Семинар-практикум для педагогов "Утренний круг"
методическая разработка

Дуденкова Елена Александровна

Согласно ФГОС ДО одним из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_utrenniy_krug.docx231.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №26 «Сказка»

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми»

Выступление подготовила:

педагог-психолог Дуденкова Е.А.

Кстово, 2023 год.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с детьми.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием «утренний круг».
  2. Дать практические упражнения для проведения «утреннего круга» с детьми.

Оборудование: конструктор LEGO, жёлтый круг, лучи солнышка, мяч, карточки приветствия (Приложение № 1).

Ход семинара-практикума:

  1. Вступительное слово педагога-психолога.

Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги!

- Улыбка

Я предлагаю вам в нашем уютном дружном кругу   поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности. Давайте посмотрим друг на друга, на соседей и улыбнемся друг другу!

Улыбнулись? Вы готовы к общению.

Сегодня я хотела бы познакомить Вас с такой формой работы с детьми, как утренний круг. Что это такое?

Мы сейчас немножко на себе испытаем!

«Приветствие частями тела» - в пары по сигналу колокольчика, пожимаем руку друг другу и здороваемся заданной частью, далее по сигналу меняем пару и тд

(ладошки, коленки; животы, пятки; локти, уши; плечи, спина; мизинцы, кулачки)

«Поменяйтесь местами все те, кто» (улучшение общения со сверстниками, формирует взаимопонимание и развивает сотрудничество)

- те, у кого хорошее настроение

- те, кто сегодня в юбке

- те, у кого короткая стрижка

- те, кто носит золотые украшения

- те, кто любит путешествовать

- те, кто любит свою профессию

 Педагог говорит детям о том, что мы все разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом и просит – встаньте те, кто любит мороженое (плавать, ложиться спать вовремя, убирать игрушки) Те, кто согласен с высказываниями педагога, должны встать и перебежать на свободный стул. Делаем вывод в итоге, что у нас действительно много общего.

Игра «Выбери приветствие»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя.

Ход игры: На полу разложены карточки с изображением способов приветствия: рукопожатие, обнимания, танец, улыбка. Один участник выходит в центр круга и становится на любую карточку. Затем кидает мяч, тому участнику, с которым он хочет поздороваться таким способом. Тот, кто поймал мяч выходит в центр круга, и они здороваться друг с другом.

Почта/Импульс – настраиваемся на работу, успокаиваемся  

  1. Теоретическая часть семинара-практикума.

Слайд 2

Психолог: Согласно ФГОС ДО одним из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.

Утренний круг – это совместная деятельность детей и педагога, которая организуется, как режимный момент, проводимый каждый раз в одно и  тоже определенное время. Обычно утренний круг проводят перед завтраком. В зависимости от возраста детей утренний круг длится от 10 до 20 минут.

Такую работу рекомендуется проводить начиная с младшего дошкольного возраста, то есть с 3 лет. Начинать можно с 5-10 минут и постепенно увеличивая длительность до 20 минут

Данная форма взаимодействия пришла в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори.

Утренний круг – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре.

Такая форма работы с детьми позволяет стимулировать познавательную активность каждого ребенка, поддерживать инициативу детей, позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Слайд 3 Утренний круг – это начало дня, когда дети собираются вместе для того…..(экран)

Слайд 4

При этом основной целью такой формы работы с детьми служит создание положительного эмоционального настроя на предстоящий день.

    С помощью такой формы работы с детьми можно решить ряд задач. Это:

  1. Создание условий для общения детей и взрослых,  в первую очередь, мы таким образом мотивируем детей к взаимодействию, к общению друг с другом.
  2. Обогащение опыта детей в понимании эмоционального состояния других людей, т.е. развитие эмпатии.
  3. Формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми
  4. Стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности
  5. Развитие произвольной регуляции поведения
  6. Развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти
  7. Формирование представлений об окружающем мире

Утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на образовательную деятельность.

Нам необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приемами утреннего сбора. Некоторые из них детям нравятся больше, а другие – меньше. Так появляются традиции утреннего круга.

У утреннего круга есть своя структура. Во первых, как собрать детей и сделать это традицией? Придумать позывной.

Для оповещения можно выбрать какой-то звуковой сигнал - определенную музыку, звуки колокольчика (например для деток старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе). Можно говорить определенную речевку, которая может сочетаться с движениями и с музыкой.

Слайд 5

Для проведения утреннего круга необходимы подготовительные действия:

Правила. Они вводятся постепенно, когда появляется в них потребность. Обговариваем их вместе с детьми. Правила вывешиваются на видном месте в виде рисунков или символов.

Слайд 6

Например, правила очередности высказываний – говорит тот, у кого в руках мяч!

Слайд 7

Организация утреннего круга. Обычно утренний круг проводится сидя на коврике либо на подушечках, это могут быть ленточки – лучики общего солнышка, это могут быть просто стульчики по кругу. Я предлагаю вам создать свою традицию так, как вам удобно и занять свое место.

 Но важно, чтобы это был круг. Круг способствует открытости и вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок детей в кругу может меняться.

Во-первых, Приветствие! И ежедневно педагог говорит детям, как рад всех видеть, предлагает улыбнуться друг другу, поделиться своим хорошим настроением.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Поэтому желательно адресовывать приветствие каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие педагог показывает как это делается.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Педагог-всегда пример! В манерах, голос, жесты! Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий.

Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

 Например!

- ладошками по кругу: «Доброе утро,…»

- «Доброе утро, Алина! Я рада что ты сегодня с нами» Когда пример показан, Алина повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети приветствуют по кругу друг друга пока не дойдут до воспитателя.

- «И Маша здесь!»

Есть много способов приветствия – оно может быть вербальным и невербальным. Это могут быть:

- улыбка по кругу

- просто «Я рад тебя видеть»

- глаза в глаза.

- приветствие частями тела под музыку

  1. Далее после приветствия мы можем ввести в традицию тему новостей. Когда дети могут по кругу поделиться своими новостями, событиями кто желает.

Обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто,

кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними

событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети

рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем

педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают

вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам

ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и

активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и

поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени

удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно

предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня

выслушаем. У детей развивается эмоциональная доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

3.Также важно кроме всего прочего, чтобы происходил обмен общей информацией – это то, чем вы занимаетесь регулярно и так – какая погода сегодня, время года, праздник, сколько всего детей – мальчиков и девочек, кто сегодня отсутствует, кто дежурит тот и расскажет про погоду, что сегодня предстоит нам делать, что интересного заметили в группе и тд Воспитатели следят, чтобы каждый из детей в течение недели поучаствовал в таком обсуждении.

4.Далее следует пауза в соотвествии с тематикой – это могут быть игры вашей проектной деятельности, например.

Слайд 8

В начале нашего мероприятия были вводные упражнения-приветствия, как раз подобного плана вы можете проводить в группе

Слайд 9

Кроме этого, как пример есть игры и упражнения, перечисленные на слайде. В интернете их огромное множество. Каждый педагог может найти игры, полюбившиеся именно его группе.

«Я сегодня вот такой» - каждый ребенок в кругу показывает свое движение, а остальные – повторяют. А потом – чье движение понравилось больше?

Игра «Я – воздушный шарик» (я сегодня зверь) Какого цвета? Почему такой цвет? Как он связан с цветом настроения? Я – животное, Я – игрушка

«Волшебный клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.

Включая в работу клубочек или мяч хорошо говорить о том, что заряжает детей – пусть дети делятся тем, что любят, что им нравится больше всего, что они умеют хорошо делать, о своих желаниях.

«Ласковое имя» - (формирование положительного отношения к себе самому и к сверстникам. Снижение тревоги при общении) – каждый ребенок по кругу называет себя ласковым именем, передавая клубок по кругу, остальные дети при этом хором повторяют ласковое имя.

 И в завершении с целью закрепления и утверждения хорошего настроения на весь день делаем тесто хорошего настроения, каждый раз готовя его, внося что-то новое.

 «Тесто хорошего настроения»

 

  1. Заключительная часть семинара-практикума. Рефлексия.

Утренний круг»— один из способов организации свободного общения и воспитанников, что особенно важно для застенчивых детей или для детей, которые мало контактируют со сверстниками (отверженные дети). В ходе «Утреннего круга» дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. 

Утренний круг – важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой ребенок идет в детский сад.

В заключение хочу сказать. Что от того, как начнётся день во многом зависит то, каким он будет на протяжение всего дня. Если начать утро с позитивных эмоций, то и день пройдёт на волне хорошего настроения. Спасибо за ваше участие! А у меня на этом всё.

Приложение № 1

 «Карточки приветствия».

Карточка «Рукопожатие»

http://signeffects.ca/gfx/icons/trust.png

Карточка «Улыбка»

http://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/07/mouth_cartoon_1_22185504-e1532285790139.jpg

Карточка «Обнимание»

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJwhG8wD4XCw0UuGv9Q1BhzsMTIP24nl0UwuVw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Карточка «Танец»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1527424/9fcc253c-56db-4e65-b257-3d8d9e292851/s1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Игры в кругу семьи»

На этом семинаре родители учатся играть: составляют разноцветное меню, отгадывают, что лежит в "Чёрном ящике", становятся "Золушками" и пр. Так же предложены памятки "Игры по дороге домой", "Игры на к...

Семинар-практикум "Развивающие игры в кругу семьи"

Семинар-практикум « Развивающие игры в кругу семьи» Цели:- познакомить родителей с особенностями игры детей стар­шего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному...

КОНСПЕКТ семинара-практикума для родителей «Дружный круг!» в младшей группе.

Обучение специальным движениям рук и их тренировка; развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений. Стимулирование развития сенсорно-перцептив...

Методическая разработка. Семинар-практикум для воспитателей Чтение в семейном кругу как источник формирования интереса к художественной литературе.

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.Задачи:Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.Познакомить с принципами...

Семинар-практикум для педагогов «Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми»

Утренний круг – это совместная деятельность детей и педагога, которая организуется, как режимный момент. Обычно утренний круг проводят перед завтраком. При этом основной целью такой формы работы...

Семинар - практикум для воспитателей "Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми".

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с детьми.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «утренний круг».Дать практические упражнения для проведения &laq...