Игровая терапия как средство сохранения психологического здоровья детей
учебно-методический материал

Шнырёва Татьяна Валериевна

Семинар-практикум

«Игровая терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_mbdou.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Игровая терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Материал подготовил:

Учитель логопед Шнырёва Т.В.

Цель: ознакомление педагогов с опытом работы по проведению и организации непосредственно детской деятельности с элементами игровой терапии при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющие статус ОВЗ (речевое развитие).

Задачи:

- научить педагогов способам развития самопознание у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий и  терапии;

- обеспечить коррекцию эмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста в социальной среде и семье через игровую деятельность;

 - способствовать формированию гармоничного внутреннего мира ребенка дошкольного возраста посредством деятельности, связанной с искусством;

- формировать и обеспечивать коррекцию нарушений коммуникативной сферы, эмоционального фона детей дошкольного возраста; развитие воображения, художественно-творческих способностей, здоровых установок и мотиваций;

Материалы: -конструктор Lego; песочница.

Ход семинара-практикума:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня приглашаю вас в замечательный мир – в мир необыкновенной, я бы даже сказала, необычной  игры, поскольку речь сегодня пойдет об игровой терапии или игротерапии.

Что же такое Игротерапия в вашем понимании? (ответы педагогов)

Сегодня мы с вами рассмотрим понятие Игротерапия – одно из направлений арт- терапии.

Что же означает Арт- терапия? (ответы педагогов)

Даже больше, в буквальном переводе, лечение искусством. Суть данного метода состоит в том, что посредством рисунка, игры, сказки, музыки, арт-терапия дает выход внутреннему дискомфорту человека и негативным эмоциям, помогает понять и принять собственные чувства.

Мы пытаемся реконструировать психотравмирующую ситуацию с помощью художественно-творческой деятельности. Как говорила психолог Эдит Крамер - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира. Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов".

Арт - терапевтические упражнения способствуют «прорыву» из подсознания человека разнообразных негативных чувств и ситуаций, комплексов, зажимов. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным, истинным, первоначальным переживаниям и к глубинным (внутренним) бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт- терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми дошкольного возраста, так и при работе со взрослыми.

Круг применения этого направления в арт-терапии очень большой: при травмах психологического характера, например  связанных с разводом родителей; для коррекции агрессивного и тревожного проявлений и поведения; для профилактики и лечения различных фобий и детских страхов; при заикании, тиках; при речевых нарушениях различной степени тяжести  и многих других проблемах.

Ну что же, сегодня мы проговорим и проанализируем  применение игровой терапии для стабилизации и коррекции эмоционального фона дошкольников, хотя и взрослым это тоже может быть полезно.

Почему? Ответы педагогов

Действительно, потому что непосредственно наши эмоции играют одну из важнейших ролей в жизни человека: помогают чувствовать настоящую реальность и учат правильно реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что дошкольнику нравится, что пугает, на что следует обратить особое внимание. Если человек эмоционально стабилен и благополучен, то у него высокая самооценка, он сориентирован на достижение поставленных целей, не имеет проблем при общении, может легко выстаивать и успешно поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие - это устойчивый фундамент (основа) успешности ребенка в будущем, в полноценном процессе реализации и развитии его личности.  

Таким образом, интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих (семья, сверстники, воспитатели, педагоги, психологи) повышает не только самооценку, самопринятие самого себя, но и позволяет ему избавиться от негативных эмоций, скорректировать свое настроение и поведение. Именно это и позволяет решить одну из основных задач ДОУ – адаптировать ребенка к жизни в обществе  посредством игровой деятельности.

Для достижения данной цели  мы используем следующие игровые технологии: песочницу, конструктор Lego и инновационную коррекционно-развивающую технологию Мозартика (набор «Витражи» и «Туманы») – но об этой технологии мы поговорим в следующий раз.

- Сейчас мы презентуем вам эти игры.

  1. Конструтор Lego. Хорошо известен во всем мире, есть даже такое понятие, как

Lеgо- терапия. По утверждению доктора Дэвида Витбреда из Кембриджского университета, сильная сторона Lego в том, что он не требует особых умений и  навыков для сотворения, в том числе и каких - либо физических навыков: «С Lego даже самые маленькие дети могут почувствовать себя творцами – собирать, разбирать и выбирать нестандартные решения с Lеgо максимально просто». Общепринятым уже стало мнение о той положительной роли, которую играет Lеgо в развитии ребенка. «Самым интересным в этой игре я считаю то преображение, которое происходит, когда хаотично разбросанные детали собираются в одно целое», - отмечает психолог Чарльз Фернихоф. По его мнению, когда дети играют в Lego, они самостоятельны; а когда они сталкиваются с трудностями, то находят интересные и нестандартные решение. Конструктор предоставляет (не стандартные по своим характеристикам) возможности ребенку мыслить не в рамках общепринятых понятий. Кроме того, он подавляет деструктивное начало, присущее детям; развивает творческое воображение, улучшает эмоциональное и психологическое состояние. Наверное, именно поэтому базовые и механические наборы конструктора сегодня применяются в коррекции аутического спектра. Для детей с нарушенными функциями социальной коммуникации  Lego-терапия – настоящий «коммуникативный» подарок. Более чем 15 лет назад клинический психолог Даниэль Ле Гофф заметил, что в выборе игрушек дети, больные аутизмом, охотнее всего тянутся к Lego. Он провел эксперимент. Оказалось, что группа больных детей, совместно играя в Lego по часу в неделю в течение полугода, восстановилась намного быстрее, нежели дети с теми же заболеваниями, но игравшими в другие игры. «Детям нравится, они с удовольствием отдаются этому занятию, которое развивает у них способность к коммуникации без какого-либо намека на стресс», - делится впечатлениями Джина Оуэн, доктор психологии Кембриджского университета. Такой эффект, по ее словам, произвел бы и любой другой конструктор, но заслуга Lеgо в его простоте.

Вспомните, какие виды психических функций мы развиваем конструированием? Действительно!!! Занятия по конструированию, а тем более Lеgо -конструированию прекрасно развивают воображение, фантазию, память; учат мыслить логично, последовательно выделять части и главное - расставлять приоритеты, управлять своим временем, ориентироваться в пространстве. Они формируют усидчивость, базовые психические процессы: внимание, память, мышление. При помощи такого вида деятельности уравновешиваются эмоции, что позволяют ребенку избавиться от стресса и негативных переживаний.

При использовании конструктора Lеgо  у детей дошкольного возраста получаются красочные,  привлекательные, интересные конструкции вне зависимости от имеющихся у них навыков. Ребенок испытывает радость при достижении успеха и находятся в состоянии психологического комфорта при работе с данной игрой.

Также, при работе с конструктором Lego у детей младшего дошкольного возраста возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем и его фантазией, подвластный только ему и сейчас.

Конструктор Legо не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно - развивающая работа  воспринимается им как игра.

Конструкторы  Legо позволяют учитывать не только возрастные, но и гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели поведения, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций, характерных для того или иного пола.

Работа с Lеgо позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения (а  иногда и психо- физиологические особенности), развить способность осознавать свои желания и найти способы их реализации, создать благоприятные условия для развития общения замкнутых детей.

  1. Песочница.

Песок–это природный материал. Он оказывает очень приятное и благоприятное воздействие на психику человека в целом. Песок ассоциируется с самыми приятными мыслями и воспоминаниями. (Какими мыслями и эмоциями он ассоциируется у Вас?).

Как песок пропускает через себя воду, так песок пропускает через себя негативные эмоции, снимает эмоциональное напряжение, успокаивает и расслабляет. Всем нам приятно наблюдать, как песок сыпется сквозь пальцы, в песочных часах, смотреть, как волны на берегу моря, смывают и размывают песок. Это состояние уже само по себе медитативно и созидательно. Поэтому эффект работы с песком можно смело назвать терапевтическим.  

Итак, я предлагаю сформировать три группы участников - первая группа будет работать с конструктором  Lеgо,  а вторая с песком. Команда три  - в своей деятельности будет использовать и Lеgо, и песок. Напоминаю, что сегодня цель нашей работы - использование игровой терапии для стабилизации и коррекции эмоционального фона ребенка. А что лучше всего передает эмоциональный состояние человека? (Настроение).

Поэтому - задание для первой команды: с помощью игрового набора Lеgо создать работу, которая будет называться «Настроение сегодняшнего дня».

Участники второй команды будут работать над созданием нескольких картин «Настроение времен года».

А педагоги команды номер три, с помощью конструктора Lеgо и песочницы, будет строить страну Настроения.

Правила отсутствуют. Доверьтесь своему внутреннему миру (правому полушарию)  и творите, даже больше скажу – Созидайте.

 (участники семинара выполняют задание, после чего обсуждают картины, делятся впечатлениями и ощущениями)

Педагог психолог:

-Устраивайтесь по удобнее. Фоном звучит спокойная, релаксирующая музыка.  Начинаем сеанс особого волшебного дыхания. Сейчас в течение нескольких минут вам нужно будет спокойно дышать и чувствовать, как вдыхаемый воздух проходит по всему телу, идет все глубже и глубже в самую середину, а потом снова выходит. Особенность и волшебство этого дыхания состоит в том,  что, когда вы  закрываете глаза, вам нужно представить себе, что когда вы делаете вдох, этот кусочек воздуха начинает светиться и блестеть как свет или россыпь бриллиантов, которые пропустили через себя лучик света. По мере прохождения через тело его цвет изменяется. Пройдя через тело, воздух поглощает все грустное настроение и все плохое, что произошло с вами за этот день, либо за предыдущие дни, и уносит с собой вон из вашего тела. А если подольше понаблюдать за своим дыханием, можно заметить, что, выходя наружу, воздух становится все светлее и чище. Это оттого, что в вас остается все меньше и меньше душевной грязи. Все плохие мысли, настроения и неприятности, которые досаждали, очищаются и выводятся волшебным дыханием!

Упражнение «Внутренний ребенок»

Цель: эмоциональная разгрузка, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций, саморегуляция психологического состояния.

Педагог психолог: обычно при фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. Вспомните, как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.

А мы? Как мы переживаем это состояние?

Правда, похоже? Мы не позволяем себе топать ногами и бросаться на обидчиков с кулаками, это естественно. Однако, именно эго-состояние отвечает за наши чувства, за их проявление. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».

Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите его…

 - Во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица?

 Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, обнимите, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш внутренний ребенок, прижмите его к себе.

А теперь уменьшите ребенка до размеров горошины и аккуратно положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. Удобно ли ему, безопасно? А как теперь себя чувствуете вы?

Старший воспитатель: Участие ребенка в игровой терапии со сверстниками, воспитателями, психологами расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию в совместной деятельности, помогает скорректировать различные коммуникативные нарушения, повышает чувство социальной значимости, помогает регулировать эмоциональные проявления в коллективе и семье.

 Такая деятельность с использование игровой терапии, как и других направлений арт-терапии, дарят детям (ну чего уж скрывать, и нам  взрослым) радость познания, творчества, поднимают настроение и дают жизненный ресурс. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в игре, своих рисунках, аппликациях, и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, и прочувствовал.

Педагог психолог: Предлагаю вам поучаствовать в тренинге ОСВОБОЖДАТЬСЯ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ПРЕОБРЕТАТЬ!» (звучит спокойная, тихая, фоновая музыка)

 Хочу вам напомнить,  что «ОСВОБОЖДАТЬСЯ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ПРИОБРЕТАТЬ!»

Почему? – спросите вы. Отвечаю – даже, чтобы налить в кувшин воды – кувшин должен быть пустым. Чтобы чем-либо заняться – надо освободить для этого время.

НО! Наше время ограничено, поэтому зачем его тратить на то, чтобы жить чужой жизнью?

Зачем жить мыслями других людей?

Зачем позволять шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос?

ОЧЕНЬ важно следовать своему сердцу и интуиции. Но! НЕ ТАК УЖ ЭТО И ПРОСТО. ПОЭТОМУ, ТОЛЬКО ТЕХ ЖДЕТ УСПЕХ И СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ, КТО БОИТСЯ, ПЕРЕЖИВАЕТ, НО ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД, СЛЕДУЯ ЭТОМУ СВОЕМУ ЗОВУ СЕРДЦА.

Вы, на самом деле, уже знаете как вы хотите  жить. Надо только прислушаться к себе. Стать к себе внимательным, к своим потребностям и желаниям.

А для этого, НЕ надо себя «ЗАХЛАМЛЯТЬ» мусором. Вы НЕ мусорное ведро! Мы НЕ копим мусор дома, а периодически его выбрасываем. И из себя, периодически надо «ВЫБРАСЫВАТЬ» НЕ нужное, или НЕ актуальное, или НЕ важное… ВЫ СЛИШКОМ ЦЕННЫЙ человек, прежде всего для себя, чтобы быть «заполненным» чем - попало.

Мы тащим в дом и захламляем НЕ только дом, а и свою Нервную Систему, МЫСЛИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ – каждый раз, когда мы получаем информацию, с которой НИЧЕГО НЕ делаем, мы ЗАХЛАМЛЯЕМ СВОЙ МОЗГ.

Энерго- информационная диета – НАЧАТЬ избавляться от лишнего, не смотреть то, что вас НЕ развивает. НЕ тяготеть к НАКОПЛЕНИЮ – вещей и людей. Да, да, и людей тоже. Надо стараться окружать себя такими людьми, рядом с которыми хочется находиться. Рядом с ними вы чувствуете, что: вы можете, вы хотите, у вас получится, вам туда надо, вам хочется двигаться, т.е. вы с ними оживаете. Или, когда вы с ними пообщались – вы как будто хорошо выспались и отдохнули.

Сегодня, семинар который мы подготовили для вас, нацелен на приобретение вашего опыта и раскрытие внутреннего педагогического потенциала. Мы очень надеемся, что для вас мы стали теми людьми – с которыми хочется находиться, вместе учится и взаимодействовать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Семинар – практикум для педагогов « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».

Семинар – практикум « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».Цель: познакомить педагогов  детского сада с различными видами арт-терапии, ис...

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка....