Проект "Путешествие в сказку"
методическая разработка (подготовительная группа)

Спиридонова Марина Сергеевна

Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена работа по развитию речевого творчества, подготовка к составлению сказки и результат использования различных форм и методов работы со сказкой, в том числе использование сказки как метода сказкотерапии, интеграции её с различными видами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_skazku.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Лучик»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе

«Путешествие в сказку»

        Подготовили воспитатели: Спиридонова М.С.

              Щенникова О.Г.

        Вихоревка, 2021г.

Проблема: 

Возникновение затруднений у детей в связном рассказывании о чём-либо; недостаточные социально-коммуникативные навыки, отсутствие умения общаться со взрослыми, контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия; низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей.

Актуальность проекта:

Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества. В разработке представлена работа по развитию речевого творчества, подготовка к составлению сказки и результат использования различных форм и методов работы со сказкой, в том числе использование сказки как метода сказкотерапии, интеграции её с различными видами деятельности.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети   подготовительной  группы «Березка»,  воспитатели  группы, родители воспитанников,  педагог - психолог.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 15.03.21 по  26.03.21)

Цель проекта: 

  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие умения анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения;
  • развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
  • развитие творческого мышления, детской фантазии, желания и умения сочинять сказки;
  • ненавязчивое мягкое влияние на поведение ребенка;
  • формирование у ребенка представления о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми;
  • обогащение положительного эмоционального опыта.

Задачи проекта:

  • учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;
  • формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли;
  • учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.
  • развивать традиции семейного чтения;
  • развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
  • создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;
  • прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;
  • воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.

Ожидаемые результаты:

  • дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами;
  • пользуются речевыми формами выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;
  • повысился уровня речевого развития детей;
  • активизировалась познавательная деятельность детей;
  • повысился интерес к книге.

Результат:

Составление сказки детьми и ее представление в форме презентации на литературной конференции.

Этапы работы:

  • Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;
  • Составление плана-схемы проекта;
  • Обсуждение проекта с родителями;
  • Обсуждение проекта с воспитателем, педагогом-психологом;
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала;
  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами;
  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
  • Презентация проекта в формате мастер-класса для педагогов.

План-схема мероприятий:

сроки

Содержание работы

Ответственные

С родителями

С детьми

1

15.03

- Анкетирование (Приложение 1)

- Беседа с родителями: «Знакомство с проектом»

Занятие по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам»

Воспитатели

2

16.03

Оформление родительского уголка: размещение консультаций «Воспитание сказкой», «Роль сказки  в воспитании детей дошкольного  возраста», рекомендации родителям по работе с детьми по проекту.

Чтение разных сказок; словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

Воспитатели

3

17.03

Аудио консультации для родителей на тему «Решение проблем детей дошкольного возраста через психокоррекционные и медитативные сказки», «Почему облака превращаются в тучи или сказкотерапия для детей и родителей».

Чтение психокоррекционных сказок дошкольникам с последующим обсуждением:

«Сказка про грустинку», «Случай в лесу», «Сказка про ежика Витю», «Как Кенгуреныш стал самостоятельным»

Педагог -психолог

4

18.03

Домашнее задание для родителей: чтение русских народных сказок.

Рисование на тему любимой сказки, выполнение творческих работ.

Воспитатели, родители

5

19.03

Презентация детских работ.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам»

Воспитатели

6

22.03

Консультация родителей: дать алгоритм сочинения сказок детьми.

Сочинение сказок, зарисовка последовательности событий в сказке для ее презентации.

Воспитатели, родители

7

23.03

Выполнение детских творческих работ «Сочиним сказку» совместно с родителями. Подготовка презентации для литературной конференции. Литературная сказочная конференция совместно с родителями (приложение 3)

Родители, воспитатели

8

24.03

Итоговый опрос по проекту

Разукрашивание иллюстраций по сказкам

Воспитатели, родители

9

25.03

Итоговая диагностика

Воспитатели, родители

10

26.03

Презентация проекта родителям, педагогам

Воспитатели

Итоги проекта:

  • Презентация проекта. Фотоматериалы результативности проектной деятельности (Распространение опыта в детском саду: мастер-класс, кейс с материалами.);
  • Распространение опыта работы «Путешествие в сказку» (предоставление данного проекта на конкурс методических разработок);
  • Итоговая диагностика эмоционального состояния, познавательных процессов (речь+коммуникация). (Выявить степень информированности детей по окончании проекта по данной теме).

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сказка в жизни ребенка».

1. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?____________________________________________________

2. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?__________

3. Читаете ли Вы сказки своему ребенку сказки? Как часто?_______

4. Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку? ______________

5. Способствует ли сказка нравственному развитию ребенка (чему учит?_____________________________________________________

6. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения? ________________________________________________

7. После чтения сказки может ребёнок ее рассказать? ____________

8. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои сказок?______________________________________________

9. Рисуете ли Вы с ребёнком сказки? __________________________

10. Назовите любимую сказку Вашего ребенка__________________

11. Придумываете ли Вы с ребёнком свои сказки?_______________

12. Хотели бы вы принять участие в создании новой сказки вместе с вашим ребенком?_________________________________________

Спасибо за участие!


Приложение 2

Занятие по развитию речи

«Путешествие по русским народным сказкам»

Оборудование: Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч;

игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;

Ход занятия 1. Организационный момент, объявление темы:

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка ...

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы!- Тихо садимся за стол.

2. Основная часть:- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

Игра: «Узнай сказку по загадке»

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

                   * **

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

                   * **

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

                   * **

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит).

                   * **

Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро к вам приду. (Колобок).

Игра: «Узнай сказку по картинке»

- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) - Кто её сочинил?- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Игра: «Узнай сказку по героям»

- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)

2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)

3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)

4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)

- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок.

Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)

- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)

- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)

- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)

3. Физминутка:

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Продолжение работы: Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений».

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - - )

Репка; Кошка; Мышка. Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку. 1) \- - - . 2) \- - -. 3) \- - - . - Из какой сказки этот отрывок? («Репка»)

5. Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге белогладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

6. Самостоятельная работа в тетрадях:- Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. (Столы детей разлинованы под углом 30 градусов). Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (жёлтый цвет, потому что репа жёлтая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.

7. Подведение итогов:

-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Приложение 3


Приложение 4

Основные правила работы со сказкой

  • Читать сказку должен взрослый, которому ребенок целиком и полностью доверяет. Если какие – то конфликты и непонимание в отношениях с ребенком все же имеются, то нужно проработать эти проблемы (самостоятельно или с помощью профессионала).
  • Важен телесный контакт. Если вы хотите проработать какие – либо волнующие ребенка вопросы, особенно его страхи, посадите его на колени, обнимите – ребенок должен чувствовать себя в безопасности, когда он будет встречаться с тем, что его волнует.
  • Читайте сказку неторопливым, спокойным голосом. Интонации и ваш голос должны передавать атмосферу сказки, диалоги же необходимо читать эмоционально.
  • Сделайте обсуждение немного отсроченным, если ребенок маленький или быстро устает. Вернитесь к этой сказке позже, пересказав прежде ее краткое содержание.
  • Не указывайте напрямую на сходство поведения вашего ребенка и главного героя, то есть не говорите: «Вот, ты ведешь себя точно так же», и т.п. Ребенок и так это поймет, если сказка попала «в точку», особенно если увидит, что персонаж изначально ведет себя не очень хорошо. Кроме того, как и в любой ситуации психологической работы, у детей постарше может возникнуть нежелание отождествлять себя с главным героем. В этом случае опирайтесь на положительные изменения, которые произошли в поведении главного героя в результате определенных событий, сконцентрируйтесь на том, что любой человек может исправиться, главное – верить в него.
  • Подберите слова, которые как можно лучше будут способствовать решению определенной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...