Самообразование
учебно-методический материал (младшая группа)

Юлия Анатольевна Палайчук

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателя – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. 

То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.Благодаря STEM   дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

 

Цель моего профессионального развития: Повышение педагогической компетентности. Повышение собственной профессиональной подготовки по внедрению STEM технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с целью развития интеллектуальных способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования по теме STEAM-технологии в работе

с младшими дошкольниками

ФИО педагога: Палайчук Юлия Анатальевна

Образование: высшее

Педагогический стаж: 2

Квалификационная категория:

Тема: Апробация STEAM-технологии в работе с младшими дошкольниками.

Цель: применениеSTEAM-технологии в работе с младшими дошкольниками.

Цель: повышение профессиональной компетентности по теме «STEAM – технологии в

дошкольном образовании».

Задачи:

  • Изучить образовательные модули STEАM-технологий:

- Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория",

- «Математическое развитие»,

- Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,

- «Мультстудия «Мир глазами детей».

  • Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
  • Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому

познавательному исследовательскому творчеству.

  • Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и

взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.

  • Постепенное внедрение STEAM – технологии в образовательную деятельность.

Ожидаемый результат:

1. Изучены образовательные модули STEАM - технологии:

- Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория",

- «Математическое развитие»,

- Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,

- «Мультстудия «Мир глазами детей».

2. Создана в группе педагогически целесообразная, научно-творческая развивающая

среда.

3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и

педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.

4. Увеличено непосредственное участия родителей и детей в организации совместных

мероприятий.

5. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о STEАM - технологии в

дошкольном образовании.

Актуальность:

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к

жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных

способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать

полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии.

Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро

ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.

Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые

достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр

позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь

происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе

создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное.

Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в

образовательный процесс.

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более

ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие

способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование

умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой

связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие

исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.

Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений,

понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе

любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических

ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и

самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень

развития ребенка.

Основная проблема:

Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования,

представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования

«Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют

необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью

эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение

сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым

способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными

учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего

поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с

учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и

доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений

тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество

результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM –

технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать

благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому

творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же

первоначальных технических навыков.

Новизна:

Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно –

образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у

дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них

творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных

решений.

Что такое STEАM?

S – science (естественные науки),

T– technology (технология),

E – engineering (инженерное искусство),

A – art (творчество),

M – mathematics (математика).

Сегодня STEAM - образование развивается, как один из основных мировых трендов и

основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными

условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия

детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться

размышлениями. Именно поэтому, модули для развития абстрактного и логического

мышления, такие как:

Учебно-инженерный комплекс.

Набор "Креативная лаборатория",

«Математическое развитие»,

Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,

«Мультстудия «Мир глазами детей» – входят в основу STEAM-образования.

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и

STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной

образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:

Учебно-инженерный комплекс.

Набор "Креативная лаборатория" (позволяет в игровой форме познакомить детей c

моделированием при помощи Учебно-инженерного комплекса. Набор "Креативная

лаборатория".

Через образовательный модуль Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная

лаборатория":

-развивается способность к практическому и умственному экспериментированию,

обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и

результата собственной деятельности;

-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи,

фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы

геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по

направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики,

рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы,

шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др.

Через образовательный модуль «Математическое развитие» реализуется

- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство,

время, количество и счет.

Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской

деятельности.

Моделирование из бумаги «Волшебница-бумага», поможет ввести детей в мир

древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы,

расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки

общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также

способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на

развитие речи детей. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию

как логического, так и образного мышления, кроме того, активно развиваются

пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать

свою работу и доводить ее до желаемого результата.

Частью STEАM-технологии является знакомство детей с цифровыми технологиями.

Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Мир глазами детей».

Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты

работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного

мультипликационного фильма

Через «Мультстудию «Мир глазами детей» реализуется:

- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых

технологий;

- освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и

технического творчества.

STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей

дошкольного возраста:

-Игре

-Конструировании

-Познавательно-исследовательской деятельности

-Проектной деятельности

-Различных видах художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость:

Вышеперечисленные технологии на основании положительного опыта внедрения

STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего

дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в

работу с детьми раннего возраста.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный (сентябрь 2022г.)

2 этап - практический, основной (октябрь 2022 – май 2024 г.)

3 этап - итоговый (май 2024г.)

План реализации:

Этап

Содержание этап

Направление работы

1 этап-

подготовительный

сентябрь 2022года

Изучение

литературы по

данной теме.

Создание педагогически -

целесообразной развивающей

среды. Разработка программы работы на 2020

- 2021 гг.

Изучение теоретических аспектов по данной

проблеме в педагогике.

Знакомство с работами ведущих авторов по

данной проблеме исследования.

Обогащение предметно- развивающей среды

для реализации на практике STEM-

технологии.

Создание условий, стимулирующих детскую

инициативу, творчество для совместной

деятельности взрослых и детей на основе

STEM-технологии.

II этап

Практический,

основной:

октябрь-май

2022-2024 гг.

Работа с

родителями:

Работа с

Консультация для родителей «STEAM

образование в ДОУ»

Памятка для родителей

«STEAM-образование: 11 игр для развития

инженерного мышления у ребенка»

Консультации для педагогов

педагогами:

Работа с детьми:

Информационное

сопровождение

родителей

воспитанников

по

применению

STEM-

технологии.

«Использование STEАM-образования в ДОУ»

«Развитие познавательного интереса,

интеллектуально-творческого потенциала

каждого ребенка через STEAM – образование

в формате ФГОС».

Информационный стенд:

буклеты, памятки по данной теме.

Показ НОД по теме «Технологии нового

поколения»

Беседа на тему «Кто такие роботы?»

Выставка поделок «Робот наш друг и

помощник».

Выставка «Такие разные роботы».

Презентация «Мир роботов».

Учебно-инженерный комплекс. Набор

"Креативная лаборатория"

Модуль «Математическое

развитие» (игры с математическим

содержанием в течении года)

Моделирование из бумаги «Волшебница-

бумага» (в течении года)

Модуль «Мультстудия «Мир глазами детей».

Мультфильм «Город Будущего».

Мультфильм «Бумажное царство».

Мини-проект «Город Будущего».

Родители становятся активными участниками

образовательного процесса в ДОУ,

укрепляются и формируются доверительные

взаимоотношения детский сад-семья. Дать

представления о STEАM-технологии и

методах работы в дошкольном

образовательном учреждении.

Информационное сопровождение педагогов

по данной теме. Подбор, накопление и

систематизация материалов для реализации

образовательных модулей. Внедрение

элементов STEАM-технологии в работу с

дошкольниками.

Повышение у детей образовательной

мотивации, развитие творческих

способностей, формирование

исследовательских навыков, самореализации

детей. Формирование у детей навыков

взаимодействия со сверстниками, проявления

инициативы, толерантности, взаимопомощи.

III этап

аналитический:

май 2024 г.

Подвести итоги

работы по

проекту в виде:

- диагностика детей,

-анкетирование родителей

«Применение STEАM -технологии в

воспитании ребенка в ДОУ и семье».

- родительского собрания «STEAM –

технология как развитие интеллектуальных

способностей и вовлечение в научно –

техническое творчество дошкольников».

-презентации на основе материалов по

данному проекту на педсовете ДОУ.

Производить обмен материалами из опыта

работы по проекту через информационные

ресурсы.

Анализ результатов работы по внедрению

технологии в организацию образовательной

деятельности.

Литература:

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под

редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.

2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей

дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –

М.:2017. -111с

3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр

Сфера, 2010. - 126 с.;

4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.;

Просвещение 1992г.

6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе

2006. - No 1

7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - No11.

8. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т.в. 4.

9. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение»

1990.

10. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. / учебно –

методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство

«Детство – ПРЕСС», 2017.

11. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. /– М.:

Просвещение, 1990.

12. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск,

2005.

13. Приказ Министерства образования науки России от N 1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования» (Зарегистрировано в Минюсте России N 30384)

14. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-

Пресс, 2011. - 197 c

15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго,

1996.

16. Смоленцева. А. А. - Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. /

- М.; Просвещение 1987г.

17. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

18. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / –

СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

19. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия,

1986.

20. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...