ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»
проект (старшая группа)

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н. И. Пирогов

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детейискажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 2001

ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»

Составила воспитатель

Азарова Л.Ю.

Дидактическая единица: «Любовь к родному дому».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей и разработка модифицированного проекта.

Задачи проекта:

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, к культурному наследию своего народа.
  • Продолжение формирования представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
  • Воспитание у детей любови, привязанности и бережного отношения к своему дому.
  • Воспитание уважения толерантного отношения к представителям других национальностей, к их дому.
  • Развитие нравственных чувств старших дошкольников, содействие формированию нравственного поведения (умение проявлять доброе отношение и заботу друг к другу, младшим детям, бабушкам и дедушкам).
  • Формирование мотивации к послушанию взрослым, совершению добрых поступков.
  • Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих, проявлять благодарность, заботу, внимание к родителям и другим близким людям.
  • Формирование у детей и родителей ценностного отношения к семье.
  • Развитие у детей мотивации на доброе отношение к близким.
  • Воспитание доброго и заботливого отношения к природе, животным.
  • Воспитание уважительного отношения к труду.
  • Воспитание интереса и любви к сказке.
  • Развитие целостного мировосприятия.
  • Совершенствовать коммуникативные умения детей.
  • Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

  • формирование педагогической культуры и компетентности по духовно – нравственному воспитанию
  • взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, встречи с родителями в ДОУ, беседы,
  • анкетирование родителей по теме проекта;
  • оформление информационных стендов, памяток, советов родителям о том, что и как рассказывать детям о семье;
  • семинары-практикумы «Родительский дом – основа любви к Родине»;
  • вечер вопросов и ответов «История семьи – родословная»;
  • консультации на тему «Роль родителей в воспитании у детей любви к близким»;
  • встреча с родителями разных профессий в детском саду;
  • привлечение родителей к проведению групповых совместных мероприятий и экскурсий, создание с родителями видеоматериалов, фотовыставок;
  • организация библиотеки для родителей по теме проекта;
  • организация работы кружков с привлечением родителей, бабушек, дедушек;
  • конкурс для детей и родителей на лучшую газету «Мой дом – моя крепость».
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

1. Создание банка идей, подбор и изучение литературы, пособий, музыкального сопровождения, изобразительного ряда по теме проекта.

2. Подбор консультаций для родителей.

3. Подбор и изготовление необходимого материала для практической реализации проекта.

II этап – практический:

  1. Внедрение проекта
  2. Составление перспективного плана работы с детьми по всем разделам программы и видам деятельности.

III этап – заключительный:

  1. Оформление результатов проекта
  2. Выступление на итоговом педсовете об опыте своей работы.

Ожидаемые результаты:

В перспективе будут:

  • расширены представления детей о таких понятиях как «дом», «родной дом» ,«любовь к родному дому», «семья», «гостеприимство»
  • приобретен первичный социокультурный опыт, восприняты традиции русского народа
  • сформировано бережное отношение к родному дому; уважительное отношение к родителям, близким людям, стремление заботиться о родных, уважать старших; привязанность к близким людям, чувство гордости за своих родителей
  • детьми осознаны правила уважительного и заботливого отношения к близким людям, пожилым людям, а так же к сверстникам.
  • гармонизированы детско-родительские отношения.
  • развиты коммуникативные способности детей в ходе игровой деятельности.
  • развиты творческие способности детей в ходе продуктивной деятельности.

Форма презентации проекта:

  • Педагогическая гостиная.
  • Мастер – класс.
  • Семинар для педагогов.
  • Семинар для родителей.
  • Подготовка публикаций.
  • Выступление на конференции.

 

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

СВОБОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Прием детей в детский сад
  • Утренняя зарядка
  • Комплекс упражнений«Домик»
  • Свободная деятельность детей

(строительство домов из конструктора крупного и мелкого размера, раскрашивание раскрасок «Дом», «Семья», Мебель»)

  • Дежурство детей по столовой

«Как я дома помогаю»

  • Завтрак
  • НОД по темам
  • Физкультминутка«Терем- теремок»
  • Свободная деятельность детей


Игры «Мы построим вместе дом»

«Дочки-матери», «Семья»

«Дом»

«Строитель»

НОД по темам

Прогулка

(подвижные игры:

«Попади в домик»

«Чей дом»

Работа перед сном

Пальчиковая гимнастика

«Кто живет в моей квартире»

Обед

Тихий час

Гимнастика пробуждения

Свободная деятельность

Чтение литературных произведений воспитателем

Игры с настольным, пальчиковым театром

«Теремок»

Игры детей в уголке

«русская изба»

Прогулка

Уход детей домой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • НОД

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

 

  • показ сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций на тему «ДОМ», «СЕМЬЯ», предметов;
  • рассматривание семейных альбомов
  • чтение литературных произведений воспитателем;
  • чтение стихотворений детьми, воспитателем;
  • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, пальчиковые и др.);
  • загадывания загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям,
  • моделирование сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • постановка потешек, сказок, литературных произведений, конкурсы,
  • экскурсии различной направленности;
  • изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
  • проведение праздников, развлечений, досугов
  • просмотр презентаций, мультфильмов, использование
  • прослушивание аудиозаписей
  • организация выставок
  • продуктивная деятельность (например, открытки к празднику).
  • разучивание стихов, песен к празднику;
  • оформление фотоальбомов
  • выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми
  • посиделки-чаепития. 
  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений о доме и семье, сказки о материнской любви
  • участие в выставках, конкурсах
  • создание макетов по теме
  • изготовление поделок
  • рассматривание семейных альбомов
  • сочинение рассказов и сказок о семье, доме
  • составление детей с родителями «Генеалогического древа»
  • участие в конкурсе «Герб нашей семьи»
  • тематические выставки детского творчества
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары);
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»;
  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • помощь родителей детскому саду (участие в -подготовке праздников, изготовлении атрибутов для игр, методических пособий).
  • День открытых дверей
  • Мастер-класс для родителей по изготовлению народной куклы
  • Фотоконкурс «Наша дружная семья», «Семейные реликвии»
  • Тематический вечер с родителями «Тепло материнского сердца»

 

Методы оценки результативности программы:

• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

• Результаты продуктивной деятельности детей.

Методы диагностики:

  • собеседование с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

 

Список используемой литературы:

  1. Бойко С. // Игрушки во все времена: археологические раскопки / Домашнее воспитание. -2001. -№4. –С. 55-59.
  2. Бойко С. // Очерки по истории игрушки / Домашнее воспитание. -2011 - №1. – С. 52-55.
  3. Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
  4. Васильевой М.А., Гербовой В.В., КомаровойТ.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Антонова А.В.и др. От рождения до школы.
  6. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  8. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  9. Киселева Г. З. // Нравственно-эстетическое воспитание детей 5-7 лет средствами детской игрушки; Башкирский гос. пед. унт. – Уфа, 2001. – 21с.
  10. Князева О. Л., М. Д. Маханева // Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: Учебно-методическое пособие: : рек. М-вом общего и прод. Образования РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. - Спб. : Детство-Пресс, 2000.
  11. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  12. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  13. Куликовская И. Э. //Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. –М. :Педагогическое общество России, 2002. -224с.
  14. Л. Ф. Островская; под ред. В. М. Изгаршевой // Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса: книга для воспитателя и заведующего детским садом: из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы.. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1987. -175 с. :ил.
  15. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  16. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  17. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  18. Российская педагогическая энциклопедия/ гл. ред. В. В. Давыдов //Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // М. :БРЭ, 1993. – С. 338-342.
  19. Сборник под редакцией В.Даля в 2-х тт. «Пословицы русского народа». Москва, «Художественная литература», 1984.
  20. Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г.
  21. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Нравится1 Плохо0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»

laquo;Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение д...

ПРОЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способност...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Проект нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «ВСЕ НА СВЕТЕ НА ОДНОЙ ПЛАНЕТЕ»

Содержание1.       Актуальность проекта2.       Цели и задачи проекта, продукт проекта3.       Основные концеп...