Мнемотехника
методическая разработка (младшая группа)

Мнемотехника

как средство развития речи

 детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника65.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника

как средство развития речи

 детей младшего дошкольного возраста.

2020-2021 г.

Воспитатель: Лузикова М.А.

mnemotablica-k-skazke-600x450.jpg

Актуальность:

У детей младшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку, зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций.

Цельразвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.

Задачи проекта:

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Этапы работы:

- Деятельность педагога;

- Деятельность детей;

- Взаимодействие с родителями.

Основной задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений и потешек, рассказывание сказок с использованием мнемотаблиц.

Знакомство с основными способами перекодирования информации. Изготовление наглядных пособий для детей.

- Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям; потешкам

Мнемоквадраты

     - Дидактические игры по мнемотехнике.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Отработка метода запоминания.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы.

Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений.

 

Перспективный план работы с  родителями

Месяц

Содержание

  Ноябрь

  Собрание – знакомство и обсуждение  темы «Что такое мнемотехника?»

 Январь

Консультация для родителей  «Мнемотехника - искусство запоминания»

   Февраль

 Папка - передвижка  с  образцами   мнемотаблиц  составленных  по  произведениям (стихи,  рассказы, сказки)

   Март

 Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями  мнемотаблицы  по  произведениям (стихи)

   Апрель

 Информационная  ширма  «Мнемотехника  для  детей  »  

    Май

  Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями   стихотворения по  готовой  мнемотаблице.

Консультация для родителей

    Мнемотехника - искусство запоминания

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

    Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

    Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

    Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

    Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

  • сознательно стирать запомненные данные
  • контролировать длительность запоминания
  • перемещать запомненные данные

    На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации
  • колоссальную экономию времени при запоминании
  • возможность быстрого обучения
  • мощное развитие мышления и внимания  
  • эффективную гимнастику для мозга

 Суть методики для запоминания стихов

    Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

    Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. 
   Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

    Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении; 
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

    Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица).  На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
   Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

    Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

-            Берем заданное на изучение стихотворение.

-            Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

-           Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

-            После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

-            Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

               

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема, задачи

                                           Январь

  1. Заучивание потешки «Водичка, водичка…» - формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы.
  1. Пересказ р.н. сказки «Репка» - Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.
  1. Заучивание стихотворения С. Козлова «Зима» - формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы.
  1. Беседа на тему «Зима» - уточнить качественные признаки  зимы, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать времена года, используя мнемотаблицы.

                                  Февраль

  1. Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка»  - формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы.
  1. Пересказ р.н. сказки «Курочка Ряба» - формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.
  1. Составление описательного рассказа «Кошка» - формирование умения детей описывать образ кошки. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

                                Март

  1. Заучивание потешки «Мыши водят хоровод» -  формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы.
  1. Составление описательного рассказа «Моя любимая мама» - формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.
  1. Заучивание стихотворения «Тучка с солнышком опять…» -  формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы.
  1. Рассказывание р.н. сказки «Теремок» -  упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

                                         Апрель

ььь

  1. Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» -  формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы.
  1. Беседа на тему «Весна»-  уточнить качественные признаки  весны, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать времена года, используя мнемотаблицы.

  1. Рассказывание р.н. сказки «Колобок» - развивать память, внимание. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить     слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию
  1. Заучивание потешки «Огуречик» -  формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы, развивать память, речь.

                                              Май

  1. Заучивание стихотворения А.Н. Плещеева «Сельская песня» - формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы, развивать память, речь.
  1. Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса» -  развивать память, внимание. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить     слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение  перекодировать информацию.
  1. Заучивание потешки «Как у нашего кота…» -  формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы, развивать память, речь.
  1. Беседа на тему «Лето»-  уточнить качественные признаки  времени года, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать времена года, используя мнемотаблицы.

                     

 

                                                                                         

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...