Парциальная программа «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности»
рабочая программа (подготовительная группа)

Арюткина Диана Николаевна

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса дошкольников.

   В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) познавательное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации».      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya.docx259.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мирненская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение

детский сад «Ромашка»

Парциальная программа

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности»

https://images.wbstatic.net/big/new/28110000/28114090-1.jpghttps://akadesha.ekb.prosadiki.ru/media/2020/07/13/1258204489/s1200_1.jpg

Воспитатель: Арюткина Д.Н.    

 

П.Мирный 2022-2023г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса дошкольников.

   В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) познавательное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации».      

   Проблеме познавательного интереса, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Во многих работах развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, активностью, вниманием, любознательностью, то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л. И. Божович, В. Г. Леонтьев, А. А. Люблинская, М. И. Махмутов, Н. Г. Морозова, Н. К. Постникова и др.).

    В последние годы в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.        

    Современные исследователи отмечают большое значение деятельности экспериментирования для развития у детей дошкольного возраста как умственных способностей, так и социально-личностной сферы (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, И. С. Фрейдкин и др.).

    В сфере умственного развития отмечается влияние детского экспериментирования не только на увеличение объема и качества знаний детей, но и на развитие умений познавать предметы и явления, выбирая адекватные способы познания. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в нагляднообразной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, ана- 5 лизируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

    Поскольку экспериментирование носит, как правило, креативный характер, то оно стимулирует формирование творческой личности ребенка. Н. Н. Поддьяков ввел понятие «детское экспериментирование», которое является ведущим функциональным механизмом стимулирования творчества ребенка.

    В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, предметов, социальных явлений, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

    Экспериментирование станет эффективным средством развития познавательных интересов детей дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

 1) использование педагогом в процессе обучения экспериментированию проблемных задач и развивающих образовательных ситуаций на разном содержании;

2) накопление детского опыта самостоятельной деятельности экспериментирования в развивающей предметно-пространственной среде;

3) учет предпочтений детей при подборе содержания и материалов для детского экспериментирования;

4) некоторая недосказанность, незавершенность процесса решения проблемы в совместной со взрослым деятельности.

2. Цели и задачи программы

Цели программы — способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

 1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).

2. Развивать познавательные и речевые умения: — по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский университет" Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Практическая часть, экспериментирование с магнитами.

В данном материале представлены педагогические наработки по экспериментальной деятельности с  магнитом, которые можно использовать в работе с детьми и родителями воспитанников....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет

Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен...

Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...