выступление на РМО старших воспитателей
статья

Анна Витальевна Устюжанина

о дополнительном образовании в ДОУ , о работе кружка " В ритме Танца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_na_rmo.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО старших воспитателей на тему:

« Дополнительное образование детей дошкольного возраста.

Кружок « В ритме танца»

В настоящее время перед  российским обществом с особой остротой стоит вопрос о воспитании неординарной личности, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира. Развитие творческих способностей детей является важным фактором их включения в активную деятельность в современных условиях неопределенности и изменчивости. Старший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. По своей природе детское творчество динамично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Психолог Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей пяти - семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, хореографическое, театральное, литературное. При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В основе танцевального искусства лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей.

Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Значение разработки  проблемы развития творческих способностей у детей состоит в том, что целесообразно продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности ребенок не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Творческие способности детей старшего дошкольного возраста - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Если с раннего возраста вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни; воспитывать стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, то будет достигнута ключевая роль эстетического воспитания – формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой творческой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. Воспитание эстетически грамотной и гармонично развитой личности, умеющей ценить и понимать ценности возможно только при тесном соприкосновении с искусством, восприятии и понимании его.

Формируя и совершенствуя характер ребенка, воспитание искусством мягко и ненавязчиво прививает ему необходимые нравственные навыки, учит взаимодействовать с окружающим миром. Такое воспитание может идти при помощи любых видов искусств. В первую очередь это музыка, театр, искусство слова и танцевальная импровизация. Психологи убеждены: художественное воспитание следует начинать в достаточно раннем возрасте. Ребенок 5-7 лет умеет тонко чувствовать, сопереживать, фантазировать, у него великолепно развито образное мышление. На эти способности ребенка и стоит опираться на занятиях, цель которых – гармоничное развитие личности ребенка.(КРУЖОК « В РИТМЕ ТАНЦА»)

Развитие творческих способностей детей при обучении основам танцевального искусства, предполагают наличие системы и системного подхода  для этого развития.

Под системой мы понимаем - целостную совокупность элементов, в которой все элементы, тесно связаны друг с другом, и выступают как единое целое. Системный подход определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъектов педагогического процесса – педагога и учащегося, содержания образования, методов, форм, средств  педагогического процесса.

В основе хореографии лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей: во-первых, восприятие музыки у детей имеет ярко выраженный моторный характер. Чем младше ребёнок, тем непосредственнее двигательно он воспринимает музыку, т. к. движение позволяет воспринять музыкальное произведение полнее, интенсивнее; во-вторых, двигательная природа свойственна воображению дошкольников (Л.С.Выготский). Многие игры детей являются продуктом двигательного воображения, которым часто присущи пантомимические и танцевальные движения. В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях ребёнок создает художественный образ действующих персонажей, прежде всего посредством движений собственного тела.

Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей пяти - семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, хореографическое, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, К. Головская и доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в близкой им деятельности, как музыкальные игры, игры – импровизации, музыкально-ритмические композиции и танцевального искусства

Хореография, хореографическое искусство (от греч. choreo - танцую) -  это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. Танец - форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Танец - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Танец это:

1. Физическая активность, и наша задача сделать физическую нагрузку оптимальной. При этом внимание должно быть сфокусировано на теле и развитии навыка выполнения хорошо контролируемых, сбалансированных, многообразных, пластичных движений. Энергичные движения, кроме того, способствуют развитию силы и гибкости, а также обеспечивают здоровье и нормальное развитие детского организма.

2. Творческий процесс - использование творческого воображения ребят и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяет превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда способность ребенка к творческому мышлению и действию оценивают не только преподаватели и родители, но и ровесники, это может привести к росту уверенности в себе и повышению самооценки.

3. Выразительность и информативность, поэтому наша цель - давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений. Посредством движений тела выражаются самые разные чувства, например радость - жестикуляцией рук; страх - когда все тело напрягается и резко подается назад, или чрезмерная самоуверенность - характерной манерой держать плечи и походкой, и т.д.

4. Это искусство, развивающее артистические способности, поэтому необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистичности мастерства детей. Разнообразие и контраст, применяемые как выразительные средства для передачи формы, скорости, силы, уровня и направления движений тела, являются главными элементами, обеспечивающими улучшение качества исполнения.

5. Средство для дружелюбного общения и совместной деятельности, и наша цель - предоставлять возможность работать индивидуально, с партнером, и в группах, исполняя различные роли. Поскольку движения в танце естественны, то успех достигается очень быстро и приводит к формированию сильного чувства «общности»: способность бескорыстно делить занимаемое пространство с другими; стремление показать себя и быть замеченными другими; а также желание получить достойную оценку - все это является типичным в обучении танцам.

6. Развлечение и получение удовольствия. Удовольствие от похвалы за успешное исполнение; от участия и согласованных действий вместе с другими в таком увлекательном занятии; от улучшения внешнего вида и настроения после завершения занятия. Все это может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни в последующие годы.

Благодаря своей синтетичности, процесс музыкально-ритмического творчества развёрнут во времени. Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус ребенка, улучшается осанка. Всё это создает у детей радостное и бодрое настроение. При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуют свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства.

Существует множество форм и видов использования музыкально-ритмической деятельности, тесно связанных между собой. Работа по развитию творческих способностей тогда будет эффективной, если будет систематическое, последовательное воздействие на детей, не одного педагога, а всего коллектива, и, конечно же, родителей  (рисунок 1).

Изменения в жизни общества характеризуются активизацией процесса формирования системы воспитания и развития детей средствами искусства. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает хореография.

Каждый ребенок - маленький цветок, который свои таланты, навыки, способности. Именно танцевальное искусство помогает раскрыться ребенку, проявить его характер, темперамент, творческое мышление. На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через танец, через изображение различных животных, растений, сказочных персонажей….

Занимаясь танцевальным искусством, ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, то есть это говорит о становлении творческого воображения ребенка.

Хореография оказывает коррекционное действие на физическое развитие, создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминания условий выполнения упражнений - быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодий, вызывают у ребенка активность и воображения, координацию и выразительность действий.

Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных, коллективных действий, учатся дисциплинированности, вежливому обращению друг с другом.

Основное назначение программы «Танцевальная карусель» является универсальным - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность непосредственно образовательной деятельности оказывают положительное влияние на психическое самочувствие детей старшего дошкольного возраста.

Потребность в двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, то есть разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка.

Именно танцевальное искусство открывает детям путь в волшебную страну, где каждый понимает друг друга. Танец объединяет людей различного возраста, сближает их в дружный коллектив, где можно полностью реализовать свои навыки. Можно смело говорить, что танцевальное искусство формирует не только творческие способности, но и художественный вкус подрастающего поколения.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний,  умений и имеет художественно-эстетическую направленность.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства.

Развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие творческого воображения и фантазии; развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

Развитие и тренировка психических процессов: развитие и  умение мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния; тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Задачи

1.Овладение танцевальной, игровой, ритмической деятельностью.

2. Обучение воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец)

3. Формирование красивой осанки, обучение выразительным, пластичным движениям в игре и танце.

4. Развитие  музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма), двигательной активности и координации движений.

5. Создание условий для коррекции, роста, развития опорно-двигательного аппарата.

6. Развитие творческих способностей: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.

7. Поощрение исполнительского творчества: участие в праздниках, спектаклях, концертах.

8. Воспитание умений адекватно выражать эмоции, раскрепощаться.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится в 2 раза в год в форме индивидуальной работы, где определяются стартовые возможности детей, а затем в конце года выявляются уровни сформированности знаний, умений и навыков. 

В работе учитываются следующие принципы обучения музыкально - ритмическим движениям:

    1. Дидактики. От простого к сложному.

    2.Систематичности (непрерывность и регулярность занятий)

    3.Комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая.

    4.Коммуникативной направленности.

    5. Наглядности (безукоризненный показ движений педагогом).

    6.Индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка).

    7.Сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям)

    8. Самостоятельности

    9. Научности

    10. Повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

    11. Сотрудничества.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства, овладение детьми элементарными двигательными навыками и умениями.

Методические приемы:

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о том, чтобы пронизывать непосредственно образовательную деятельность игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления об окружающем мире.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного танцевального движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

В процессе освоения программы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

- соответствие возрасту;

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

- моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;

-разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе непосредственно образовательной деятельности, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

  • В соответствии с требованиями ФГОС ДО основным ориентиром в работе педагогов стали социализация и индивидуализация развития личности детей дошкольного возраста. Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие дошкольника средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
  • Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.
  • Танцевальная деятельность доступна всем детям без исключения, ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.
  • Приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важнейших проблем эстетического воспитания дошкольников – приобщению их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
  • В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО старших воспитателей "Проведение мониторинга в ДОУ"

Представленный материал направлен на освещение вопросов организации проведения мониторинга по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Содержание материала для старших в...

Выступление на КМО старших воспитателей г.Йошкар-Ола

Интегрированное занятие- это занятие, на котором соединяют знания из  разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Работа краеведческого музея «С уважением к прошлому»

Добрый день уважаемые коллеги ! ! !Мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему краеведческому музею, который называется «С уважением к прошлому».  С начало обра...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Выступление на МПО старших воспитателей

Организация игрового пространства с помощью игрового модуля, сделанного из подручного материала...

Выступление на РМО старших воспитателей «Формирование экологической культуры дошкольников посредством кружковой работы»

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, та...