Сообщение «Адаптация детей к ДОУ раннего возраста по ФОП»
материал (младшая группа)

Полькина Татьяна Николаевна

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

С момента поступления ребенка в детский сад у него начинается процесс адаптации к новым условиям. Что такое адаптация? Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды (социальному окружению, режиму дня, нормам и правилам поведения и т. д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

                                                                       кар

412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

«Адаптация детей к ДОУ

раннего возраста по ФОП»

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Полькина Татьяна Николаевна

г. Балашов, 2023 г.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

С момента поступления ребенка в детский сад у него начинается процесс адаптации к новым условиям. Что такое адаптация? Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды (социальному окружению, режиму дня, нормам и правилам поведения и т. д.)

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и так далее.

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным. Перед поступлением в детский сад с родителями проводится следующая работа:

 - консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей;

- анкетирование родителей (законных представителей), направленное на изучение специфики семьи: условия жизни, состав семьи, возраст родителей, уровень их подготовленности в вопросах воспитания; 

- знакомство родителей (законных представителей) с уставом ДОУ, Образовательной программой;

- экскурсии по групповым помещениям (спальная, игровая, умывальная комнаты) с обзором развивающей предметно-пространственной среды;

- нахождение родителей (законных представителей) совместно с детьми в детском саду и на прогулочной площадке, где дети могут поиграть и осмотреться.

Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. В адаптационный период отдаем предпочтение индивидуальным формам работы. Работа с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка). Предлагаем им игрушки: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

Организуем и предлагаем разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня, такую как:

- игры с песком и водой (детям предлагаются небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки и малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок);

 - игры в сухом бассейне, домике;

- пальчиковые игры или игры с шумовыми и звучащими игрушками;

- речевые игры (песенки, потешки, прибаутки);

- слушание негромкой, спокойной музыки.

Во время режимных моментов учитываем индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Некоторым детям во время засыпания необходим тактильный контакт- садимся с ним рядом, гладим по спинке. 

В нашем детском саду широко применяется технология «Дети-волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми во время прогулки или других режимных моментов. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их какой-либо игре, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение, песенку. В результате волонтерского движения дети стали больше говорить, охотнее идти на контакт, с удовольствием слушать сказки, потешки, песенки.

Во время пребывания детей в детском саду наблюдаем за их поведением. Данные наблюдений фиксируются в адаптационных листах. По итогам составляются таблицы, в которых зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации. 

Именно таким образом в нашем детском саду проводится работа для облегчённого приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

В статье даётся общее представление о методе сказкотерапии и рассказывается как используется метод сказкотерапии при адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ....

Адаптация детей младшего дошкольного возраста

Выступление на родительском собрании на тему: "Адаптация детей младшего дошкольного возраста"...

Адаптация детей группы раннего возраста

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.Три степени тяжести адаптационного периода.Условия, которые помогут ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада....

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к новым социальным условиям

Презентация об адаптации и системе работы педагога-психолога в период сопровождения адаптационного процесса....

Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»

Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...

Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.

Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...

Адаптация детей раннего дошкольного возраста. Советы родителям для легкой адаптации.

Детям раннего возраста особенно тяжело привыкать к условиям дошкольного учреждения. Они еще слишком привязаны к матери и боятся всего нового, незнакомого. С первых дней жизни ребенку прививаются особы...