"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья

Газизова Лейсан Салаватовна

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание, цели, задачи, формы и методы работы

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы.

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе, стихийно складывающееся понимание свободы как вседозволенности, а разумного контроля как цензуры, некритичное заимствование зарубежного опыта и ценностей, не соответствующих менталитету российского народа, и, как следствие, возникновение в обществе феномена бездуховности — все это факторы, усиливающие актуальность проблемы.

В этих условиях «…образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»[2], т. е. объективная необходимость и востребованность незамедлительного решения проблемы — главное основание, актуализирующее повышенное внимание к ней в сфере образования.

Другим основанием особого внимания к проблеме являются благоприятные возможности и необходимость начинать воспитание в этой сфере в раннем и дошкольном возрасте. Пластичность нервной системы человека в раннем и дошкольном возрасте, способность к подражанию как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности к идентификации, эмпатия, образное мышление, активность воображения, эмоционально-окрашенное поведение, деятельное отношение ребенка к миру — все это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс практически с рождения — с элементарного чувства привязанности к матери.

Однако современная система образования вообще и дошкольного в частности не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин. Прежде всего не способствует успешности работы нравственное состояние современного общества. Другие причины находятся в самой системе образования. Одна из них — несогласованность, а нередко и несовместимость различных методологических позиций при решении проблемы, в частности трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования.

Очевидно, необходимо объединить каноны светского и религиозного воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ. Основанием такого интегративного подхода к решению проблемы является наличие общих позиций в понимании и трактовке многих проблем развития личности. Одна из общих сущностных позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. И православное, и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития, самостроительства, самосозидания внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, самокоррекции образа «я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей — одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.

Причина малой эффективности образовательного процесса заключается в доминировании знаниевой (традиционалистской) парадигмы в решении проблемы и слабое внимание к формированию соответствующих чувств и поступков. Это не способствует целостному развитию духовного мира ребенка, вносит диссонанс в развитие когнитивной, эмоциональной, волевой сфер его личности и проявляется в рассогласовании знаний, чувств и поступков ребенка.

Очевидны и низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей, слабая взаимосвязь деятельности разных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур), отсутствие системы в работе, недостаточно высокий уровень духовно-нравственного развития взрослых, взаимодействующих с детьми (педагогов, родителей и др.).

Главным ресурсным условием решения проблемы является взрослый человек — компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.

Таким образом, налицо противоречие между острой объективной необходимостью и востребованностью решения проблем духовно-нравственного развития человека, благоприятными возможностями для этого в раннем возрасте, с одной стороны, и поверхностной их реализацией в системе дошкольного образования — с другой. Положение усугубляется малоинформативным представлением проблемы духовно-нравственного воспитания в современных нормативных документах по дошкольному образованию, включая Федеральные государственные требования (ФГТ).

Базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей заданы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:

 • духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой многоплановый, целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка. Духовная составляющая заключается в системе ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определённой личностной мировоззренческой позиции. Нравственная составляющая представляет собой развитие чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребёнка, во взаимоотношениях с другими людьми и миром.

Содержание духовно-нравственного развития определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:

•        патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине; 

•        гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

•        семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

•        труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;

•        искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;

•        природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.

При наличии разнообразных определений духовности человека наиболее адекватным, на наш взгляд, может быть понимание ее «… как высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» (Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998). Это способ существования человека, достигшего личностной зрелости. В определении задан высший уровень, идеал, к которому надо стремиться. Содействие становлению способности к саморегуляции, самоуправлению, саморазвитию человека в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями и есть главная цель духовно-нравственного воспитания поколения.

Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей — содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:

1) приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла как основ саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью; развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка (когнитивную, эмоциональную, волевую);

2) формировать у детей доступные системные знания об окружающем мире (людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире);

3) содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.);

4) содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

· выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сорадование, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение);

· формирование культуры их выражения (приемлемые вербальные и невербальные способы выражения, управление эмоциями);

· развитие способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков;

· развитие эмоциональной децентрации (воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать их в своем поведении);

· становление и развитие предпосылок гражданских и патриотических чувств;

5) воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков);

6) создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка — предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «я» в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести;

7) содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей.

1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка. В психологии категория «развитие» трактуется следующим образом:

· созревание;

· искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»;

· саморазвитие «… как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни».

С этой точки зрения «подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» [9, 109-110]. Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и ориентированным на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности осознанного, целенаправленного саморазвития ограничены, однако подражание другому, выбор цели и средств ее достижения, элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОУ в детском и детско-взрослом сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения.

5. Принцип индивидульно-дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный, т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса:

организованной образовательной деятельности (ООД),

режимных моментах,

самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей,

использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования,

занятий разных типов и видов,

игр (сюжетных и с правилами),

элементов теории решения изобретательских задач,

 проблемных ситуаций и т. п.

Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересна идея, предлагаемая Е. О. Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются только через другого, через взрослого. Способ передачи новых мотивов имеет свою специфику: через эмоциональное заражение, вовлеченность, создание общего смыслового поля.

Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и к относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности:

· косвенные — целенаправленное создание взрослым предметной среды, установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т. п.;

· прямые — педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве (совете, практической помощи, поощрении, защите и т.п.).

Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители — его равноправные субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.

Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста? Рассуждая о преемственности (непрерывность образования и развития), В. И. Слободчиков замечает, что, прежде чем говорить о развивающем образовании, надо иметь представление о «норме развития» на разных возрастных ступенях. А «…норма — это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка, при соответствующих условиях» [9]. Прогнозируемые результаты духовно-нравственного - ориентир воспитания, мера приближения к которому у детей будет различна, так как духовно-нравственное развитие зависит от очень многих факторов. Важна позитивная динамика в развитии ребенка.

Итак, прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития ребенка старшего возраста:

1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

2) наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);

3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

· самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

· преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

· способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей;

4) пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями:

· задает вопросы взрослому;

· экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении;

· способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью;

5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

· знает собственные достоинства и недостатки;

· пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами;

· определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми;

· осознает свое эмоциональное состояние;

· имеет свою позицию, может обосновать ее;

6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия:

· поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

· старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с использованием определенных методов и форм организации деятельности детей. Методы духовно-нравственного воспитания — это методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. К основным методам выполнения работы по духовно-нравственному воспитанию относятся:

 — метод убеждения,

— положительный пример,

 — поощрение и наказание,

— привычка, упражнения,

— представление и воспроизведение учебных ситуаций,

— внушение,

— этический разговор.

Классификация методов, которую предложила В. И. Логинова, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой и объединена в три группы:

 — методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

— методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

— методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие формы:

— участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной направленности

— подготовку и участие в детских праздниках, развлечениях, театральных представлений

— организацию культурно-массовых мероприятий, а также мероприятий развивающих и  здоровье укрепляющих

— участие педагогов и воспитанников ДОУ в  международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;

 — организация и  участие педагогов и  детей в  социальных акциях; организация экскурсий для детей старшей группы в библиотеку, организация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание (экскурсии в  библиотеку, посещение приюта для животных, рисунки для бойцов, сбор посылки с медикаментами на передовую, возложение цветов к памятнику павших героев, встречи с юнармейцами);

— организация и участие педагогов и детей в мероприятиях, направленных на развитие любви к природе (посадка деревьев, образовательные прогулки, квесты на экологической тропе, организация огородных грядок,).

Эти формы организации подходят для проведения различных праздников, посвященных той или иной теме учебного процесса, для формирования духовно-нравственных качеств детской личности в более торжественной обстановке.

В повседневной жизни могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:

 –игры-путешествия;

— виртуальные экскурсии по достопримечательным местам;

— театральная деятельность;

— праздничные развлечения;

— познавательные викторины;

— сюжетно-ролевые игры;

 — разыгрывания нравственно — этических ситуаций;

— тематические и  ситуативные беседы  — рассуждения;

— просмотр социальных видеороликов;

— художественно-продуктивная деятельность и д

Литература:

1. Галицкая, И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2011. № 10. с. 36–46.

 2. Анисимов, С. Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 2013. 3

. Губанова, Е. В., Пушнова Ю. Б. Духовно — нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. 2014. № 5. с. 8–14.

4. Абраменкова,  В.  В.  Принципы и  критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в  образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — с. 151–169.

5. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — с. 4–5.

6. Виноградова, И. А. Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов // Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. с. 27-

7. Данилюк, А.  Я.  Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России / А. Я. Даннлюк, А. М. Кондаков, В. А. Тншков. — М.: Просвещение, 2015. — 24 с.

8. Золотарева,  Е.  К.  Педагогическая система духовно-нравственного развития и  развития личности.  — Пермь: ПГПИ, 1993. с. 64–87.

9. Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России // Городской методический центр URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoeobrazovanie/ fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniyalichnosti-grazhdanina-rossii.html

10. Маркова, В. духовно-нравственное развитие в  отечественной педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание, 2016. № 12. — с. 104–110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И ТРАДИЦИЯМ»

Автором представлена консультация для педагогов с прилагаемым списком художественных произведений, направленных на формирование у дошкольников  общепринятых моральных норм и ценностей....

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....