Деловая игра для педагогов по теме: «Знатоки экологии»
консультация

Оксана Владимировна Борисова

Цель игры:

 

  1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.
  2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

 

Задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
  • формировать аналитические способности;
  • развивать познавательную и творческую активность;
  • совершенствовать работу в детском саду по формированию основ экологической культуры,
  • ознакомление воспитателей других учреждений со своим опытом работы. Оборудование: листы бумаги, карандаши, ручки, эмблемы для команд, бумажные облака с пословицами, конверты с заданиями, презентации: «Что на что похоже», «Угадай- ка».

Ход игры:

Добрый день уважаемые педагоги! Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

(Р. Сеф)

 

Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы,   к сожалению, констатируем: многого не вернуть сегодня из того, что растоптали, разорили и т. д. Мы осознаем, что все растраченное и

уничтоженное необходимо восстанавливать по крупицам. Выращивать, защищать и оберегать. Как донести до детей основы экологических знаний – об этом мы сегодня вспомним в ходе проведения деловой игры «Знатоки экологии».

 

Сегодняшняя наша встреча посвящена природе. Ведь природа – это богатство человечества. Ее необходимо беречь и охранять. Нашу встречу, мы проведем в форме игры, участниками которой будут две команды. Это

 

команда «Знатоки леса» и команда «Любители путешествий». Я желаю командам удачи! И представляю вам членов жюри.

  1. конкурс: «Разминка»

А теперь настало время для первого конкурса. Воспитатель должен все знать и все уметь, ответить на любой вопрос ребенка, быть эрудированным. Чтобы проверить, обладаете ли вы этим качеством, предлагаем вам следующее задание. За 1 минуту вам нужно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ, команды получают по - 1 баллу.

 

Вопросы для команды «Знатоки леса»:

  • Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
  • Какой зверь самый чистоплотный? (барсук)
  • Кто рождается 3 раза? (лягушка)
  • Какое насекомое может поднять груз тяжелее собственного веса в несколько раз? (муравей)
  • Какие птицы выводят своих птенцов зимой? (клесты)
  • Какого цвета клюв у молодого грача? (желтого)
  • Какое дерево называют «насосом»? (эвкалипт)
  • Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, сбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую)
  • Кто кукует у кукушки? (самец)
  • Что означает, плачь березы весной? (Сокодвижение)

 

Вопросы для команды «Любители путешествий»:

  • Птичка, которая строит свое гнездо под крышей из глины и склеивает своей слюной? (ласточка)
  • Где язык у бабочки? (на ногах)
  • Птица, которая хорошо плавает, но не умеет летать? (пингвин)
  • У кого ухо на ноге? (у кузнечика)
  • Почему листья с ветвей у верхушки деревьев опадают последними? (они самые молодые, дольше живут)
  • Какая птица умирает от сотрясения мозга? (дятел)
  • Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум или торфяной мох - он хорошо впитывает кровь и дезинфицирует)

  • Какое дерево цветет позднее всех? (липа, цветет летом)
  • Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы, зверя? (вороний глаз, волчье лыко)
  • Птица, которая поедает ос? (осоед)

 

  1. конкурс: «Воспитатель – мое призвание»

Вы все работаете с детьми дошкольного возраста. Попробуйте сформулировать для детей:

-1 команда – правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями.

  • 2 команда – правила безопасного труда в природе.

 

Максимальное количество баллов, которое команды могут набрать в этом конкурсе – 3 балла.

  1. конкурс: Назовите, какие вы знаете программы по экологическому воспитанию?
  • «Юный эколог» С. Н. Николаева
  • «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова
  • «Семицветик» В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова
  • «Паутинка» Ж. Л. Васякина – Новикова
  • «Мы – земляне» Н. Н. Вересов

 

  • Что вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

 

Слово «Экология» образовано от греческих «экос» - дом и «логос» - наука. То есть               экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.

 

  • Как можно сформулировать цель экологического воспитания?

 

Цель: Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры. (Формирование осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.                                   Ознакомление с

окружающим миром.  Формирование знаний и умений по осуществлению взаимодействия с окружающей  природой)

 

  1. конкурс: «Профессионалы»

Настало время показать свои профессиональные качества.

-1 команда - Составьте систему вопросов для закрепления знаний детей по теме «Дикие животные».

  • 2 команда - Составьте систему вопросов для закрепления знаний детей по теме «Времена года».

Закончился 4 конкурс, а это значит, что, команды могут немного отдохнуть, а жюри тем временем подсчитает количество набранных командами баллов.

Физминутка

Вы отдохнули, и мы переходим к следующему конкурсу.

 

  1. конкурс: «Угадай-ка»

Перед вами зашифрованные слова, вам нужно расшифровать их. За каждое отгаданное слово команды получают по – 1 баллу.

ИСК + РЕДА (редиска) ЛИК + ПЕНА (пеликан) БАР + СОКИ (абрикос) ЛИПА + НОТА (антилопа) ИСК + ТОМ (москит)

ГА + ЦИНИТ (гиацинт)

 

  1. конкурс: «Экологическое лукошко»

В работе с детьми педагоги часто используют пословицы и поговорки. На веселых облаках написано начало пословицы, а вам необходимо ее закончить.

Команда «Знатоки леса»:

  • Невелик сверчок, да слышно (кричит)
  • Доброе семя – добрый и (всход)
  • Орехи – девичьи … (потехи)
  • И рыба, и птица хвостом (правит)

Команда «Любители путешествий»:

  • До поры, до времени, не сеют (семени)
  • Кто лето в холодке сидит, зимой (наплачется)
  • Не все, что кисло … (щавель)
  • Луна взошла – солнцу (отдых)

 

  1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е.Чарушин)

 

  1. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки- несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В.Бианки)

 

 7. Конкурс: «Раздумье».

 

Решите педагогические ситуации.

 

  1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?                          (Рассматривание цветов и насекомых,

которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).

 

  1. Во время катания на санках дети задевают ветки и ломают их. Ваши действия? (Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс: «Кто проложит безопасную дорожку для

катания на санках? »).

 

Подведение итогов.

Удивителен мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге, в перелеске, после сильного дождя…

 

Но, где бы ни находился детский сад; в шумном городе или в тихом поселке – воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

 

Мне не унять метели, не растопить снега,

 

Но, чтобы птицы пели – это в моих руках. (В.Солоухин)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами на тему: «Играем и запоминаем»

Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспит...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Деловая игра для педагогов на тему: "Общение педагогов с родителями"

Деловая игра для педагогов на тему: "Общение педагогов с родителями"...

Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО....

Деловая игра для педагогов дошкольного образования"Знатоки предметно-пространственной среды"

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО....