Описание проекта «Разновозрастное взаимодействие детей с ОВЗ в игре»
статья (старшая группа)

Жирнова Наталья Владимировна

Организация разновозрастного взаимодействия детей с ОВЗ в игре, как ведущего вида деятельности дошкольников, обеспечивающих их социализацию  и поддержку игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание проекта «Разновозрастное взаимодействие детей с ОВЗ в игре»

Тематика проекта – инклюзия.

Название проекта – «Организация взаимодействия детей с ОВЗ разного возраста в сюжетно-ролевой игре».

Целевая группа - Разновозрастная группа детского сада с возрастным диапазоном 4-7 лет.  Три человека – 7 лет, пять человек – 6 лет, два ребенка – 5 лет и два ребенка – 4 года.

Содержание проекта

Цель проекта – организация разновозрастного взаимодействия детей с ОВЗ в игре, как ведущего вида деятельности дошкольников, обеспечивающих их социализацию  и поддержку игры.

Задачи:

- воспитывать уважение, толерантность, готовность помочь;
- формировать способность отстаивать свои интересы в отношениях со старшими и младшими детьми;
- формировать принятие помощи детей, имеющих большой опыт, и способствовать оказанию помощи детям, нуждающихся в ней;
- развивать способность понимать, что ребенок является примером для других детей, и благодаря этому рефлектировать свое поведение;
- развивать способность к разрешению конфликтов;
-  развивать способность понимания того, что для жизни в обществе различные потребности, желания, способы поведения должны быть согласованы между собой;
- развивать интерес к потребностям и особенностям детей старшего и младшего возраста.

Введение

Организация игровой деятельности в разновозрастных группах детей с ОВЗ имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Но есть и преимущества, они заключаются в том, что  младшие  дети учатся играть у старших детей. В  играх старшие дети  заботятся о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки.  Формируются  правильные  взаимоотношения в коллективе, самостоятельность, интерес детей к совместным играм.

Практика и наблюдения подтвердили: совместные игры детей 4—7 лет являются эффективным средством в развитии игровых навыков у воспитанников младшей подгруппы и их совершенствования у старших дошкольников.

Во-первых, это связано с тем, что ребенок пятого года жизни еще очень слабо разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, круг его представлений узок.

Во-вторых, участвуя в игре со старшим, ребенок пятого года жизни испытывает огромное удовлетворение от общения. Ориентируясь на старшего как на образец, младший дошкольник легко запоминает разнообразие и порядок игровых действий, осваивает нормы ролевых взаимоотношений в каждой конкретной сюжетно-ролевой игре. Для старшего же дошкольника престижно выступать образцом для подражания. Он старается четко и выразительно передать свою роль, выполняет все правила, закрепляет тем самым нормы поведения и взаимоотношений, связанных с выполнением роли; учится общению с младшими детьми в игровой ситуации.

Однако, при организации игрового взаимодействия детей с ОВЗ, убедительных результатов можно добиться только при вдумчивом целенаправленном педагогическом руководстве совместными играми детей разного возраста. Организуя, такое взаимодействие и отбор содержания игр я ориентируюсь на следующие положения:

  • в организуемом игровом взаимодействии должна прослеживаться его необходимость и привлекательность;
  • взаимодействие должно быть содержательным, строиться на общем интересе детей к совместной игровой деятельности;
  • организуя взаимодействие детей разного возраста в игре, необходимо соизмерить долю участия каждого ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей, стараться наделить его желаемой ролью, каждый раз стремиться использовать игровую роль для утверждения положения ребенка в детском коллективе;
  • организовывать взаимодействие необходимо по принципу нарастающей сложности, поэтапно — сначала через узкую, затем через все более широкую ситуацию игрового общения;
  • в результате взаимодействия в совместной игре ребенок должен получить новые или закрепить уже приобретённые игровые навыки;
  • дети обязательно должны испытать чувство удовлетворения и радости от игрового общения.

В своей практике для организации игрового взаимодействия детей с ОВЗ 4—7 лет, я использую следующую методику, которая состоит из пяти этапов.

План мероприятий по проекту

Этапы проекта:

- 1 этап – сентябрь.

На первом этапе мной проводится работа по подготовке дошкольников к совместным играм. Поскольку цель данного этапа — воспитание интереса к общим играм, сначала организовываю временное, эпизодическое взаимодействие нескольких отдельно играющих разновозрастных подгрупп.

Такое взаимодействие организовывала тогда, когда обнаруживалась возможность игрового контакта младших и старших детей в процессе развертывания их отдельных игр. Например, старшие дети увлеклись сооружением моста. Я, увидев, что кончается строительный материал, спрашивала: «Не надо ли позвонить на кирпичный завод и попросить, чтобы нам подвезли несколько машин кирпича?» Обычно старшие дошкольники с удовольствием принимают такое предложение. Затем я уже обратился к детям младшей подгруппы, играющим в шоферов: «Только сейчас мне позвонил начальник по строительству моста и просил подвезти несколько машин кирпича. Не хватает шоферов, а стройке срочно нужны кирпичи. Не смогли бы вы помочь?» Малыши с радостью согласились выполнить такую просьбу. Старшие дети были благодарны малышам за помощь.

В каждом игровом взаимодействии младших и старших очень важно чувство удовлетворенности от общения в совместной игре. Поэтому, когда мост был построен, я вновь организовала временное взаимодействие двух играющих подгрупп, предложив строителям пригласить шоферов на торжественное открытие нового моста: «Пусть их машины первыми проедут по большому и красивому мосту, украшенному флагами».

- 2 этап – октябрь, ноябрь.

Когда у детей всех возрастных подгрупп появился интерес к совместным играм, я приступила к проведению второго этапа в организации игрового взаимодействия. Передо мной стояла задача включения младших детей в совместную игру со старшими с самого начала ее и до завершения.

Подбирала игры, содержание которых заведомо способствовало организации такого взаимодействия и не было сложным для реализации.

Взаимодействие обосновывалось пока ещё на простых игровых действиях и взаимоотношениях, но уже в значимых для младших дошкольников ролях, приближающих их к равноправным членам игрового коллектива. Например, в игре «Столовая» или «Детское кафе» нужно несколько официантов, поваров, их помощников, в игре «Театр» нужно много артистов на разные роли. В таких играх дети обеих подгрупп учатся договариваться между собой, распределять обязанности («Давай, ты, сейчас будешь печь печенье, а я буду готовить суп»,— говорит Оля. Лиза отвечает: «Ладно, а потом мы будем вместе жарить котлеты»), они постепенно привыкают к равноправному положению и взаимодействию в совместных играх.

- 3 этап – декабрь, январь, февраль.

Основная цель третьего этапа состоит в том, чтобы вывести младшего и старшего ребенка на взаимодействие в более сложных и увлекательных по содержанию играх, построенных на активном, тесном контакте. Для этого я подбирала игры, содержание которых позволяло организовать взаимодействие старших и младших дошкольников уже в двух главных ролях. Однако содержание игровых действий на данном этапе оставалось пока еще единым. Например, в игре «Летчики» по правилам безопасности второй пилот обязан в полете дублировать действия первого пилота. Единое содержание игровых действий, заключенное в двух главных ролях, позволяет организовать взаимодействие младшего ребенка со старшим. Несмотря на то, что роль второго пилота сложная, младший дошкольник легко с ней справляется, повторяя (так положено по роли) каждое игровое действие старшего товарища.

Организация подобного взаимодействия полезна и старшим, и младшим детям. Для младшего выполнять одну из главных ролей наравне со старшим — большая радость и огромное удовлетворение от общения.

Активно, с большим вниманием перенимая игровые навыки старшего товарища, ребенок из младшей подгруппы все больше утверждается в игре как равноправный участник, способный выполнить не только пассивную и малозначимую роль, но и главную. Для старшего дошкольника престижно выступать образцом для подражания. По ходу выполнения роли он проговаривает свои игровые действия (информирует второго пилота), что способствует их осознанности, закреплению игровых навыков.

- 4 этап – март, апрель, май.

На четвертом этапе организации игрового взаимодействия я ставила цель предоставить возможность младшим детям выйти на самостоятельное в определенной степени выполнение одной из ведущих ролей, а старшим дошкольникам через выполнение игровой роли выступить организаторами игровых действий младших товарищей. Для этого отбирала игры, в которых старший и младший вступали во взаимодействие         в двух смежных ролях, дополняющих одна другую. Таким образом, обе роли оставались ведущими, но строились уже на разном содержании игровых действий: врач — медицинская сестра, продавец — помощник продавца, артист цирка (фокусник, дрессировщик) — и его помощник (ассистент). В данной ситуации старший  дошкольник выступал в роли «распорядителя» игровых действий младшего. Как врач он даёт указания медицинской сестре выписать рецепт, сделать перевязку, подобрать медицинскую карту и др. Младший ребенок должен по словесному указанию выполнить требования врача опоры на образец. Это более сложная форма взаимодействия, требующая некоторой подготовленности, например, ранее организованного наблюдения за игрой старшего дошкольника в такой роли.

- 5 этап – июнь, июль, август.

И наконец — пятый этап в организации игрового взаимодействия детей разновозрастной группы. Младшие дети подводятся к «авторитетному» участию в совместных играх со старшими, которые, в свою очередь, ставятся в ситуацию принятия младших дошкольников как равноправных членов играющего детского коллектива.

Взаимодействие в играх на этом этапе представляло собой развернутую форму игрового общения, строилось на участии старших и младших детей в ведущих или значимых и совершенно самостоятельных ролях, основанных на личном содержании игровых действий.

При таком взаимодействии младший ребёнок наиболее ярко ощущает свое равноправное положение в игре со старшими детьми. Во-первых, он выполняет престижную роль, во-вторых, эта не только престижная, но в некоторой степени независимая. Младший ребенок уже не дублирует действия старшего и не выполняет его задания и распоряжения, в общей игре со старшим он действует самостоятельно; в-третьих, чувствует необходимость своего участия в роли. Старший ребенок при организации такого взаимодействия видит, что младший способен выполнить, ведущую роль на равных. Он проникается особым уважением и доверием к своему младшему товарищу.

Эта самая сложная форма игрового взаимодействия и возможна она при активной роли педагога и в том случае, когда у старших и младших детей накоплен определенный опыт игрового взаимодействия.

Результаты деятельности

Практика показала: организация взаимодействия в сюжетно-ролевых играх детей с ОВЗ, осуществляемая по предлагаемой методике, позволяет добиться значительного обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. А также повышения уровня игровых навыков, сплоченности детского разновозрастного коллектива, где формируются  правильные  взаимоотношения, самостоятельность и интерес детей к совместным играм.

Дальнейшее развитие проекта                                                                                        

В организованном дружно играющем коллективе детей, педагогу легко можно будет решать коррекционные задачи по развитию познавательных психических процессов и формированию необходимых знаний, умений и навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Так, например, возникла идея об организации педагогического проекта – «Играй и развивайся». Цель которогосоздание специальных образовательных условий (ситуаций) в игровой среде для интеллектуального развития личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Разновозрастное взаимодействие детей »

Разработка проекта по теме самообразования «Разновозрастное взаимодействие детей». Данный проект направлен на более углублённую работу с детьми разного возраста согласно годового плана дет...

Проект разновозрастной группы 4-6 лет "Народная игра"

Цель проекта: Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду....

Проект разновозрастной группы детей 5-7 лет «Пожарная безопасность для дошкольников»

Проект разновозрастной группы детей 5-7 лет«Пожарная безопасность для дошкольников»...

Проект разновозрастной группы детей 5-7лет. «Юный эколог»

Проект разновозрастной группы детей 5-7лет. «Юный эколог»...

План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)

План – конспект  совместной  деятельности   «Изготовление  книжки-малышки о семье»  (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей групп...

План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)

План – конспект  совместной  деятельности «Изготовление  книжки-малышки о семье»  (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)...