"Дидактические игры по экологии"
консультация

Головорушко Светлана Леонидовна

Эффективным средством экологического воспитания являются дидактические игры. В игре ребёнок познаёт явления окружающей действительности, с её помощью входит в мир социальных отношений, учится общаться и решать жизненные и социальные задачи, становиться здоровой личностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_ekologii.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологии»

Слайд 2

Дидактические игры по экологии – это занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно вести себя в природе, получают базовые экологические знания, стремятся применять их на практике.

Слайд 3

Ранний возраст Дидактическая игра «Фрукты. Овощи» Цель: Познакомить детей с простейшей классификацией, формировать элементарные экологические знания; Оборудование: две куклы, две корзины, набор карточек с изображением овощей и фруктов. Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые пришли в гости. Куклы просят помочь им и разложить продукты по разным корзинам. Дети с помощью воспитателя раскладывают овощи и фрукты по корзинам.

Слайд 4

Дидактическая игра «Угадай, что съел?» Цель: Учить узнавать на вкус овощи и фрукты. Материал: целые фрукты и овощи, кусочки свежих овощей и фруктов, тарелка, салфетка. Ход игры: Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Скажи, что ты съел? Найди такой же овощ (фрукт) на столе».

Слайд 5

Дидактическая игра «Кто, где живет?» Цель: Создать условия для освоения детьми элементарных знаний о диких и домашних животных . Материал: картинки с изображением дома и леса, карточки с домашними и дикими животными. Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Дети должны определить, где оно обитает, и положить картинку на нужное изображение.

Слайд 6

Дидактическая игра «От какого дерева лист?» Цель: Познакомить детей с лексической темой «Осень»; формировать умение соотносить основные цвета. Материал: деревья с коробочками, сделанные из картона трех цветов (красный, зеленый, желтый), листочки из картона тех же цветов, что и деревья. Ход игры: Предложить ребенку разложить листочки к деревьям соответствующего цвета, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом .

Слайд 7

Дидактическая игра «Найди маму детеныша» Цель: Учить детей узнавать по картинке диких и домашних животных, соотносить их по величине и характерным признакам. Материал: Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы, поросенка. Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы, поросенка. Ребенок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

Слайд 8

Младшая группа Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель : Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам. Материал: модуль «Времена года», картинки с сезонными признаками. Ход игры : На столе лежит модуль «Времена года». Воспитатель показывает карточку, на которой изображен один из признаков времен года. Ребенок рассказывает, что он видит. Объясняет, в какое время года это бывает и прикрепляет ее на нужное поле модуля. Картинки подобраны следующим образом: снежинки, топиться в доме печь, деревья в снегу, дети катаются по льду – зима; сосульки на крыше, лед тает на реке – весна; деревья с зелеными листочками, насекомые, яркое солнышко – лето; темные тучи и дождь, на дереве разноцветные листья, птицы улетают – осень.

Слайд 9

Дидактическая игра «Собери цветок» Цель: Учить детей узнавать и называть весенние растения (ландыш, одуванчик, тюльпан, нарцисс, подснежник) . Материал: картинки с весенними цветами. Ход игры: Воспитатель раздает каждому ребенку по конверту и предлагает выложить картинку с цветком. После выполнения задания, воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какой цветок у него получился. Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко» Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. Материал: плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф , карточки с грибами (съедобными, не съедобными). Ход игры: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Слайд 10

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке?» Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др. Ход игры: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.

Слайд 11

Дидактическая игра «Сложи животное» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам. Материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах). Ход игры: Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Слайд 12

Дидактическая игра «Где спряталась матрешка?» Цель: Закрепить названия растений, воспитывать любознательность, находчивость. Материал: матрешка Ход игры: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны, и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрешку под растением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.

Слайд 13

Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?» Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных. Материал: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных. Ход игры: Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Слайд 14

Средняя группа Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Материал: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года. Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит. Лето. И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Слайд 15

Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зима. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 16

Дидактическая игра «Времена года» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года. Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов. Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

Слайд 17

Дидактическая игра «Узнай, чей лист?» Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе. Материал: листья деревьев. Ход игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

Слайд 18

Дидактическая игра «Найди друзей» Цель: Обобщить знания детей об обитателях животного мира. Материал: парные карточки с изображениями животных из разных местностей обитания. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что животные собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей. Попросите детей помочь зверушкам найти друг друга. Дети должны собрать пары животных, обитающих в одном месте – в лесу, в реке и т. п. Например: заяц – белка, рак- рыба, коза – корова. Дидактическая игра «Кто, чем питается?» Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Материал : мешочек, мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Ход игры: Дети достают пищу для зверей, отгадывают, для кого она предназначается.

Слайд 19

Дидактическая игра «Наши друзья» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах. Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма. Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного. Для усложнения можно добавить карточки, не относящиеся к этим животным.

Слайд 20

Старшая группа Дидактическая игра «Вершки и корешки» Цель: Учить детей составлять целое из частей. Материал: два обруча, картинки овощей. Ход игры: Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у которых используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!»

Слайд 21

Дидактическая игра «Угадай, что где растет?» Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений. Материал : мяч. Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. Дидактическая игра « Назови три предмета» Цель: Упражнять в классификации предметов. Материал : мяч. Ход игры: Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребенку. Он отвечает: «Ромашка, василек, мак».

Слайд 22

Дидактическая игра «Найди свой камешек» Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память. Материал: коллекция камней. Ход игры: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

Слайд 23

Дидактическая игра «Кто, где живёт?» Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания. Материал : карточки «Животные», «Места обитания». Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Слайд 24

Дидактическая игра «Солнышко» Цель: Закрепить знания детей о животных и среде их обитания. Материал: набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточка-задание — это круг, разделенный на 6–8 секторов. В каждом секторе — картинка (например: крот, осьминог, рыба, кит, корова, собака). В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры (например: капля, символизирующая воду). Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Ход игры: В центре круга изображена капля, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней — красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.

Слайд 25

Дидактическая игра «Угадай птицу по силуэту» Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. Материал: картинки с силуэтами птиц. Ход игры: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Слайд 26

Дидактическая игра «Береги природу» Цель: Закреплять знания об охране объектов природы. Материал: карточки с объектами живой и неживой природы. Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Слайд 27

Подготовительная к школе группа Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем?» Цель: Учить различать плоды по месту их выращивания. Материал : медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Ход игры: У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Слайд 28

Дидактическая игра «Лекарственные растения» Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях. Материал : карточки с растениями. Ход игры: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только вырастет (2-3 рассказа детей).

Слайд 29

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Материал: мяч. Ход игры: Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Слайд 30

Дидактическая игра «Природа и человек» Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материал: мяч. Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Слайд 31

Дидактическая игра «Где снежинки?» Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Материал: карточки с изображением разного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Ход игры: Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: «Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?» С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор.

Слайд 32

Движение продолжается со словами: «Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать?» Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т.д. Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

Слайд 33

Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: Закреплять знания детей о насекомых. Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: Вариант 1. 1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Слайд 34

Вариант 2. Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану). Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Слайд 35

Спасибо за внимание! Подготовила: старший методист С.Л. Головорушко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по экологии

Представляю подборку дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста, которые помогут систематизировать, обощить и закрепить знания детей о природе....

Дидактические игры по экологии

ОСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА...

Дидактические игры по экологии

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на пр...

дидактические игры по экологии

игры помогающие ребёнку не толькр познать окружающий мир, но и научиться бережно к нему относиться...

Дидактические игры по Экологии.

- Знакомство с фруктами, овощами....

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...