Мои первые игры по ППД
учебно-методический материал (младшая группа)

Руднева Рима Рафиковна

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_moi_pervye_igry_po_pdd.docx326.89 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических материалов (среди педагогов)

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста

Номинация №1 «Обучение детей ПДД»

Тема: Кейс - «Мои первые игры по ПДД»

Участник

педагог

Государственного бюджетного дошкольного

учреждения детский сад №53

Колпинского района Санкт-Петербурга

Воспитатель Руднева Рима Рафиковна

Санкт-Петербург

2021 год.

Содержание

№ стр.

Введение

Актуальность

Описание опыты в работе с полифункциональным пособием

Использование полифункциональное пособия

Заключение

Литература

Введение

Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации становится все более серьезной социально – экономической и правовой проблемой. Уровень аварийности на дорогах по-прежнему остается высоким. Постоянное увеличение автомобильного парка, наряду с другими причинами, приводит к резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), тяжесть последствий которых вполне сравнима с национальным бедствием. Причинами смертей в результате ДТП являются многие факторы: это и плохие дороги, и плохие водительские умения, и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, невнимательность и плохая культура поведения пешеходов и многие другие факторы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.

Сотрудники ГИБДД считают, что, несмотря на проводимую полицией совместно с Управлением образования работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, необходимо принимать дополнительные меры.

На сегодняшний день многие методические пособия и программы по основам безопасности дорожного движения в значительной степени устаревают. В некоторых из них содержится материал, в должной мере не учитывающий возрастные и психофизиологические особенности его восприятия дошкольниками, нередко даются неправильная трактовка Правил дорожного движения и неверные, опасные поведенческие установки, которые могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.

Современные образовательные технологии в ДОУ применяются редко, а результат их внедрения и вовсе не проявляется. Они не направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса, в данном случае по профилактике дорожно – транспортного травматизма.

Цель: Формирование у детей раннего возраста предпосылок безопасного поведения на улицах и дорогах города, адаптации воспитанников к транспортной среде в местах постоянного жительства, снижения детского травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий детей на дорогах.

Задачи:

1. Повышение качества дошкольного образования по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и профессионального мастерства педагогов

2. Формирование и развитие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

3. Образовательные: Ознакомление детей раннего возраста со средствами передвижения (легковым автомобилем, грузовиком, автобусом), с правилами безопасности на дороге, с пешеходным переходом, со светофором, его назначением. Формирование начальных навыков безопасного поведения на дороге и на улице.

4. Развивающие: Развитие слуха, воображения, мышления, памяти, внимания, речи, активизация словаря (дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор, зеленый (желтый, красный) цвет, транспорт, легковой автомобиль, грузовик, автобус, руль).

5. Воспитывающие: Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, внимательного и доброжелательного отношения к людям, формирование интереса к окружающему миру.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей с раннего детства с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Малышей с раннего возраста привлекает окружающий их мир: дома, улицы, дорога, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения

Описание опыты в работе с полифункциональным пособием

Учитывая особенности детей раннего возраста и интерес  к игре,  я сделала в своей группе игровой кейс-чемоданчик «Мои первые игры по ПДД», для знакомства и формирования знаний у детей правил дорожного движения. При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе использую здоровье сберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка) — технологии развития физических качеств. Хочу рассмотреть использование двигательных игр на занятиях физической культуры. Одни игры развивают моторику рук, другие - координацию движений и т.д. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части.

Методическое пособие  кейс - «Мои первые игры по ПДД»  представляет собой небольшой чемоданчик, в котором находится макет дороги, а так же комплект  развивающих игр для детей раннего возраста, направленных на формирование первичных знаний правил безопасного поведения на улице и дороге. Данное методическое пособие можно использовать  для групповых, индивидуальных занятий,  для игры с детьми раннего возраста, а также организовать работу с детьми раннего возраста  по формированию элементарных знаний правил дорожной безопасности. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания. В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам.

 Кейс сделан в виде чемоданчика, который легко открывается. На лицевой стороне кейса расположены изображения разных видов транспорта. Картинки выполнены в формате 3D, крупные, яркие, привлекающие с первых секунд внимание детей. ( Рисунок 1)          Внутри самого кейса из самоклеющейся плёнки сделан фон с липучками, и проезжая часть с зеброй и пешеходной зоной. (Рисунок 2) Для фона я сделала комплект плоскостных разных домов, магазинов, школ и прочих зданий, легкового и грузового транспорта, а также деревьев, кустов и других зелёных насаждений. (Рисунок 3,4) Дети на свой взгляд могут создавать игровую ситуацию, и делать соответствующий фон для игры. Например: это может быть поездка или прогулка по городу, или небольшое путешествие за город, а может и прогулка по парку. Игра с кейсом востребована детьми и способствует их развитию. Кейс устойчив, мобилен, его можно легко переместить с места на место, и в любой момент может быть доступен детям для игры.

Использование полифункциональное пособия

Прямое назначение кейса: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части. Игровой кейс можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве, любознательности. Данный кейс-чемоданчик «Мои первые игры по ПДД» дает возможность в форме игры на наглядной модели формировать теоретические основы по правилам дорожного движения.  Это намного эффективнее и быстрее усваивается.

Например: игра “Пешеходы”: Дети берут в руки фигурки людей или животных. Они – пешеходы. Пешеходы повторяют стихотворение и переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, либо показывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий. Если ребёнок затрудняется, воспитатель ему предлагает выполнять действия по показу взрослого.

       Для создания сюрпризного момента в кейсе есть замечательный вязаный светофор (рисунок 5).Сюрпризы - это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей много эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, малыши оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок раннего возраста. Его очень хорошо использовать во время организованной деятельности, малыши  с радостью идут на контакт с нашим другом-светофором. При игре со светофором у детей раннего возраста формируются знания об основных цветах: красный, жёлтый, зелёный. Так же малыши получают свои первые знания о безопасности пешеходов на дороге.

Для формирования сенсорных способностей в кейсе есть сделанная мною всем знакомая дидактическая игра «Поставь машину в гараж» (рисунок 6). Все гаражи мобильны, дети могут играть в них как внутри кейса, так и за пределами, в любом удобном месте (рисунок 7).. Воспитателям тоже очень удобно использовать эту игру, как в организованной, так и в свободной деятельности детей.

Для эффективной тренировки мелкой моторики рук я изготовила машинки-моталочки, не забывая и о сенсорном развитии (рисунок 8). В комплект моталочек входят вязаные машинки четырёх основных цветов. Игра моталочка особенно полюбилась нашим малышам. В работе с детьми я их использую как в соревнованиях, так и в свободной игровой деятельности детей. ( Рисунок 9). В процессе игры дети учатся быть ловкими, развивают координация и быстроту движений.

Учитывая особенности детей раннего возраста, я постаралась удовлетворить потребности и желания каждого ребёнка к игре. Для активных малышей я сшила из фетра нагрудники-машинки четырех основных цветов, а из обычного гофрокартона сделала рули (рисунок 10). Данное оборудование дети с удовольствием используют в таких подвижных играх как: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Птички и автомобиль». В разных ситуативных ситуациях: «Мы шофёры», «Поездка к доктору», «Полицейский», «Общественный транспорт» и др. (рисунок 11).

Заключение

В заключение хочу сказать о том, что дети с огромным интересом включаются в игру с нестандартными играми и оборудованием. Всё яркое и необычное привлекает малышей, и они получают удовольствие от игр, в ходе которых,  формируют первоначальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице, элементарные знания о правилах дорожного движения, о видах транспорта и его основных частях, о трех сигналах светофора, о пешеходном переходе, об отличии тротуара от проезжей части дороги. Работая в этом направлении, можно сделать вывод, что в результате проведенной работы по данной методической разработке, позволило сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе». Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города. Анализируя результаты, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности. Таким образом, я хотела сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я думаю, что мне это удалось.

Подводя итоги, хочу отметить, что кейс «Мои первые игры по ПДД» –  элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.

      В будущем предполагается усложнение данного пособия с учетом возрастных особенностей детей: добавление игровых ситуаций, знаков дорожного движения, стоянки, зданий и другое.

     Чем раньше мы начнём изучать ПДД, тем быстрее у ребят сформируется привычка грамотного поведения на дорогах.

Список используемой литературы:

Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». — СПб.: «Детство — Пресс», 2004.–144 с.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.

Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.

Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2–64 с.

Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.

Приложение 1

Паспорт игры в виде таблицы

Рис. 1 Лицевая сторона кейса

Рис. 2 кейс внутри

Рис.3 Чемоданчик с изображением деревьев

Рис.4 Чемоданчик с изображением домов

Рис.5 Сюрпризный светофор

Рис.6 дидактическая игра «Поставь машину в гараж»

Рис.7 дидактическая игра «Поставь машину в гараж»

 в любом удобном месте

Рис.8 Сенсорная игра «Моталочки»

Рис.9 Сенсорная игра «Моталочка»  соревнование

Рис.10 машинки- нагрудники и рули

Рис.11 Игра «мы шоферы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный педагогический марафон «На пути к Олимпу. Часть первая: станция «Познавая, побеждаю!» Выступление инструктора по физической культуре первой квалификационной категории Каменецкой Елены Евгеньевны «Игры с включение подражательных движений»

Участие в заседании клуба  «Игры профессионального роста» по теме «Знания на базаре не купишь, на весах не взвесишь».Выступление на круглом столе «Использование областей «Познавательное и речевое...

ПЕРВЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ ИГРОВАЯ СРЕДА ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ТЛЕТ

Игрушки с элементами сенсорного развития – безопасные, привлекательные, не искажающие представление об окружающем мире. Способствуют сенсорному наслаждению, развитию речи, тактильной памяти и мо...

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х.

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.Самые известные из них – «Геоконт»...

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...

Методическая разработка на тему «Мои первые игры по ПДД»

Методическое пособие  кейс-«Мои первые игры по ПДД»  представляет собой небольшой чемоданчик, в котором находится макет дороги, а так же комплект  развивающих игр для детей ...

Презентация Методическая разработка на тему «Мои первые игры по ПДД»

Назначение: Данное методическое пособие можно использовать  для групповых, индивидуальных занятий,  для игры с детьми раннего возраста.Описание: Данный материал поможет воспитателю орга...

Развивающая интерактивная игра: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для первой младшей группы.

Развивающая интерактивная игра: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для первой младшей группы....