Образовательная деятельность "Зимушка - зима!"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Нянькина Ольга Викторовна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Зимушка-зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект образовательной деятельности

В подготовительной группе № 33

«Зимушка – зима!»

Подготовил: Нянькина О.В.

Самара 2023

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей на основе ознакомления дошкольников с произведениями живописи, поэзии, музыки. Углубить и конкретизировать представление детей о зимнем периоде,

Задачи:

#1054;бобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе;

#1055;ознакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания; узнавать образы зимы в звуках музыки, стихах, картинах художников;

3. Помочь получить эстетическое наслаждение от красоты природы в зимнюю пору;

4. Пробудить чувства восхищения природой, через произведения художников.

5. Учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, формировать речевое развитие.

Предварительная работа:

1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.

3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».

4. Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.

5. Рисование времен года.

Количество детей: групповое занятие

Оборудование:

для детей: предметные картинки с изображением зимы, опорные схемы.

для воспитателя: Мультимедийный экран, ноутбук, презентация «Зима», композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки», схемы предложения.

Приоритетная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Словарь: снегокат, пушистое одеяло, завьюжило, трескучий, снежная, ледяная, метелица, скользкая, морозит, метет, завывает, морозец, метелица.

Планируемые результаты: Активизация словаря по теме ОД, формирование эстетических представлений о творчестве художников, музыкантов, поэтов.

Методы и приемы:

Практические: лексические игры, игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутки.

Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, презентаций.

Словесные: загадки, вопросы-ответы, ситуативный разговор, беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление предложений.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Ребята, сегодня мы собрались здесь, не просто так! Сегодня чудесный, удивительный день! Мы будем говорить о времени года зима.

Воспитатель: Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима. По-разному она поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Послушайте, как красиво о зиме рассказал поэт С. Есенин:

Ребёнок:

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает со звоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Воспитатель А вот как ласково, нежно, радостно обращается к зиме поэт Вяземский:

Ребёнок:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка;

Здравствуй матушка – зима!

А сейчас наши ребята расскажут стихи про зиму.

Дети рассказывают стихи.

Егор Нуждин, Василиса А., Руслан С. Лиза Д.

Дети садятся

В.: А сейчас, я предлагаю отправиться в виртуальную картинную галерею, но находится она в сказочном зимнем лесу!

- Чтобы попасть в лес, нужно пройти в волшебные ворота. «Кто в ворота пройдет, тот в зимний лес попадет» Пройти в ворота нам поможет игра Игра

«Отгадайка»

Воспитатель загадывает загадку, отвечая на неё ребенок получает снежинку и проходит в ворота.

Загадки

«Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?» (ответ – снег).

«После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга». (ответ – февраль).

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила». (ответ – зима).

«По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Это белый...» (ответ – снеговик).

Пройдя через ворота воспитатель берет корзинку, дети называют описательные признаки снежинки и кладут ее в корзинку.

- Вот и мы попали в зимний лес! Зимушка-зима приготовила для вас много сюрпризов, в своем сказочном владении!

Я хочу вас пригласить на виртуальную экскурсию в картинную галерею (это музей, где находятся картины знаменитых художников) и посмотреть, как русские художники в своих картинах изображали зиму.

Хочется отметить. Что русские художники очень любили писать зимние пейзажи. А кто – нибудь из вас знает что такое пейзаж? Послушайте стихотворение и вам сразу станет всё понятно:

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина

Или поле и шалаш

То подобная картина

Называется пейзаж.

Воспитатель: Так что такое пейзаж?

Дети: изображение природы в картинах.

Воспитатель: Пейзажи природы в картинах русских художников отражают тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним.

Сегодня я вас познакомлю с картинами русских художников, которые изображали зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличаются друг от друга ( просмотр презентации ).

Физминутка:

На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам )

Чтобы носик не замерз, ( топают ногами)

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем ( Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. ( Дети садятся на свои места.)

Воспитатель: Давайте с вами послушаем как зиму увидел композитор Вивальди. Мы сейчас послушаем отрывок из его произведения «Зима». Только слушайте внимательно. А потом мне расскажите, какая может быть зима. (прослушивание музыки)

Какую вы услышали зиму? (высказывания детей)

Воспитатель: Да, ребята. Зима может быть совершенно разной. Мы с вами послушали как о зиме писали поэты и композиторы.

Игра «Подскажи словечко:

Ход игры: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё летят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

На проселки, на лужок

Всё снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик)

Рядом – снежная фигурка,

Эта девочка - … (Снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой … (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил … (снег)

А сейчас ребята, последнее задание от зимушки зимы, самое сложное, но выполнив его, она одарит вас подарочками! Я прочту вам небольшой рассказ , а потом вы самостоятельно попробуете составить рассказ по картинкам , изобразив его на схемах.

Как заяц зимой живет

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке - тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу - попробуй-ка разгляди!

Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться.

Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

Физминутка музыкальная «Мороз – вьюга»

( дети с палочками в руках выполняют ритмичные движения под текст песни)

Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами попробуем составить рассказ самостоятельно.

Составление рассказа про зиму.

Воспитатель: Молодцы ребята, очень вы порадовали Зимушку-зиму! Она вам подарочки приготовила!

Воспитатель подходит к елочке, берет корзинку с подарками, дарит детям. Вот и подошла пора возвращаться нам в группу. Дети проходят через волшебные ворота.

Дети садятся на стульчики.

Рефлексия.

Беседа: Что мы узнали о зиме, какая она бывает, почему нам нравится зима, какие бывают зимой развлечения.

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку - узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

- Круглый маленький комочек я из снега соберу,

Брошу в друга, брошу в брата,

Мы играем, все в снегу. (Снежки)

- Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Игра «Скажи наоборот»

Ход игры: логопед задает детям слова, а они должны дать им характеристику.

Примеры:

  • Летом дни жаркие, а зимой …. (холодные).
  • Летом небо светлое, а зимой …. (темное).
  • Летом день длинный, а зимой …. (короткий).
  • Летом солнце яркое, а зимой …. (тусклое).
  • Весной на реке лед тонкий, а зимой …. (

Упражнение «А что вчера?»

Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
Сегодня снег блестит, и вчера...(блестел)
Сегодня снег падает, и вчера ...
Сегодня снег сверкает, и вчера ...
Сегодня снег тает, и вчера ...
Сегодня снег хрустит, и вчера ...
Сегодня снег идет, и вчера ...
Сегодня снег ложится, и вчера ...
Сегодня снег кружится, и вчера ..

- Ребята, вы много интересного узнали про зимующих птицах.

-Молодцы! Все правильно! Замерзли стоять ? Давайте поиграем и согреемся. Подвижная игра «Замри» 2 раза

- Молодцы, ребята! Согрелись? Мы же зимнем в лесу да, ребята? Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейка Зимою околдован, лес стоит…»

А нам в группу снова возвращаться! Давайте скажем «Кто в ворота пройдет, тот в детский сад попадет»

- Вот мы и в группе

Рефлексия

. – Понравилась вам зимняя прогулка? Что понравилось ребята? Что вы увидели в лесу? Что услышали ? Каким вы увидели лес?

- Сегодня, вы очень много потрудились, отвечали многими вопросами, молодцы ребята!!!

Игра «Сосчитай до 5»

Снеговик, варежка, снежок, пальто

(голосом выделяем окончания у существительных)

Один снежок, два …, три …, четыре …, пять …

Один снеговик, две …, три …, четыре …, пять …

«Один – много»

Цель: формирование умения образовывать единственного и множественного числа существительных.

снежинка – снежинки – много снежинок снег — снегов, много снега

лед — льдов, много льда звезда —

день — узор —

ночь — снеговик —

санки — буря —

вьюга — стужа —

холод — забава —

Физкультминутка «Я мороза не боюсь»:

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Что за звездочки резные

На пальто и на руке.

Все сквозные, расписные,

А возьмешь — вода в руке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимующие птицы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему «Зимующие птицы».Образовательные области: «Коммуникация», «Ознакомление с окружающим»...

Образовательный проект "Зима"

Образовательный проект "Зима" содержит планирование по темам: Неделя доброты.Ах ты, Зимушка-Зима, снежная красавица!Животный мир полярных районов Земли.Зимние забавы.Безопасность поведения зимой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы»

Материал предназначен для детей 3-4 лет;формирует представление детей о птицах....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности: "Зимующие птицы"

Знакомство с зимующими птицами, загадки о зимующих птицах. Пальчиковая гимнастика "Кормушка", физминутка "Снегири". Стихотворение О.Высоцкой "Мастерица зима", стихотворение А.Яшина "Покормите птиц зим...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая образовательная ситуация «Зима»

Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая  образовательная ситуация  «Зима»...