«Направления программы воспитания в ДОУ»
учебно-методический материал

Исламова Татьяна Николаевна

«Направления программы воспитания в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleneie_programmy.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

                                                                                                   (Джон Локк)    

Тема сообщения «Направления программы воспитания в ДОУ»

    Федеральная программа воспитания. Является неотъемлемой частью

Федеральной образовательной программы Основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

      Современный национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

     Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей, а также исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации. 

Общая цель воспитания в ДОУ личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

• Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;

 • Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;

 • Становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

 Задачи воспитания:

• содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

 • способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;

• осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Направления воспитания :

  Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.

 • Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

• Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания

• Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

• Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.

• Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

• Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.

• Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.

Патриотическое направление воспитания 

Цель - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности - Родина и природа.

Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, веры, народных и семейных традиций.

Духовно-нравственное направление воспитания

Цель - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению.

Ценности - жизнь, милосердие, добро.

Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно историческом и личностном аспектах.

Социальное направление воспитания 

Цель - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество.

Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских общностях. Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.

Познавательное направление воспитания 

Цель - формирование ценности познания. Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.

Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Физическое и оздоровительное направление воспитания 

Цель - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.

 Ценности - жизнь и здоровье.

Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.

Трудовое направление воспитания 

Цель - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.

Ценность - труд.

Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.

Эстетическое направление воспитания 

Цель - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.

Ценности - культура, красота.

Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.

            Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности. Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.  

     Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов. Главными факторами эффективности процесса воспитания являются личностно-ориентированный подход и системность. Система является ориентиром для каждого педагога ДОУ, так как детский сад следует рассматривать как единую, целостную воспитательную систему.  

     Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время подмены нравственных ценностей.  В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания подрастающего поколения, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета " Реализация направлений Программы воспитания"

Сценарий педагогического совета " Реализация направлений Программы воспитания"...

Задания к педагогическому совету "Реализация направлений Программы воспитания"

Задания к педагогическому совету  "Реализация направлений Программы воспитания"...

Доклад "Физическое и оздоровительное направление программы воспитания в ДОО"

В докладе представлена основная цель физического и оздоровительного направления программы воспитания дошкольника., средства развития двигательной активности, формы работы по физическому и оздоровитель...

Доклад на тему «Формирование этнокультурного направления программы воспитания в дошкольной образовательной организации»

Доклад затрагивает очень с актуальную проблему, касающуюся знания адыгейского языка. Согласно  «Карте ЮНЕСКО языков мира», статус адыгского языка в ...

Перспективный план по нравственному воспитанию патриотического направления программы воспитания «Мы идем дорогою добра» для старшей группы.

В программе отражены  задачи  образовательных областей по нравственному воспитанию и формы работы с детьми ....

ADVICE-ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ "СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ": «Патриотическое направление программы воспитания»

Сетевое сообщество в рамках деятельности Муниципальной инновационной площадки-ДОО №5,51,58 г.Улан-Удэ  организовали advice-туры, в которых приняли участие 692 педагога из 26 ДОО Бурятии. МБДОУ де...

«Авторские игры и пособия по реализации социального направления программы воспитания с детьми раннего возраста»

Развиваем эмоциональную отзывчивость у детей, воспитываем сопереживание к героям литературных и анимационных произведений....