Патриотическое воспитание детей в музыкальной деятельности
статья

Публикация в сборнике тезисов территориальной педагогической конференции работников ДОО "Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfer_raspech.docx24.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальный орган управления образованием 

Управление образованием городского округа Красноуфимск

СБОРНИК 

тезисов участников

Территориальной педагогической конференции 

работников дошкольных образовательных организаций

«Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени»»












Красноуфимск

09-26 ноября 2021 года

Сборник содержит материалы Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций «Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени». В нём представлен практический опыт педагогов по реализации воспитательного компонента в образовательном процессе по направлениям:

  1. патриотическое воспитание;
  2. социальное воспитание;
  3. познавательное воспитание;
  4. физическое и оздоровительное воспитание;
  5. трудовое воспитание;
  6. этико-эстетическое воспитание.

Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Экспертная группа из числа представителей муниципальных дошкольных образовательных организаций городского округа Красноуфимск:

  • Омелькова Валентина Григорьевна, заместитель заведующего МАДОУ детский сад 3;
  • Галкина Олеся Викторовна, заместитель заведующего МАДОУ детский сад 5;
  • Пчелина Юлия Николаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад, руководитель муниципальной рабочей проектной группы «Проектно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте»;
  • Бобровских Светлана Валерьевна, инструктор по физической культуре, руководитель городского методического объединения инструкторов по физической культуре;
  • Косолапова Татьяна Аркадьевна, заместитель заведующего МАДОУ ЦРР – детский сад;
  • Гордиенко Анна Алексеевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад 2, руководитель муниципальной рабочей проектной группы «Современные технологии в дошкольном образовании».

Составитель: Терентьева Ольга Олеговна, методист ГИМЦ МО Управление образованием городского округа Красноуфимск.

Оглавление

Глава 1. Патриотическое направление воспитания        7

Богомолова Т.Г. Практика разработки и реализации программы воспитания в дошкольной образовательной организации        7

Бодунова С.И. Патриотическое воспитание дошкольников        9

Василенко Ю.Ю. Проект по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию дошкольников «Воспитание гражданина и избирателя»        12

Верзакова Т.В. Воспитательная направленность применения в образовательной деятельности технологии «Утренний круг»        15

Горбунова С.Л. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях        18

Григорьева Л.Л. Музыка в патриотическом воспитании в ДОО        19

Иванова О.А. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность        22

Кондратьева О.С. Проект положения о фестивалях чтецов в поддержку реализации программы воспитания        24

Кузнецова Ю.Ю. Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического направления воспитания дошкольников        26

Ландина О.А., Шушпанова Е. Воспитание гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством проведение интегрированных тематических мероприятий        29

Перминова Т.В. Использование современной интерактивной технологии обучения в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста        32

Погадаева Ю.А. Патриотическое воспитание детей в музыкальной деятельности        35

Подборнова Е.С. Основы нравственно-патриотического воспитания в музыкально-образовательной деятельности        37

Позднякова Н.С. Воспитательный аспект на примере занятия по логопедии «Наш город Красноуфимск»        39

Путилова Н.М. Воспитание основ патриотизма детей дошкольного возраста        41

Рожкова Я.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников        44

Смирнова Т.П. Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста        47

Томилова А.В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности        50

Трифанова М.С. Ознакомление дошкольников с малой Родиной        53

Погадаева Юлия Анатольевна,

музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад,

городской округ Красноуфимск

Погадаева Ю.А. Патриотическое воспитание детей в музыкальной деятельности

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Это чувство формируется постепенно, с самого детства. В решении вопроса воспитания патриотизма большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка.  Одним из средств патриотического воспитания является музыкальная деятельность, которая обладает значимой силой эмоционального воздействия, воспитывая чувства, эмоции человека. Известно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Патриотическое направление используется в разных видах музыкальной деятельности.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к исполнению песен, которые воспитывают любовь к семье, к малой родине, к старшему поколению, а также окружающей нас природе. У ребенка появляется не только интерес, но и понимание сопричастности к истории своего народа, своей страны. Исполнение песен формируют основы нравственной культуры, закладывают начала патриотизма. В ходе музыкальных занятий включаю такие песни, как муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия», муз. Е.Д.Османовой, сл. В.Е Степанова «Родина», муз. Н.Н.Найденовой, сл. Т.В.Попатенко «Родине спасибо», муз. и сл. В.ГШестаковой «Салют Победы», муз. и сл. А.Н.Ермолова «Наш край» и др. 

В детском саду, с целью решения воспитательных задач, звучат народные песни, хороводы, которые формируют художественный вкус ребенка, формируют представления о своей культуре и традициях, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами (раскудрявый, конь степной), поэтическими оборотами (осень-осенинушка, роженьки-крутороженьки, лето-красное, осень багрянцем одетая, шанежки-булочки), незнакомы детям и звучат непривычно старинные слова (коромысел, сенечки, душа-душенька, морозца). Дети с удовольствием слушают произведения и у них возникает интерес к содержанию, поэтому они легко запоминают текст, им нравится исполнять народные песни и инсценировать.

При восприятии музыкальных произведений дети познают мир, у них развивается творческое воображение, воспитывается любовь к своей Родине, к природе, любовь к жизни, к человеку. При слушании песни «Наш край» муз. Д.Кабалевского, сл. А. Пришельца или цикл пьес П. И. Чайковского «Времена года» формирую у детей тёплое, нежное, доброе отношение к природе родного края, вызывая различные эмоциональные переживания. 

Для воспитания патриотизма необходимы музыкально-ритмические движения и танцы. Дети с удовольствием исполняют такие танцы как, «Яблочко», «Морячка», «Катюша», «Смуглянка» и др. Музыка на патриотическую тему способствует выплеску эмоций, помогает показать привязанность к Отчизне, родному очагу. Дети учатся сопереживать. Музыка преобразовывает их нравственный и духовный мир, формирует эстетическое восприятие окружающего мира.

В существующей педагогической технологии музыкального развития и воспитания акцентируется значимость роли игры. В практике работы детского сада использую русские игры, а также игры народов Урала. Это такие игры, как «Смирилки», «Капуста», «Весёлый хоровод», «Догонялки», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона» и др. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ, общаться, проявлять взаимовыручку, знакомиться с малыми жанрами народного творчества, познают элементарные культурные традиции.

В дошкольном возрасте одно из любимых занятий дошкольника является слушание сказок, с помощью кукол би- ба-бо, часто используется в театральной деятельности. Через образы сказок ребёнок встречается с житейским опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются и борьба зла с добром, и ненавистью с любовью. Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищенность, чтобы ни происходило в сказке – всё заканчивается хорошо. В сказках воспеваются патриотические чувства, такие как, любовь к родному дому, к своей семье, уважительное отношение к труду, формируется представление о добре, красоте, храбрости.

Чтобы дошкольнику было интересно воспринимать весь музыкальный материал, посвящённый теме патриотизма, использую   разные виды музыкальной деятельности. Это не только занятия, но и развлечения, праздники.

День Защитника Отечества. Это день воинской славы, в который чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

День Матери, 8 Марта. Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты рассказывают про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

День Победы. В этой теме раскрывается детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. Вместе с воспитателями воспитанники посещают памятник воинской славы.

Рождество Христово. Колядки. Дети приобщаются к истокам народной культуры, знакомятся с обрядами, традициями, бытом, разучивают рождественские песни и колядки, русские народные игры.

Масленица. Воспитанники знакомятся с приговорками, прибаутками, закличками, хороводами. Организуются и проводятся на свежем воздухе русские народные игры и забавы. Готовится чучело Масленницы, пекутся блины и др.

Таким образом, музыкальная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа по музыкальной деятельности даёт возможность сформировать у ребенка отношение ответственности и уважения к истории и культуре своей страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. 

В процессе музыкальной деятельности у детей закрепляется опыт сопереживания, чуткости в отношениях с близкими людьми, эмоциональной отзывчивости. Формируется интерес к музыкальным произведениям патриотической направленности. Ребенок ассоциирует себя с положительными героями музыкальных произведений, стремится подражать их поведению, поступкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нрвственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Проект по нравственно-патриотическоу воспитанию дошкольников в музыкальной деятельностиТип проекта:По тематике-информационно- творческийПо составу участников-коллективный     По ср...

Нрвственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Проект по нравственно-патриотическоу воспитанию дошкольников в музыкальной деятельностиТип проекта:По тематике-информационно- творческийПо составу участников-коллективный     По ср...

Нрвственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Проект по нравственно-патриотическоу воспитанию дошкольников в музыкальной деятельностиТип проекта:По тематике-информационно- творческийПо составу участников-коллективный     По ср...

Нрвственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Проект по нравственно-патриотическоу воспитанию дошкольников в музыкальной деятельностиТип проекта:По тематике-информационно- творческийПо составу участников-коллективный     По ср...

Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

Буклет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности"

Патриотическое воспитание формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к  своим близким, родному краю.Для ребенка - дошкольника Родина – э...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности...