"Духовно - нравственное развитие дошкольников"
проект (подготовительная группа)

Лазарева Ирина Николаевна

Краткосрочный проект по духовно нравственному развитию для детей подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhov_-_nrav_.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной к школе группе

«Духовно – нравственное развитие дошкольников»

Актуальность: Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание.

   Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. Знакомство с родным краем питает детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный мир ребёнка, поэтому очень важно приобщить детей в этом возрасте к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живём.

Период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения. 

Цель проекта:

Повышение роли общечеловеческих духовных и семейных ценностей в становлении и духовно - нравственном развитии личности ребенка.

 Задачи:

Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения общечеловеческих и духовных ценностей;

- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи.

 - Создать условия для развития и проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, природе, для проявления способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, примирению, прощению. 

-Воспитывать любовь и уважение к   народу, природе, традициям русского народа.

- Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

 Вид проекта: краткосрочный

 Участники проекта: дети подготовительной группы «Дюймовочка» МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка», г. Верхнего Уфалея. Воспитатель группы; родители.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Формы работы по проекту.

- Работа с детьми:

1.Чтение поучительных сказок и историй; рассматривание художественных иллюстраций и тематических картинок.

2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

3.Инсценировки сказок и историй.

4.Проведение НОД.

5.Продуктивная деятельность.

 - Работа с родителями:

Ознакомление с консультацией, рекомендациями, советами. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.

Ожидаемый результат:

-расширение этических представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

-  у дошкольников сформируется стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающий людей;

сформируется чувство уважения и привязанности к своей малой Родине.
-  повысится педагогическая компетентность родителей в духовно -нравственном воспитании детей.

 Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный

- Подготовка необходимого материала для реализации проекта;

- Подбор и изучение методической литературы.

- Подборка художественной литературы по теме.

2 этап – основной, организационно – практический.

 Работы с детьми

Программное содержание

Сроки реализации

Дидактические игры:
-«Что такое хорошо, что такое плохо?»,
 - «Благородные поступки»,
- «Как я дома помогаю»,
- «Цветок добрых дел»,
-  «Вежливый ручеек»,
 -«Кто дома главный?»
-«Кто кем приходится»,
-«Кто где живет?»,
-« Отгадай, кто это?»,
- «Какой дом?»,
- «Фотограф».

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу, уважать семейные ценности, воспитывать в детях культуру поведения, развивать знания о родном городе.

 

В течение всего проекта

Рассматривание демонстрационного материала:
- «Уроки доброты»,
- «Я и мое поведение»,
- «Уроки вежливости»,
- «Я и моя семья».

Формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; продолжать формировать представление о составе семьи роли каждого домочадца в семье, профессиях членов семьи; формировать знания о достопримечательностях родного города; развить речь детей, умение высказывать суждение.

В течение всего проекта

Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья», «Дочки-матери», «Принимаем гостей», «Бюро добрых дел», «Поликлиника»

Формировать представления о нравственных качествах родителей: чуткость, самоотверженность, внимательность, ласка, забота. Закладывать культуру общения со старшими. Развивать умение понимать эмоциональное состояние близких людей, желание помогать им воспитывать чувство сопереживания и стремление оказывать посильную помощь.

В течение всего проекта

Беседы:

- «Доброе дело делай смело»,
- «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»,
-  «Что значит быть добрым?»,
- «Труд человека кормит»,  
- «Как и чем можно порадовать близких»,
- «Наши добрые слова»,
- «Как мы можем позаботиться о старших»,
- «Наши меньшие друзья»,
- «Сердце моей семьи»,
-«Странички семейного альбома»,
- «Наша дружная семья».

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему, тему уважения к своей семье и любви к своему городу. Поощрять желание детей рассуждать о духовно-нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

В течение всего проекта

Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе, семье.

Заучивание стихотворений: О. Бундур «Воскресенье»

Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе, семье.

В течение всего проекта

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:

- В. Осеева «Волшебное слово»,
 - Е. Пермяк «Самое страшное»,
 - В. Осеева «Просто старушка»,
- А. Барто «Вовка - добрая душа», «Уехали»,
- Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони»,
- О. Дриз «Добрые слова»,
- Л. Толстой «Два товарища»,
- А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном»,
- В. Кривошеев «Добрый день»,
- В. Сухомлинский «Внучка и старый дед»,
- А. Шибаев «Дед и внук»,
- Н. Носов «Огурцы»,
- С. Маршак «Сказка о неизвестном герое»,
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
- р. н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Хаврошечка», «Иван-крестьянский сын и Чудо – Юдо», «Гуси-лебеди», «Терешечка»,
-В. Осеева «Бабка», «Девочка из города»,
-Шварц «Два брата»,
-С.Я. Маршак «Московские голуби»,  
- В. Драгунский «Друг детства» 

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.

В течение всего проекта

Художественно – эстетическое развитие:

- Аппликация «Эмблема дружбы»

- Рисование «Дерево дружбы»

Музыкальное развитие

«Вместе весело шагать по просторам!»

«Детская песенка про дружбу»

«Песенка друзей»

«Улыбка»

Воспитывать доброжелательные отношения к людям. Развивать добрые чувства.

Формировать понятия «дружба»;

развивать чувство формы, композиции;

Показать ценность и необходимость дружбы;

В течение всего проекта

ОД «Путешествие в страну Добра», «Я и моя семья».

Уточнить у детей этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости». Закрепить знания о значимости семейных ценностей и традиций.

В течение всего проекта

                                           

                                     Работа с родителями

1.Консультация для родителей: 

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

«Духовно-нравственное воспитание в семье»

«Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности»

2. Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и в детском саду»

3-й этап: итоговый.

Провести анализ и обобщить результаты работы.

Результатом освоения данного проекта был собран и систематизирован материал по теме проекта. У дошкольников появился интерес к данной теме, а также они имеют представление:

-«доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

-  у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

-  сформированы понятия о семейные ценности и традициях.

Заключение:

   В процессе духовно - нравственного воспитания дошкольников формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом, углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, семейных традициях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Духовно - нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

  Таким образом, духовно - нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

   Только при правильно организованной работе в данном направлении мы сможем содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

Список литературы 
1. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., исп. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.
3.Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., исп. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.
4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., исп. и доп.-М.: АРКТИ, 2020.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Наиболее эффективным средством формирования нравственной культу...

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут во...

Программа "Духовно-нравственное развитие дошкольников"

Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффек...

Проект «Духовно – нравственное развитие дошкольников на основе приобщения детей к искусству родного края »

Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношен...

Духовно-нравственное развитие дошкольников

Данный материал представляет собой описание опыта работы по реализации программы духовно-нравственного развития в ДОУ...

"Социально-коммуникативное развитие". "Включение родителей в духовно - нравственное развитие дошкольников".

Задачи:  Повысить педагогическую компетентность родителей; Воспитывать интерес к духовнонравственному воспитанию; Приобщить родителей к народным, культурным, православным традициям.Формы работ...