Особенности экологического образования детей 5-7 лет
учебно-методический материал

Галеницкая  Марина Вадимовна

Данная статья исследует особенности экологического образования детей в возрасте от 5 до 7 лет. Экологическое образование имеет важное значение для формирования у детей осознанного отношения к окружающей среде и понимания необходимости ее сохранения. В данном возрасте дети находятся в периоде активного познания мира, и экологическое образование может стать эффективным инструментом для развития их экологической грамотности. В статье рассматриваются различные подходы и методы, применяемые в экологическом образовании детей 5-7 лет, а также особенности их восприятия и понимания экологических проблем. Анализируются примеры успешных практик и рекомендации для педагогов и родителей, которые помогут эффективно вовлечь детей в процесс экологического образования. Исследование подчеркивает важность раннего экологического образования для формирования у детей экологической ответственности и устойчивого образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности экологического образования детей 5-7 лет

Галеницкая Марина Вадимовна,

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №48

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.»

Антуан де Сент-Экзюпери

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание, оно является важной составляющей развития детей в современном мире.

Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Дети в возрасте 5-7 лет находятся в критическом периоде формирования своих ценностей и установок. Именно в этом возрасте они начинают осознавать окружающий мир и развивать свои первоначальные представления об экологии. Поэтому экологическое образование в этом возрасте должно быть доступным, интересным и стимулирующим.

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:

  • экскурсии,
  • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
  • чтение художественной литературы,
  • рассказы об особенностях ухода за животными.

Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:

  • различные тематические игры,
  • викторины,
  • рисование и конструирование,
  • наблюдение,
  • ответы на вопросы детей,
  • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
  • работа в живом уголке,
  • подготовка экологических праздников и т. д.

Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них. В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Игра, как один из ключевых методов экологического воспитания детей 5-7 лет

Одним из ключевых методов экологического воспитания детей 5-7 лет является игра. Игра позволяет детям активно взаимодействовать с окружающей средой, развивать наблюдательность, логическое мышление и творческие способности. Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). Например, можно проводить игры-квесты, где дети будут исследовать природу, находить и изучать различные растения и животных.

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка — для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес. В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Также можно организовывать творческие мастер-классы, где дети будут создавать интересные поделки и изделия из природных материалов.

Помимо игр, и практические занятия играют важную роль в экологическом образовании детей 5-7 лет. Например, можно организовывать экскурсии в природные парки или на фермы, где дети смогут наблюдать за животными и растениями в их естественной среде обитания.

Ещё одним из способов экологического воспитания являются, эксперименты и опыты, где дети сами могут увидеть и понять принципы работы природных процессов и закономерностей. С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами «живой и неживой природы» Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных)

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др).

3.Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др)

Можно организовывать для детей специальные мероприятия, такие как экологические дни или экологические проекты. Эти мероприятия помогают привлечь детей к активному участию в процессе обучения, а также позволяют детям применить свои знания и полученный опыт на практике. Экологические проекты могут быть краткосрочными или долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д. Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум — рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д. могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д. Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.

Важно воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде и природе. Это можно сделать через различные практические действия, такие как раздельный сбор мусора, энергосбережение, посадка деревьев и уход за растениями. Такие действия помогут детям осознать свою роль в сохранении природы и стать активными экологическими гражданами.

Оценка эффективности экологического воспитания:

Экологическое воспитание играет важную роль в формировании экологического сознания и ответственности у детей. Оно помогает им понять, что они являются частью природы, и что их действия могут оказывать влияние на окружающую среду. Однако, чтобы понять, насколько эффективно такое воспитание, необходимо проводить его оценку.

Оценка эффективности экологического воспитания детей 5-7 лет является важным этапом, поскольку позволяет определить, насколько успешно достигаются поставленные цели и задачи. Она позволяет оценить, насколько дети осознают важность сохранения природы, умеют применять полученные знания на практике и проявлять экологическое поведение.

Методы оценки эффективности экологического воспитания:

Для оценки эффективности экологического воспитания детей 5-7 лет могут быть использованы различные методы и инструменты. Некоторые из них включают:

1. Наблюдение: Наблюдение за детьми в различных ситуациях может помочь определить, насколько успешно они применяют экологические знания и навыки. Например, можно наблюдать, как дети сортируют отходы, экономят воду или заботятся о растениях.

2. Анкетирование: Проведение анкетирования среди детей, их родителей и учителей может помочь определить уровень знаний и понимания детей в области экологии, а также их экологическое поведение.

3. Тестирование: Проведение тестов или викторин по экологии может помочь оценить уровень знаний детей и их способность применять эти знания на практике.

4. Проектные работы: Задание детям выполнить проекты, связанные с экологией, позволит оценить их творческие способности, умение работать в команде и применять полученные знания.

Заключение.

В заключение, экологическое образование детей 5-7 лет играет важную роль в формировании их экологической грамотности и понимания окружающего мира. Предоставление им возможности исследовать и познавать природу, интеграция экологических тем в образовательную программу, а также воспитание ответственного отношения к окружающей среде, поможет стимулировать детей к активному участию в сохранении природы на нашей планете.

Список литературы:

1.        Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 38- 43.

3.        Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Николаева С. Н. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

4.        Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2- 7 лет / Соломенникова О. А. - М.: Мозаика- Синтез, 2015. - 104 с.

Интернет ресурсы:

  1.  https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Особенности экологического образования дошкольников

Особенности экологического образования дошкольников...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Особенности и виды дидактических игр в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и соц...