Методическая разработка "Праздники и развлечения, как средства для патриотического воспитания интереса к национальной культуре дошкольников"
методическая разработка

Семенова Татьяна Алексеевна

Методическая разработка "Праздники и развлечения, как средства для патриотического воспитания интереса к национальной культуре дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1metodich_razrabotka_dlya_opublikovaniya.docx369.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Медвежье-Озёрская средняя общеобразовательная школа №19

имени Героя Российской Федерации О.Г. Ильина

городского округа Щелково

структурное подразделение детский сад № 29 «Солнечный зайчик»

Методическая разработка «Праздники и развлечения, как средства для патриотического воспитания интереса к национальной культуре дошкольников.

                                                                              Подготовила воспитатель:

                                                          Семенова Т.А.

г.о. Щёлково

2023 год

Праздники и развлечения, как средства для патриотического воспитания интереса к национальной культуре дошкольников.

Воспитание интереса к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста представляет собой овладение ценностями народной культуры в соотнесенных с ними видах деятельности, которые поддерживают интеллектуальные притязания ребенка, способствуют духовному развитию и проявляются в любви к Отечеству, уважительном отношении к народам, его населяющим, их традициям, языкам, культурам, любви к Малой Родине.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества, средством воспитания интереса к региональной культуре дошкольников является народный праздник. Обряды, отображающие нравственные устои русского, молдавского, украинского народов, закрепляющие чувства верности в семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица и т.д.

В приобщении дошкольников к культуре особую роль играют традиции. Традиции представляют собой особые формы передачи новым поколениям социокультурного опыта. Традицию составляют, согласно справочной литературе, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных и национальных группах и других сообществах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды и т.п.

Вот почему приобщение к народным традициям целесообразно проводить в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Народные праздники всегда выполняли важные общественные функции: помогали включиться в реальную социальную жизнь, осознать свою принадлежность к данному народу. Народные праздники всегда строились на традициях народа и отражали его духовно- нравственную жизнь. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, и ничто так не объединяет народ как народные праздники.

Г.Н. Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности».

Народные праздники отображают нравственные устои народа. Развивают этические и эстетические чувства, содержат в себе педагогические элементы, являются яркими и радостными событиями в жизни детей.

Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются.

И.Э. Куликовская подчеркивает, что именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиций. Она считает, что праздник снимает напряжение, гармонизирует эмоционально - психическое состояние человека и общества.

Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей в целом и детей в частности. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры.

Современная система народных праздников - это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний было отведено детскому фольклорному празднику.

Важное место в ряду развлечений для детей занимают сезонные праздники, имеющие ярко выраженную образную идею, доступную пониманию детей и имеющую связь с ближайшим социально-природным окружением ребенка.

Поистине вызывают огромный интерес у детей такие праздники как      «Красного горка», «Масленица», например и многие др.  Во всех этих праздниках, у каждой национальности, главным выступает человек с его проблемами, заботами. Отношением к людям и к природе. В этих праздниках раскрывается душа человека.

Наряду с сильным эмоциональным зарядом, праздник несет в себе большую воспитательную функцию, осознание которой возможно только при деятельном личном участии, поэтому и само праздничное действие должно в себя включать все компоненты, лежащие в основе формирования патриотического чувства: эмоциональный, гносеологический, и деятельности. С этой целью мы опирались принципы отбора содержания народных праздников, раскрытых в исследованиях А.В. Терещенко, Н.Ф. Афанасьева, Е.И. Корнеевой:

-образное воплощение праздничной идеи;

-доступное для понимания детей содержание;

-динамичное развитие действия.

Н. Круглова выделила следующие виды праздников:

-народные и фольклорные (праздники народного календаря) - Святки, Масленица;

- государственно-гражданские – Новый Год, День Победы, День защитника Отечества;

- международные - День защиты детей, Международный женский день 8 марта;

- православные - Рождество, Пасха;

- бытовые и семейные - выпуск в школе, в саду, день рождения ребенка.

Народные праздники выполняют следующие функции:

→ развивающая,

→ информационно-просветительная,

→ культурно-творческая,

→ рекреативно-оздоровительная.

Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются явлениями духовной культуры любого народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника.

Народные традиции являются и важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человеческой общности. Они же создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, детьми младшего школьного возраста, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника; раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки. [5, 66]

Роль народных праздников и развлечений в патриотическом воспитании определяется тем, что в своем развитии они отражают наиболее характерные черты и нравственные представления данного народа, которые передаются из поколения в поколение через различные обряды и традиции. [3, 37]

Формирование элементов патриотизма возможно путем активного приобщения детей 5-6 –летнего возраста к народным традициям через фольклорные праздники и развлечения, путем восприятия ими праздника как элемента национальной культуры, путем осознанного понимания детьми праздничной идеи и их активного творческого участия в праздничной деятельности.

                          Список использованной литературы:

  1.  Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989. - 335с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного образования // Мир образования, №2, 1997. 96с.
  3.  Дружба народов, отраженная в фольклоре / ред. коллегия: Г.Г. Ботезату и др. Кишинев: Штиинца, 1961.
  4. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников// Ребенок в детском саду.-2006-№2.  
  5.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001.
  6.  Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор / отв. ред. В.Н. Путилов. Л.: Наука, 1971.

C:\Users\User\Downloads\Свидетельство № 8252.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей

Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей...

Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Идея квеста ...

Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дощкольного возраста: «Родина моя - Россия»

Цель методической разработки: формирование патриотического и гражданского чувства посредством включения воспитанников  в активную исследовательскую деятельность по  истории родной страны с и...

Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дощкольного возраста: «Родина моя - Россия»

Актуальность.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа....

«Музыкальные праздники и развлечения, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ»

Нельзя пробудить чувство Родины без   восприятия и переживания          окружающего  мира.Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминан...

Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей

Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка, как ос...

Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории...