видом арт-терапии, конечно, является сказкотерапия. Методически грамотным послужит использование следующих сборников сказок для детей дошкольного возраста:

  • Цикл «Семь цветов Радуги»;
  • Цикл «Машины сказки» (Софья Прокофьева),
  • Сказки-крошки Виктора Кротова.

Сказки «Семь цветов Радуги» закрепляют у детей знание сенсорных эталонов, подразделяясь на красную, оранжевую, желтую, голубую, синюю, фиолетовую сказки. Кроме того, произведения несут в себе воспитательное значение, формируя у детей такие нравственные ценности, как: добродушие, желание помочь, сочувствие, дружелюбие, храбрость.

«Машины сказки» подобраны специально для разных случаев воспитательной практики: негативизм, тревожность, беспокойство, хроническая неуспешность, повышенная агрессивность, возбудимость, конфликтное поведение. Преследуя познавательные цели, некоторые сказки из цикла посвящены коррекции лени и формированию учебной мотивации («Сказка о невоспитанном мышонке», «Сказка о ленивых ножках», «Сказка про башмачки» и т.д.).

Сказки-крошки Виктора Кротова поучительны в воспитательном смысле. В познавательном же – как раз на них можно учить детей пересказу, выражению своих мыслей. При глубоком анализе сказок можно легко достичь терапевтического эффекта, помогая детям лучше понять себя через понравившихся героев сказки, свое отношение к близким и знакомым, через отношение к непонравившимся героям сказки.

Наконец, замечательным, доступным и простым по выполнению является коллективное творчество с помощью пластилина, бумаги, «инструментов рисования». Чтобы достичь минимального терапевтического эффекта, следует ориентировать детей на создание коллективного рисунка, поделки (иные формы), уважая роль каждого в процессе создания и отводя роль каждому в полученном «произведении». Тогда застенчивые дети получат возможность стать более уверенными в себе, почувствовать свою значимость в группе. Возможно, - данный опыт получит отражение в их личностном развитии в будущем, способствует их гармонизации отношений с родными в семейном кругу. Агрессивные же дети получат возможность скорректировать свое поведение, научиться быть более гибкими и сочувствующими. В данном случае психокоррекционный эффект и психотерапевтический близки по своему контексту, все зависит от глубины проработки с детьми тех или иных тем, процессов. Чем глубже – тем терапевтичнее.

Отличными примерами коллективной творческой деятельности могут служить:

  • Создание дерева группы (образ дерева приближает детей к образу себя);
  • Создание Солнца ресурсов (отпечатками ладошек дети формируют образ солнца, а на лучиках пишут с помощью воспитателя свои лучшие стороны характера, достоинства и достижения);
  • Создание куклы-мотанки, служащей оберегом группы;
  • Коллективное фотографирование (в специально подобранных костюмах, меняя положение детей относительно друг друга и передовые позиции, индивидуальное фотографирование с последующим соединением фотографий методом коллажирования) и т.д.

В целом же, - все, что вдохновляет самого педагога, способно вдохновить его учеников. Главное – быть мудрыми и компетентными в осуществлении своих замыслов. Компетентность заключается в знании методики проведения конкретного арт-терапевтического упражнения. Мудрость – в том, чтобы уметь слушать детей в процессе творчества, наблюдать и тонко взаимодействовать с ребенком, не углубляясь в ту сферу, которая уже является компетенцией педагога-психолога.

Желаю творческих успехов и побед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателю, для работы с детьми по музыкальному воспитанию в группе.

Рекомендации воспитателю, для работы с детьми по музыкальному воспитанию в группе....

Рекомендации воспитателям по работе с детьми в период адаптации

Краткие рекомендации для воспитателей по работе с детьми 3-4 лет в период адаптации к ДОУ. Данные рекомендации разработаны творческой группой педагогов-психологов образовательного комплекса ГБОУ школа...

Рекомендации воспитателю по работе с детьми на группе "Организация психологических пятиминуток".

Данный материал поможет воспитателям организовать пятиминутки для детей между занятиями, увлечь детей на определенный промежуток времени....

Рекомендации воспитателям по работе с детьми с нарушением зрения

Воспитателям следует учитывать рекомендации учителя - дефектолога (тифлопедагога) по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания, разввития и обучения д...

Рекомендации воспитателям при работе с детьми

Рекомендации воспитателям при работе с детьми         Педагог-психолог: М.Е. Ивашкина...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...