Развитие ребенка 5 – 6 лет. Навыки и умения
материал (старшая группа)

Липатова Марина Николаевна

У детей 5-6 лет проявляется много новых черт в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umeniya_i_navyki_detey_5.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка  5 – 6 лет. Навыки и умения.

У детей 5-6 лет проявляется много новых черт в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Давайте рассмотрим эти черты.

Физиологическое развитие.

Изменения, происходящие с ребенком в этом возрасте, малозаметны, но не теряют своей важности. Самой значимой особенностью является быстрый рост, при этом вес практически не меняется. Ребенок становится более выносливым, подвижным. Он много бегает, прыгает, при этом, чтобы устать ребенку нужно больше времени. В этом возрасте ребенок может в беге преодолевать препятствия, не останавливаясь. Чем больше видов спорта доступно ребенку в этом возрасте, тем лучше развиваются его мышцы. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой моторики и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники удерживают равновесие, перешагивают через небольшие препятствия. Усложняются игры с мячом. Необходимо в этот период обучить его игре «Съедобное – несъедобное», что позволит ребенку использовать полученные раннее им знания. Руки ребенка становятся более крепкими и уже могут дольше висеть на турнике. Дети в этом возрасте часто идут на необдуманные поступки, подражая более взрослым детям. По этому родителям необходимо постоянно контролировать и страховать ребенка. Не редко ребенку необходимы воспитательные беседы по технике безопасности. Вестибулярный аппарат ребенка к этому возрасту уже совершенен.

Ребенок в этот период уже начинает оценивать результаты своей игровой деятельности. Появляются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом становится выигрыш или успех. В случае победы, ребенок чувствует  удовольствие, что приносит радость и способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Проявляются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков они прерывистые, а у девочек – плавные). Также наблюдается улучшение мелкой моторики. Некоторые дети уже умеют продевать шнурок в ботинок и его завязывать бантиком. В старшем возрасте культурные и гигиенические навыки продолжают совершенствоваться. Ребенок осознает, как одеваться в соответствии с погодными условиями, соблюдает основные правила личной гигиены, привычки здорового питания способствуют усвоению здорового образа жизни.

Знания.

В 5 – 6 лет знания и умения ребенка можно разделить на две большие группы:

  • Физические умения;
  • Знания о себе и мире.

Обе эти группы очень важны и необходимы каждому ребенку. Не нужно заставлять ребенка заниматься в ущерб прогулкам на свежем воздухе. Ребенку необходима регулярная смена активности. Стоит предложить ребенку после занятия активно подвигаться: побегать или поиграть в подвижные игры. После этого вы можете вернуться к занятиям.

Как уже говорилось, в этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • быстро бегать и преодолевать препятствия не замедляя темп;
  • прыгать: на двух  ногах вверх, вперед, в стороны; на одной  ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие;
  • приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
  • кувыркаться через голову;
  • ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
  • чередовать движения;
  • кидать мяч из любого положения в разные стороны;
  • лазать по стенке; висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.

 Знания о себе и мире:

  • собственные имя и фамилия;
  •  домашний адрес;
  •  телефон родителей;
  • правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья). Знать номера экстренных служб;
  • уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;
  • различать право и лево относительно своего положения;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;
  • понимание понятия время, умение пользоваться часами;
  • знание простых антонимов, умение их подбирать;
  • считать до 10 и более;
  • различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;
  • уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень);
  • знать природные явления. Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;
  • называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);
  • знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;
  • уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов;
  • знать разные виды техники, марки машин. Уметь объяснить, для чего используются разные виды;
  • ориентироваться и знать много домашних и диких животных. Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека; знать ряд птиц, насекомых, рыб. Уметь рассказать особенности каждого вида;
  • находить и называть части тела человека, животного;
  • знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников. Уметь объяснить, чем они отличаются между собой;
  • уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда;
  • сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.

Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый малыш развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки.

Речевое развитие.

Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Развитие личности.

В 5-6 лет сложные процессы происходят в психологии ребенка. В этот период формируется база личностных качеств. Ребенок постигает нравственные, ценностные ориентиры, учится вести себя в обществе и с другими людьми. В этот период закладываются основные понимания о добре и зле, морали. К начальной школе можно судить о том, каким человеком вырастет ребенок. Изучая окружающий мир, ребенок теперь не только отмечает внешние признаки и содержание предметов, его больше интересуют взаимоотношения, психологическая суть событий. В ежедневных играх все чаще можно заметить, как ребенок обыгрывает события, произошедшие с ним или его знакомыми ранее. Так он осмысливает происходящее, делает свои выводы. Основным движущим элементом познания в 5-6 лет остается любознательность. Опираясь на полученный ранее опыт, дети начинают постепенно проявлять осторожность, продуманность. Если у ребенка есть достаточно свободы и он понимает, что за свои действия придется нести ответственность, он постепенно начинает прислушиваться к правилам поведения осознанно. В 5-6 лет происходит процесс формирования личности ребенка, независимой от мнения родителей. Часто в этот период дети начинают спорить со взрослыми, пытаться отстоять свою точку зрения. В этот период часто происходит разрыв в доверительных отношениях между ребенком и родителями. Чтобы избежать этого, рекомендуется давать возможность высказаться, поблагодарить его за мнение и при помощи понятных для него фактов, объяснить, почему нужно сделать по другому. В 5-6 лет ребенок начинает искать свое место в семье и в интересах родителей показать ему, что он важный член семьи, к которому прислушиваются. ребенок уже может выслушать долгое пояснение, вникнуть в смысл слов, понять, почему нужно делать то или иное действие. Разрыв между поколениями происходит из-за нежелания взрослых выслушать детей. На вопросы или комментарии ребенка не нужно отвечать односложно. Старайтесь давать полноценные, развернутые ответы. Головной мозг ребенка уже очень хорошо развит. В период 5-6 лет дети запоминают и узнают огромное количество различной информации. Малыш учится мыслить абстрактными категориями, анализирует происходящее, ищет причины происходящих событий. Новый подход к знаниям позволяет быстро усваивать любую предложенную информацию. Пик умственных способностей дополняется быстрым развитием понимания собственного я. Дети в 5-6 лет начинают понимать собственные эмоции, ощущения, учатся говорить о своих чувствах.

 Познавательное развитие.

В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.

 Развитие психических процессов.

В 5-6 лет наступает пик умственных возможностей ребенка. Малыш не только хочет узнать много нового, но и может запомнить такой объем информации, который недоступен для любого другого возраста. К базовым умениям изучать окружающий мир добавляются сложные операции мышления и логики. Малыш оперирует различными абстрактными понятиями, ищет связи между предметами, событиями. Психика ребенка созрела, она готова понять и принять практически любую информацию, осознать ее, найти аналогии с имеющимся опытом. Конечно, мыслительные процессы ребенка в 5-6 лет еще не совсем похожи на рассуждения взрослого. Малыш оперирует собственной базой знаний и понятиями, которые не всегда подходят к выбранному вопросу. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка рассуждать, развивать его интеллект. Это умение легко прививается простыми разговорами на интересующую кроху тематику. На любой вопрос нужно не просто отвечать “да” или “нет”, а через рассуждения, наводящие вопросы, приводить карапуза к собственным выводам. К 5,5 годам хорошо научить малыша высказывать свое мнение, используя аргументы. На собственном примере покажите, как важно не только высказывать свои желания, но и аргументировать их. Хорошо стимулирует это умение предоставление самостоятельности в простых вопросах. Пусть кроха сам принимает решение, что одеть или во что играть. Объясните, что делая выбор, карапуз берет на себя ответственность за совершенное действие. Если он сломает вещь, которую мама не рекомендовала брать, то в качестве наказания он будет лишен сладкого. Часто именно в этом возрасте дети интересуются, как они появились на свет. Выбор ответа на этот вопрос зависит от родителей, но желательно заранее обсудить на семейном совете единый ответ. Не рекомендуется рассказывать о капусте или аисте, ведь это будет неправда, а дети на улице расскажут другую историю. Можно ограничиться рассказом о большом желании родителей завести ребенка, в результате которого у мамы в животе появился кроха. Подробностей не нужно. На психику ребенка большое влияние оказывает его окружение. В 5-6 лет многие дети начинают относиться к себе с критикой, сравнивая свою внешность, физические и умственные способности с возможностями сверстников. Не рекомендуется добавлять сложностей, сравнивая его с другими детьми. Лучше расскажите об уникальности каждого человека на земле, особенностях каждого человека.

Возраст 5-6 лет — переходный период. Ребенок становится старше, меняет свое мышление, поведение, обзаводится новыми умениями. В этот период взрослым нужно принять происходящие изменения, признать, что малыш становится старше, самостоятельнее. Если вы примете взросление своего сына или дочки как данность, будете относиться с уважением к возрастающему желанию принимать решение, то сможете из наставника стать другом и опорой.

Список литературы

  1. Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/kalendar/ot-5-do-6-let/#1 
  2. Источник Возрастные характеристики особенностей развития детей: https://mdou218.ru/images/18-19/doc/obr/prilozhenie_k_aoop_do.pdf
  3. Источник РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ: ОСОБЕННОСТИ И РЕКОМЕДАЦИИ И.А. Галкина (к.пс.н.):  http://www.laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/142-razvitie-rebenka-ot-pyati-do-shesti-let-osobennosti-i-rekomedatsii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста»

Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:...

Консультация для педагогов «Развитие у детей навыков и умений опытно – экспериментальной деятельности»

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлен...

Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»

Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»...

Мастер – класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»

Мастер – класс«Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»...