Индивидуальный образовательный маршрут
материал (старшая группа)

Овечкина Евгения Владимировна

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вылковский детский сад «Колосок» СП МБОУ Вылковской СОШ

Индивидуальный образовательный маршрутвоспитанника старшей группы.

                

Ковалёва Антона Васильевича

Составитель: Бондаренко Н.П., воспитатель

                    Овечкина Е.В.

Пояснительная записка

Введение Федерального Государственного  Образовательного Стандарта говорит сегодня о становлении новой системы дошкольного  образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного  развития ребёнка. Данный  индивидуальный образовательный маршрут  - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка  в образовании и обучении, создание условий для математического развития ребенка, формирование  устойчивого интереса ребенка к  познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения по программе и реальными возможностями ребенка,  его познавательными потребностями  в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.

  Цель:  создание в группе условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его математического развития, творческих навыков и ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Сведения о ребёнке: Ковалёв Антон (мальчик, возраст 4 года 6 месяцев).

Дата рождения: 30.03.2018 год

Адрес проживания: ул. Советская 168

Сведения о семье: Состав семьи: 5 человек.

Жилищные условия семьи: собственное жильё (квартира).

Характеристика семьи: не полная, многодетная, малообеспеченная. Воспитанием ребёнка занимается бабушка.

Особенности моторной сферы

Общая моторика: незначительно нарушены  темп, ритм движения. 
Ручная моторика: норма (сохранность функции), объем движений полный,  переключаемость  неточная, координация - незначительные нарушения.
Ведущая рука: правша.

Характеристика познавательной сферы ребенка

Характеристика внимания: во время занятий не сосредотачиваться на каком-либо деле, не до конца выполняет задания.
Характеристика памяти: медленно запоминает , тяжело дается заучивание стихотворений, концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.;  осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; не подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима),  понимает содержание сюжетных рядов и картин.

Состояние знаний ребенка по разделам программы

По результатам мониторинга было выявлено следующее:

-  сформировано представление о семье, названиях растений и животных, правила поведения в общественных местах, со взрослыми и сверстниками, культурно-гигиенические навыки, умение различать музыкальные инструменты. Слабо сформировано умение различать противоположные значения (выше-ниже, слева-справа), умение различать предметы по форме, цвету, размеру;

- не сформирован навык имитирования мимики, движений или интонации героев литературных произведений, навык придерживаться правил в дидактических играх, навык составления краткого рассказа об увиденном, чёткой артикуляции звуков. Кроме того, не сформировано умение энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах и прыгать в длину с места, не определяет количественное соотношение двух групп (больше-меньше и пр.).

Отношение к занятиям: мальчик не совсем способен контролировать свою деятельность, доводит дело до конца, работает медленно и неравномерно, способен принимать помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); затруднения, возникающие в процессе деятельности, преодолевает: обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки; может  самостоятельно одеться, раздеться, обращаясь за помощью к взрослым, не обувается самостоятельно; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; не умеет убирать свои вещи в шкафчик и складывать на стуле.
Игровая деятельность: испытывает  интерес к игрушкам, есть любимые игры, правила игры не всегда понимает и не всегда  выполняет, не вносит изменения в содержание игры, в коллективной игре выбирает пассивную роль, в конфликтной ситуации поведение агрессивное (может ударить других детей),  умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку,  собирает пазлы, выполняет простые постройки из кубиков.

 Основные трудности, отмечаемые в общении: вспыльчив, может падать и психовать, реакции на вопросы (задания) взрослых заторможены.
Дополнительные особенности развития ребенка:любит играть с конструкторами.

Исходя из вышеизложенного, был составлен план индивидуальной работы в течение учебного года (2021-2022гг.) и проект индивидуального образовательного маршрута для воспитанницы на основе данных мониторинга освоения образовательных областей.

Цели маршрута:

- Купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника;

- Профилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка;

- Коррекция и развитие речи ребенка;

- Повышение уровня развития внимания ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий;

- Социализация ребенка среди сверстников;

- Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанника.

Задачи ИОМ

- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

- осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;

- проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанницей;

- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Педагогом группы ДОУ составлен индивидуальный план работы с мальчиком на основе первичного обследования (мониторинга), который включает в себя:

- Взаимодействие с родителями (помочь родителям понять сущность ребенка, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка);

- Работу с ребенком по индивидуальному плану;

- Обследование по выявлению динамики развития (результаты действия маршрута).

Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации.

Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания воспитателя, что явилось бы результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Создание ситуации, в которых ребёнок осознавал бы необходимость выполнения данного задания в его интересах. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение. Повышение уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.) Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать   не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Повышениеуровня концентрация внимания; уровня развития восприятия; уровня развития общего интеллекта.  Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Таким образом, неоднократное выполнение упражнения ребёнком различного уровня сложности закрепляет и совершенствует способы действия, уровень развития ребёнка повысится.

Основные направления образовательного маршрута:

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной,

предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации,    

рисования);

- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного

 механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и

социальных отношениях);

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Предполагаемые результаты и сроки:индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на один учебный год

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Непосредственная работа педагога в рамках ИОМ

Реализация ИОМ

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Самостоятель-ная деятельность

Содержание работы по сопровождению ребенка

Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание)

В режимных моментах, в течение дня

Активность речевого общения снижена, мальчик вспыльчив

Привлечение к дежурству на занятиях, в уголке природы, по столовой

Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся».  

Игры: «Люблю — не люблю»;

«Ласковое имя»; «Доскажи словечко»

 Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похожа». Пальчиковая гимнастика

Подготовка к празднику «Ярмарка осени» изготовление коллективной работы.

Консультирование семьи «Роль сюжетно –ролевой игры».

Повтор стихотворения и текстов песен к праздникам.

В ходе НОД, в режимных моментах

Нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе

Работа в уголке природы: полив комнатных растений (совместно с другими детьми)

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)»  

Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею».

Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к праздникам.

В ходе НОД, в индивидуальной работе

Неправильно держит карандаш, кисть, закрашивает, выходя за контуры предмета.

Самостоятельная деятельность в уголке ИЗО (на выбор): упражнения «Дорисуй», «Раскрась», работа с трафаретами

Показ, объяснение, напоминание, похвала

Беседы о пользе ИЗО-деятельности для развития мелкой моторики, рекомендации по организации занятий дома

В ходе НОД, в индивидуальной работе

Не умеет отталкиваться в прыжке на двух ногах

Организация подвижных игр («Зайка серый умывается» и пр.)

Показ, объяснение, напоминание, похвала

Консультирование родителей о пользе физзарядки и общеукрепляю-щих упражнений

В режимных моментах, в ходе индивидуальной работы

Плохо сформированы культурно-гигиенические навыки, не аккуратен

Реализация санитарно –гигиенических навыков по подготовке ко сну, прогулке, приёму пищи                                      (одевание, раздевание складывание вещей на стул, в шкаф), дежурство по столовой

Упражнения «Чистые ладошки», «Как нужно вытираться полотенцем», беседы о поведении за столом, ролевые игры в семью (с сервировкой стола), «Соберем куклу на прогулку», чтение художественной литературы

Беседы с родителями о пользе неоднократных повторений упражнений, о здоровой самостоятельности ребёнка, рекомендации по развитию мелкой моторики

В режимных моментах, в ходе НОД (музыкальных и физкультурных занятий), в индивидуальной работе

Общая моторная неловкость: двигательные умения и навыки сформированы недостаточно.

Игры, потешки с движениями, на развитие крупной моторики («У жирафа пятна-пятна», «Буги-вуги», «Ёлочки-пенёчки» и др.)

1.Пальчиковые игры

2.Подвижные игры

3.Развитие танцевальных навыков

Консультирование родителей о необходимости повторения пальчиковых гимнастик и игр, о развитии танцевальных навыков в домашних условиях

В течение дня

Несформирован-ность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения.

Рассматривание иллюстраций к художествен-ной литературе в книжном уголке, ролевые игры в уголке ряженья

Индивидуальная работа по развитию речи на с опорой на сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, театрализован-ные игры, настольно-печатные игры

Рекомендации родителям о необходимости ежедневного чтения художественной литературы детям и бесед с ними о прочитанном

В течение дня, в ходе НОД

Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Путает названия цветов, геометрических фигур

Игры для развития мелкой моторики: «Магнитная мозаика», мозаика, шнуровки, пазлы. Игры в уголке математики (лабиринт, волшебная горка), игры с водой и песком

Дыхательная гимнастика

Дидактические игры: лото, «Ассоциации», разрезные картинки, «Мамы и малыши», «Чудесный мешочек»

Пальчиковая гимнастика

Закрепление названий цветов, геометрических фигур дома, рекомендации по играм с водой дома

В течение дня, в ходе НОД

Слабо сформировано представление в названиях растений и животных, правила поведения в общественных местах

Беседы «Моя семья», «Профессии моих родителей», дежурство в уголке природы, концентрация внимания на проблемных моментах в ходе НОД

Чтение литературных произведений, беседы на этические темы.  

Игра «Приглашение в гости».

 Решение проблемных ситуаций: «Найдём вежливыеслова»; «Как поступить».

Упражнения «Мусорное ведро», «Поздоровайся по-разному», игры в кукольном уголке

Рекомендовать родителям проводить беседы на этические темы («Что такое хорошо и что такое плохо»), закреплять знания о семье через совместное просматривание семейных альбомов, закрепление правил поведения в общественных местах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...