Доклад на тему «Формирование этнокультурного направления программы воспитания в дошкольной образовательной организации»
статья

Доклад затрагивает очень с актуальную проблему, касающуюся знания адыгейского языка.

Согласно  «Карте ЮНЕСКО языков мира», статус адыгского языка в 2009 году вместе со всеми его диалектами имел статус - уязвимый.

            Старшее поколение уходит, а молодое на родном языке говорит мало и, порой, очень плохо. Обучение адыгейскому языку должно быть непрерывным – от семьи до образовательных организаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-avgustovskoe_2022.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Шъумафэшlу!

Римма Руслановна, заведующая МБДОУ № 15 «Нэбзый»,

 поселок  Яблоновский.

Тема моего сегодняшнего доклада:

«Формирование этнокультурного направления программы воспитания в дошкольной образовательной организации»

Начать свое выступление хотелось бы с актуальной проблемы, касающейся знания адыгейского языка.

Согласно  «Карте ЮНЕСКО языков мира», статус адыгского языка в 2009 году вместе со всеми его диалектами имел статус - уязвимый.

Старшее поколение уходит, а молодое на родном языке говорит мало и, порой, очень плохо. Обучение адыгейскому языку должно быть непрерывным – от семьи до образовательных организаций. Помогают нам в этом новые методики и учебники, мобильные приложения, каждый из вас может скачать на свое мобильное устройство и пользоваться ими, например  основу приложения «Гухэлъ» составляет цикл сказаний Нартского эпоса, переведённых на все диалекты черкесского языка в формате аудио книг, а также приложение адыгский словарь,  адыгейские звуки и другие, которые вы можете увидеть на экране.

С  2018 года в Республике создан Совет по адыгейскому языку на базе Адыгейского Республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ), проектный офис по изучению и сохранению адыгейского языка, где проводится работа по переводу на адыгейский язык мультфильмов, сказок, пословиц, колыбельных и т.д.

Тахтамукайский район один из первых стал работать по программе изучения адыгейского языка «Нэбзый» с 1999 года. На сегодняшний день  один детский сад нашего района участвует в пилотном проекте по изучению адыгейского языка, согласно которому, вся образовательная программа реализовывается на адыгейском языке.

Итак. Какова же роль детского сада в этом важном вопросе? Как педагоги и образование  могут повлиять на общество? Как популяризировать адыгейский язык в массы?

Одним из наиболее оптимальных средств повышения мотивации к

изучению адыгского   языка в нашем детском саду  является   использование   на   занятиях   информационно коммуникационных  технологий.

              Также мы используем и разрабатываем мнемотаблицы в рамках долгосрочного проекта. Это один из эффективных методов изучения адыгейского языка для детей дошкольного возраста. Через мнемотаблицы дети разучивают пословицы, поговорки, стихотворения на адыгейском языке (на экране таблички), например мнемотаблица Стихотворение

«Сэ сыдакlу» «Я - швея»

Сэ сыдакlу

Мыр сидапl

Саи, цыи

Дахэу сэдых

Плъыжи, гъожи, уцышуи,

Сэефыжи сэ сыдыгъэх

Сэ сэщ пае сае плъыжь,

Адыифы сэе фыжь,

Мэзгуащэ уцышъо.

Хэт фаер фэсыдынэу саи, цыи?

Пlэ къэlэт!

Неотъемлемой частью знакомства с культурой, традициями, обычаями, бытом и этносом адыгов в нашем детском является организация предметно-пространственно-развивающей среды  каждой группы, центров патриотического воспитания. В этой работе участвуют как педагоги, так и родители воспитанников, изготавливая экспонаты в миниатюрах из дерева, глины и других природных материалов, благодаря этому мы смогли организовать  музей адыгской культуры, в котором наши воспитанники имеют возможность увидеть и прикоснуться к истории нашего народа (слайды).

В рамках реализации регионального компонента наши педагоги регулярно проводят тематические презентации для коллег, детей и родителей. Так одна из последних презентаций была посвящена выдающемуся меценату, общественному деятелю Лю Нахлуковичу Трахову, дом которого был преображен в частный музей в г. Краснодар, по ул. Мира с сохранением убранства жилья дореволюционных времен, этому дому более 120 лет.

Проводяться тематические культурно-досуговые мероприятия с детьми и их родителями, включающие в себя национальные танцы,  игры, песни, сценки, конкурсы чтецов и многое другое, через которые мы знакомим воспитанников с адыгской культурой (фото).

         Отдельные  родители, являясь носителями языка, не умеют разговаривать на адыгейском языке, чему свидетельствует недавнее анкетирование , (слайды на экране), поэтому работа с родителями играет важную роль в популяризации изучения адыгейского языка.

В рамках проектной деятельности нашего ДОУ были переведены несколько мультипликационных фильмов с помощью привлечения родителей к озвучиванию текста героев на адыгейский язык. Такой опыт был положительно воспринят не только воспитанниками и родителями нашего детского сада, но и нашими подписчиками в социальных сообществах, которые дают нам положительную обратную связь, вызванную интересом к данной теме.

К популяризации возрождения адыгейского языка, на мой взгляд, необходимо  привлекать общественное внимание. Мы сотрудничаем со многими организациями, это и Центр Управления Регионами (фото с подарками), и танцевальные ансамбли нашего поселка (зихия, нарт…(фото), и Яблоновская детская библиотека.  В ближайшее время на базе нашего детского сада запланирована совместная работа с руководителями проектов «Черкесская генеалогия» и «Черкесская медиаплатформа».

Общими усилиями мы обязаны сохранить то наследие, которое оставили нам наши предки, наш язык, традиции, обычаи.

Для того чтобы язык остался и не исчез, требуется, чтобы на нем разговаривали около 100 тысяч человек.

Хабзэмрэ бзэмрэ цlыф лъэпкъым ыкlуачъ! –Язык и традиции- сила народа!

(пауза)

Спасибо за внимание!

Тхьашъуегъэпсэу шъукъызэрэсэдэlугъэхэмкlэ! Хъяркlэ!

https://aheku.net/news/society/v-adyigee-rodnoj-yazyik-pyitayutsya-soxranit-s-pomoshhyu-gadzhetov-i-multfilmov статья о вымирании языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

Формирование этнокультурной компетенции у детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

В статье описан опыт работы дошкольных групп МОБУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа"" по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Раскрыт опыт с...

"Проектные технологии в формировании культуры чтения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации" (доклад)

Рассмотрен вопрос использования проектов в работе с дошкольниками по формированию культуры чтения....

Презентация к докладу на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий в дошкольной образовательной организации"

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наукЛеонид Абрамович...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» из опыта работы...