Конспект занятия «Морозко . »
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лепп Наталья Анатольевна

Конспект занятия  «Морозко . »

(с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, ТРИЗ)

Возрастная адресованность : воспитанники подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Морозко . »

(с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, ТРИЗ)

Возрастная адресованность : воспитанники подготовительной к школе группы.

Длительность мероприятия: 30 минут.

Цель: Формировать представления об агрегатных состояниях воды

Продолжать знакомить детей  с методом «маленьких человечков» (элементы ТРИЗ).

Педагогический замысел:

.  Посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах льда

Продолжать освоение схемы  «превращения» и формирование действия «превращения».

  • Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.        
  •  Совершенствовать словарь;
  • Формировать у детей умения находить к каждому слову (действию);
  • Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;
  • Упражнять в согласовании слов в предложении;
  • Формировать умение делать умозаключения;
  • Воспитывать интерес к познанию природных явлений;
  • Продолжать развивать внимание, наблюдательность, наглядно - образное мышление, усидчивость;
  • Формировать умение договариваться, помогать друг другу;
  • Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений;
  • Развивать воображение, фантазию, мышление, эстетический вкус;
  •  Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности,                        
  • Упражнять в выполнении точности движений;
  • Упражнять в согласовании слов и движений;

Предварительная работа: Наблюдение за водой.  Знакомство с ТРИЗ схемой «Маленькие человечки».  

Материально-техническое обеспечение: Сказка «Морозка», лед, вода, палочки.  Презентация « Пример превращения». Экран. Ноутбук. Схема «Маленькие человечки» по ТРИЗ. Презентации «Земля из космоса» .

Вводная часть: Здравствуйте ребята. Какое сегодня прекрасное утро . Станьте пожалуйста в круг.

 «Здравствуй друг»

Дети стоят на ковре. Звучит загадочная музыка

Воспитатель: « Ребята, хотели бы отправиться в сказочное путешествие, стать маленькими волшебниками и творить чудеса». (ответы детей)

Но вот проблема, как стать волшебниками? Дети предлагают свои варианты превращения в волшебников (взять волшебную палочку, одеть одежду волшебников, сказать заклинание и т.д.)

Игра-перевоплощение (педагог предлагает вспомнить волшебное заклинание)

«Топ, топ, хлоп, хлоп, вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись» (дети «надевают мантию и цилиндр -  превращаются в волшебников» и становятся возле экрана проектора)

Воспитатель: « Ребята, вот вы и превратились в волшебников. А что делают волшебники? (ответы детей). Да, они колдуют или превращают.»

Педагог с детьми составляют план путешествия.

2.Основная часть:

Воспитатель: « Ребята,  сегодня мы с вами:

- поупражняемся в «превращениях»;

- я вам прочитаю сказку.»

Воспитатель: « Итак, план готов, начинаем тренироваться в  «превращениях». Ребята, а быть волшебником – это хорошо или плохо?»

ТРИЗ –игра «Хорошо-плохо» (ответы детей – хорошо быть волшебником  или плохо)

Воспитатель:  «Ребята, мы с вами превратились в волшебников и я предлагаю поупражняемся в превращениях. Я  буду называть предмет, а вы подумайте, во что он может превратиться. И давайте вспомним, чем мы обозначали схему превращения. (ответы детей). Да, правильно, стрелкой. Итак, внимание на экран.»

Игра с презентацией « Пример превращения»

  • Царевна – лягушка – Василиса Прекрасная
  • Гусеница – бабочка
  • Семечко – цветок, дерево
  • Икринки – рыба, лягушка
  • Яйцо – цыплёнок, утёнок, гусёнок
  • Лед - вода

Воспитатель обращает внимание детей на «Дерево знаний», на котором изображена схема «Маленькие человечки» по ТРИЗ

 Воспитатель: «Ребята, обратите внимание на наше «Умное дерево». Там расположились, какие то гости. Но гости какие-то необычные. Они очень похожи на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, кто  эти человечки?» (Ответы детей)

http://deduhova.ru/blog/wp-content/uploads/2016/09/otsm_2036.png

Воспитатель: «Правильно, это действительно «маленькие человечки». Я хочу вам рассказать про них сказку. Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным  глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают.»

Воспитатель: «  А какими бывают вещества? (ответы детей) Да, они бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному. Я предлагаю вам посмотреть кино про этих маленьких человечков.»

Просмотр видео «Три состояния вещества»

Воспитатель: « Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах? (ответы детей) Да, они крепко держатся за руки.»

Воспитатель: «А как себя ведут «человечки» в жидкостях? (ответы детей). Они просто стоят рядом.»

Воспитатель: «А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах? (Ответы детей) В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают.»

Воспитатель: «Какие твёрдые вещества вы знаете?»

Дети: «Твёрдые вещества – это дерево, стекло, земля, лёд, камень

Воспитатель: «А какие жидкости вы знаете?»

Дети: « Молоко, вода, бензин, нефть.»

Воспитатель: «Какие газообразные вещества вы знаете?»

Дети: « Туман, воздух, облака, газ, пар.»

Воспитатель: «Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких ?» (Ответы детей).

Воспитатель: « Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как выглядит наша  планета из космоса?»

Слайд – картинка из презентации «Земля из космоса» 

Воспитатель: « Какого цвета она из космоса? (ответы детей). Да, она голубого цвета.»

Воспитатель: «  Почему она нам кажется голубого цвета?»

Дети: «Потому что на земле много воды».

Воспитатель: « Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.»

Физминутка « Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли «маленьких человечков»  и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга.

Воспитатель: « Ребята, посмотрите, посылка! От кого-же она? (читает). Она оказывается от Снежной Королевы. Но открыть мы её сможем, если вы отгадаете, что в ней находится.»

ТРИЗ – игра «Данетки»  (дети задают вопросы воспитателю, воспитатель отвечает на них «да» или «нет», после того, как дети догадались, что лежит в посылке, воспитатель открывает посылку и достаёт из неё лёд)

Воспитатель: «Ребята, давайте откроем посылку и посмотрим на подарок. Ну, конечно, что ещё могла прислать Снежная Королева – это кусочки льда.

Дети подходят к столу для экспериментирования

Проведение экспериментов со льдом (у детей на столах лежат кусочки льда в тарелочках)                       

Воспитатель: «Оказывается лед — волшебный, он умеет превращаться. Давайте проведем несколько опытов и посмотрим какой же лёд.»

1 эксперимент « Лёд превращается в воду»                                       

 Воспитатель: «Ребята, давайте подержим кусочек льда в руке.  Что произошло? (ответы детей).

Да, правильно, лёд превратился в воду. Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки — и получается жидкость, вода.  Давайте нарисуем схему превращения льда в воду. Чем мы её обозначим? (ответы детей). Да правильно – стрелкой. ( дети рисуют схему – превращения льда в воду)».            

2 эксперимент «Твёрдое – жидкое»

Воспитатель: « Ребята, лед — какое  вещество? Давайте попробуем его палочкой? (ответы детей). Да, это твёрдое вещество, в нем человечки крепко держатся за руки.»

Вывод:

Дети: - Лёд – это твёрдое вещество, при нагревании он превращается в воду.

Чтение сказки «Морозко».

Беседа:

- Горячее мы обозначаем красным кружочком, холодное – синим.

-кто поможет Иванушке?

-как решить эту сложную задачу

   3.  Подведение итогов:

Воспитатель: « Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Вам понравилось быть волшебниками? Ребята, что мы сегодня узнали, и какой вывод мы можем сделать после нашего путешествия?» (ответы детей)

Дети: «Схему - превращения» можно нарисовать стрелкой. Все вещества в природе состоят из маленьких частичек, которые называются молекулами. В разных веществах эти частички ведут себя по – разному. Горячее мы обозначаем красным кружочком, холодное – синим.»

Воспитатель: « Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Ребята, на следующих занятиях мы продолжим с вами эксперименты, я покажу вам другие схемы – превращения. А теперь нам пора возвращаться из страны сказок, вновь в детский сад.

Вокруг себя дружочек повернись,

И вновь в ребёнка превратись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...