Проект "Чудо - дерево"
проект (младшая группа)

Михалёва Алена Викторовна

         Согласно ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность – это одна из ведущих видов деятельности в период                 дошкольного возраста, наряду с игровой и коммуникативной.                                                                                                                       Педагогу необходимо создавать в группе условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности                    воспитанников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. В младшем дошкольном возрасте                 исследовательская деятельность направлена на изучение предметов живой и неживой природы через использование                      опытов и экспериментов.                                                                                                                                                                                     Экологическое образование дошкольников должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок                      сталкивается в повседневной жизни, поэтому в качестве объекта исследования выбрано дерево. Деревья окружают нас                    постоянно, но  дети, как правило, почти не обращают на них внимания, не замечают их и очень часто не считают живыми               объектами природы. Ведь мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Не смотря на это, деревья являются                   важной частью живой природы и прекрасным объектом  для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные                        изменения.                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_-_derevo_.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

        

Разработчик:                                                                                                                                                                       Михалева А.В

с. Алтайское 2023г

Содержание

  1. Паспорт пректа……………………………………………   3
  2. Актуальность ……………………………………………..  4
  3. Цель………………………………………………………..   4
  4. Задачи……………………………………………………… 4
  5. Этапы работы……………………………………………  5-6
  6. План мероприятий………………………………………  6-8
  7. Литература ……………………………………………….  9
  8. Приложение……………………………………………….  7

        

Паспорт проекта

Название проекта:

«Чудо - дерево»

Место реализации проекта:

детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

Вид проекта:

долгосрочный, познавательно-исследовательский.      

Предмет исследования:  

Деревья

Участники проекта:

дети  младшей   группы «Непоседы», воспитатели, родители.

Продолжительность проекта:  

Октябрь 2023г  - май 2024г

Актуальность проекта:

Согласно ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность – это одна из ведущих видов деятельности в период дошкольного возраста, наряду с игровой и коммуникативной.                                                                                                       Педагогу необходимо создавать в группе условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности воспитанников.Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на изучение предметов живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.                                                                                                                             Экологическое образование дошкольников должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, поэтому в качестве объекта исследования выбрано дерево. Деревья окружают нас постоянно, но  дети, как правило, почти не обращают на них внимания, не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы. Ведь мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Не смотря на это, деревья являются важной частью живой природы и прекрасным объектом  для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.

Цель:

  • Формирование и расширение представлений детей о деревьях(клён, береза и рябина).

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить представления детей о деревьях (клён, береза и рябина)
  2. Закреплять представление детей о строении дерева (корень, ствол, ветки, листья).                  
  3. Закреплять умение выделять форму, величину,окраску листьев.
  4. Учить различать дерево по коре.
  5. Познакомитьдетей с семенами деревьев ( сережки, ягоды, верталетики).

Развивающие:

  1. Развивать умение детей наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы (прочное -не бьется,легкое - плавает в воде, не тонет,похолодало - на деревьях пожелтели и опадают листья).
  2. Развивать любознательность, мышление, внимание, умение замечать изменения в природе.

Воспитательные:

Воспитыватьбережное отношение к деревьям.

Ожидаемый результат:

Дети расширили представления о деревьях (клён, береза и рябина)

Дети закрепили представление о строении дерева (корень, ствол, ветки, листья).                  

Дети выделяют форму, величину, окраску листьев.

Дети различают дерево по коре.

Дети познакомились с семенами деревьев ( сережки, ягоды, верталетики).

 Дети умеют  наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы (прочное -не бьется, легкое - плавает в воде, не тонет, похолодало - на деревьях пожелтели и опадают листья).

Дети научились замечать изменения в природе.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный этап:

  • Выбор темы, постановка целей и задач.
  • Написание перспективного плана.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта;
  • Подбор опытно – экспериментальная деятельность.
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.

2 этап. Основной этап:

        План мероприятий

Месяц

Форма работы

Октябрь –

Ноябрь

Экскурсия по территории детского сада-  наблюдение за деревьями осенью - учить замечать изменения в природе с приходом осени.

Рассматривание: «Какие разные деревья» - развивать наблюдательность.  (обратить внимание детей на деревья (берёзу, клён и рябину) и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды)

Беседа: «Как деревья готовятся к зиме?» -рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими  листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни листьями глубоко не промёрзнет.

Наблюдение за листопадам - обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья - опали; опавшие листья: разноцветные, разной формы. Предложить детям походить по листьям послушать, как шуршат.

Д/И « Части дерево»-ознакомление со строением дерева, с названиями его основных частей.

Д/И«Осенние листочки» -Учить собирать целое из частей.

Д/И«У кого такой листок?» -различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый).

Д/И«Большие и маленькие листочки» - учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой – маленький.

Д/И «Угадай дерево» - учить детей узнавать и называть деревья.

Чтение: М.М.Пришвин «Листопад»-  учить слушать, отвечать на вопросы.

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» - Учить детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение.

Чтение М. Ивенсен «Падают листья» - закреплять знания детей о характерных признаках осени.

Экспериментирование:

№1 «Как листики летают по ветру» -Показать детям зависимость полета падающего листочка от его

величины и формы;

№2:«Назови правильно с какого дерева лист» -учить различать кленовые, березовые и рябиновые  листики, сравнить их по цвету, величине, форме.

  • №3:  «Почему не тонут листики?»-   развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

№4: « Каким свойствам обладают сухие листья?» - помочь детям выявить свойства сухих листьев (тёмная окраска, лёгкие, шуршат, крошатся). Развивать умение сравнивать, делать простейшие вывод.

№5:  «Сколько  весит лист?» -  выявить свойства  листьев с дерева и высушенных  листьев.

№6:«Где быстрее высохнет    лист?»-выявить, что лист засушенный  на свету высыхает быстрее, но меняет свою форму.

№7: « Что будет, если замочить сухой лист в воде?»-

 Дать представление, что сухой лист может стать тяжелым.

Работа с природным материалом: «Чудеса из осенних листьев».

Оформить гербарий из листьев.

Декабрь - Январь

Экскурсия по территории детского сада - Вспомнить названия деревьев на участке детского сада, с которыми знакомились осенью. Найти ответ на вопрос: «Почему нет листочков?» -учить замечать изменения в природе с приходом зимы.

Беседа: «Кора деревьев» - познакомить детей понятие «кора», для чего она служит дереву.

Беседа «Рябинка» - выяснить, чем рябинка отличается от других деревьев; ее плоды - корм для птиц.

Рассматривание:«Почему на деревьях нет листочков»  - зимой деревья стоят голые, без листьев. Они отдыхают, спят, набираются сил.

Д/И «Какая у дерева кора? -темная, светлая, гладкая, шершавая.

Экспериментирование:

№1:Предложить детям рассмотреть кору деревьев визуально, а потом с помощью лупы. Обратить внимание на цвет коры берёзы и коры  рябины.

№2: «Кораблик путешествия» (свойства дерева, различным материалом (дерево, резина, стекло, железо, пенопласт, пластик)  – изучить свойства дерева.

№3:«Кора разных деревьев» -  формировать представления о коре деревьев, развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

№4: «Рассматривание через лупу коры  рябины и  березы, её строения.  «Как пахнет кора рябины, как пахнет кора березы?».

№5: «Кора разного цвет» - . Окраска коры у разных деревьев различна и является одним из отличительных признаков каждой древесной породы, по которым ее можно распознавать).

Февраль, март, апрель.

Экскурсия по территории детского сада - вспомнить названия деревьев на участке детского сада, с которыми знакомились осенью,учить замечать изменения в природе с приходом весны.

Беседа:«Первые листочки»- деревья просыпаются от зимней спячки, появляются листочки.

Наблюдение: «Оттепель»-  понаблюдать за деревьями в оттепель .Объяснить детям, что на ветках образуется тонкий слой льда.

Наблюдение за почками деревьев - посмотреть, как набухают почки на деревьях – «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Рассмотреть почки на берёзе, клёне и рябине.

Наблюдение: обратить внимание детей на красоту весенних деревьев. Обратить внимание на блестящие листики их яркий и сочный цвет, а также рассмотреть их, они разные: маленькие, большие и резные.

Д/И «Деревья и их плоды» - учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память,внимание.

Д/И «Какого цвета и формы листья?» (круглые, симметрично расположены листики овальной формы, резные, вытянутые).

Д/И« С какого дерева лист?- развивать внимание,наблюдательность,память.

Д/И «Узнай по описанию.» -учить детей узнавать деревья по описанию; развиватьвнимательность, память.

Экспериментирование:  

№1: «Ветка березы и клена в воде» -  развитие почек веток клена и березы, дать представления о том, что растения живые и могут расти и развиваться, если только для них созданы необходимые условия- свет, вода, тепло, уход.

№2: «Ветер и семена» -рассмотреть с ребенком крылатки клена.

№3: «Рассматривание»и сравнение почек на ветках деревьев клена и березы на улице. 

№4:«Наблюдение за изменениями, происходящих с почками на ветках клена и березы в вазе в групповой комнате. - развивать интерес к познавательной деятельности.

№5: «Тонет- не тонет»-развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Май

Видеофильм  « Чудо-дерево»

Работа с родителями:

Консультации:

  • «Чем занять ребенка на прогулке?»
  • «Научите ребенка любить живую природу»

Папки – передвижки:

  • «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»,                                            
  • «Будем любить, и беречь природу»

3 этап.  Заключительный этап.

Видеофильм  проекта « Чудо-дерево»

Список использованной литературы

  1. О.В.Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005. 
  2. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
  3. Интернет- ресурсы.
  4. О.М Масленникова «Экологические проекты в детском саду».-Изд.2-е.- Волгоград.,2014.-232с.

Приложение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»

Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.   Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь?   Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"

1 ноября   в средней группе было проведено открытое комплексное  занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

«Дерево, дерево – мой дружок хороший»

Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление  детей с окружающим с применением элемента  аппликации) Абушахманова Гу...

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...