"Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
статья (средняя группа)

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

 Фридрих Шиллер

    Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т. д. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения. Необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т.д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение.

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

•        Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.

•        Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.

•        Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.

•        Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.

•        Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Эстетическое  воспитание  детей  дошкольного возраста осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью,  способа  объединения  дошкольников,  вида  деятельности: занятия,  экскурсии,  театрализованные  игры  и  игры  –  драматизации, праздники  и  развлечения,  создание  предметно  -  развивающей  среды, «общение»  с  природой,  знакомство  с  произведениями  искусства,  беседы  и рассказы,  дидактические  игры,  театрализованные  зрелища, самостоятельная творческая деятельность детей.  Воспитатель организует экскурсии к объектам природы, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. 

Театрализованная деятельность детей   позволяет   приобщать дошкольников к высокохудожественной литературе, к совместному моделированию костюмов, декораций, атрибутов, к созданию выразительного художественного образа, а также обучать самостоятельному нахождению приемов изображения. 

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.  Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели.  Содержание развлечений разнообразно.  Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера, другие формы работы.  Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.  Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.  Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

        Работа по эстетическому воспитанию дошкольников тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.  Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка.  Это сложный и длительный процесс.  Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов

Библиографический список

1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. 296 с.

2. Васильков Я. В. От шаманизма к йоге: что произошло в «осевой период»? [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.10.2005 г. на втором заседании научного семинара «Восток: философия, религия, культура». URL: http://east.philosophy.pu.ru (дата обращения: 25.11.2005).

3. Региональное законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=671170 (дата обращения: 26.01.2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryzhova_k.v.docx.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рыжова К.В.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

 Фридрих Шиллер

    Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т. д. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения. Необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т.д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение.

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

•        Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.

•        Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.

•        Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.

•        Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.

•        Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Эстетическое  воспитание  детей  дошкольного возраста осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью,  способа  объединения  дошкольников,  вида  деятельности: занятия,  экскурсии,  театрализованные  игры  и  игры  –  драматизации, праздники  и  развлечения,  создание  предметно  -  развивающей  среды, «общение»  с  природой,  знакомство  с  произведениями  искусства,  беседы  и рассказы,  дидактические  игры,  театрализованные  зрелища, самостоятельная творческая деятельность детей.  Воспитатель организует экскурсии к объектам природы, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д.  

Театрализованная деятельность детей   позволяет   приобщать дошкольников к высокохудожественной литературе, к совместному моделированию костюмов, декораций, атрибутов, к созданию выразительного художественного образа, а также обучать самостоятельному нахождению приемов изображения.  

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.  Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели.  Содержание развлечений разнообразно.  Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера, другие формы работы.  Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.  Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.  Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

        Работа по эстетическому воспитанию дошкольников тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.  Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка.  Это сложный и длительный процесс.  Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов

Библиографический список

1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. 296 с.

2. Васильков Я. В. От шаманизма к йоге: что произошло в «осевой период»? [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.10.2005 г. на втором заседании научного семинара «Восток: философия, религия, культура». URL: http://east.philosophy.pu.ru (дата обращения: 25.11.2005).

3. Региональное законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=671170 (дата обращения: 26.01.2011).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа

ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура. ...

«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

Газета о детях для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать...