Мастер-класс для педагогов
материал

Курзина Светлана Александровна

Мастер-класс для педагогов на тему:
«Интеллектуальное развитие дошкольников через подвижные игры».

Какие же обучающие, развивающие и воспитательные задачи можно решать с помощью подвижных игр?

• Актуализация и активизация полученных знаний.

• Закрепление пройденного материала.

• Совершенствование, развитие приобретенных умений и навыков.

 

• Воспитание коммуникативных качеств, интереса к познанию и взаимодействию и прочее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему:
«Интеллектуальное развитие дошкольников через подвижные игры»

Подготовили и провели
воспитатели:
Курзина С.А.
Кориш И.А.

Декабрь 2022г.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
и интеллектуальная нагрузка

    Как известно, одной из основных задач воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка, в том числе через создание наиболее благоприятных условий для физического, интеллектуального и психического развития детей, использование наиболее эффективных методов и приемов.
  Уважаемые коллеги сегодня вашему вниманию представляем метод, направленный на всестороннее развитие детей – это
подвижная игра с интеллектуальной нагрузкой.
  Мы привыкли, что
подвижные игры нацелены, прежде всего, на физическое развитие ребенка, укрепление его физического здоровья, совершенствование навыков двигательной активности.

При чем же тут интеллектуальная нагрузка?
Нужно ли планировать ее при организации подвижных игр?
Какие задачи по интеллектуальному развитию можно решать во время проведения подвижных игр? 

  Подвижные игры способствуют умственному развитию ребёнка. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок; игры содействуют развитию воображению, памяти, сообразительности, активности мысли.

Например: самостоятельный выбор ребёнком направления движения  или выполнение движения в направлении, строго определённом правилами игры, требуют мгновенной оценки игровой ситуации с одной стороны, с другой- осознание и представление собственных действий в данной пространственной-игровой среде и проявление той же зрительно- моторной реакции.
  Неожиданные изменения в игровой ситуации ( в связи с действием водящего или сигналами) нарушают план действия и требуют более сложной мгновенной реакции детей и их пространственной ориентировки (игра «Два Мороза»

Например: при проведении одной и той же игры в условиях большого и ограниченного пространства ребёнок использует умение быстро и далеко убегать от водящего, или проявляет ловкость и увёртливость в непосредственной от него близости («Ловишки», «Хитрая лиса» и т.д)
 Умению ориентироваться в окружающих игровых условиях содействует преднамеренное создание препятствий на пути к выполнению игровой задачи, это вырабатывает у детей способность самостоятельно выбирать лучший способ действий с опорой на  достаточно уже развитые глазомерные оценки расстояния и учёта времени выполнения действий.

Какие же обучающие, развивающие и воспитательные задачи можно решать с помощью подвижных игр?

 Актуализация и активизация полученных знаний.

 Закрепление пройденного материала.

 Совершенствование, развитие приобретенных умений и навыков.

 Воспитание коммуникативных качеств, интереса к познанию и взаимодействию и прочее.

Какого вида интеллектуальную нагрузку, то есть информацию из какой области знаний, можно использовать для наполнения подвижных игр?

 Это могут быть знания из области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и другие.

В программе указаны игры, уточняющие понимание детьми пространственных отношений между предметами: впереди, сзади,  слева, справа, посредине, направо, налево, над, под, около, внизу, вверху, между, напротив друг друга, и т.д
  Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки. Они выражаются в осознании последовательности игровых действий- сначала, затем, после этого, перед этим, все одновременно; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного срока. Например: «Пока я считаю до 5, вы все должны сложить из флажков какой-нибудь узор.»
При проведении подвижных игр нельзя забывать о красоте движений: обращать внимание на детей, движения  которых наиболее пластичны, соответствуют образу; напоминать о том, что зайчики прыгают легко, а кошка ходит мягко и т.д

Подвижные игры с интеллектуальной нагрузкой можно использовать и на занятиях, и на прогулке с детьми в детском саду, и в обычной жизни, так сказать, в бытовой обстановке.

Ознакомление детей с подобными играми, привлечение их внимания к данному виду деятельности формирует у малышей интерес к играм с интеллектуальной нагрузкой, мотивирует их на самостоятельную организацию и проведение знакомых и полюбившихся игр, находясь в кругу своих сверстников. А это, как уже было сказано выше, будет способствовать всестороннему развитию детей, развитию и физических, и интеллектуальных умений и навыков.

Примеры подвижных игр с интеллектуальной нагрузкой

«Ручеек»

Цель интеллектуальной составляющей данной подвижной игры:

Закреплять и совершенствовать умение определять последний звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Ход игры:

В игре принимает участие нечетное количество детей. Малыши строятся парами. Взрослый (педагог) называет звук. Ребенок без пары называет слово на заданный звук, бежит «по ручейку», выбирает себе пару. Малыш, оставшийся без пары,  определяет последний звук в названном слове, предлагает свое слово на данный звук; пробегая через ручеек, выбирает себе пару. Игра повторяется.

«Передай мяч»

Цель интеллектуальной составляющей данной подвижной игры:
Упражнять детей в порядковом счете.

Ход игры:

Дети становятся  вкруг. Определяется ведущий (можно с помощью считалки). Ведущий с мячом становится в центр круга, называет порядковое числительное, например, «пятый» и бросает мяч любому из игроков. Игроки передают мяч по кругу, называя свой порядковый номер: «первый», «второй», … Пятый выходит в центр с мячом и заменяет ведущего. Игра повторяется.

«Весело шагаю – слоги считаю»

Цель интеллектуальной составляющей данной подвижной игры:
Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги.

Ход игры:

Дети выстраиваются как в предыдущей игре. Ведущий бросает мяч одному из игроков, называя слово. Поймавший мяч произносит слово по слогам, делая соответствующее количество шагов в направлении ведущего, с которым меняется местами. Игра повторяется.

К подвижным играм с интеллектуальной нагрузкой можно отнести и всем знакомую  нам с детства игру «Съедобное-несъедобное» (с использованием мяча и без), «Делаем зарядку», «В школу»,  «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» и многие-многие другие.


Предлагаем вам поиграть в игру «Поиск игрушек»,

«Передай мяч», «Найди предмет такой же формы», «Дорожка домой»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...