Технологическая карта образовательной ситуации: «Поездка в Санкт-Петербург» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Колесникова Алина Игоревна

Тема «Поездка в Санкт-Петербург»

Цель: осознание воспитанниками жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге, создание условий для формирования правил поведения на объектах железнодорожного транспорта.

Форма проведения: подгрупповая

Тип занятия: игровая образовательная ситуация

Задачи:

- учить соблюдать и применять нормы поведения, на железнодорожном транспорте.

- познакомить детей с основными причинами несчастных случаев на железной дороге;

- прививать детям практические навыки ориентирования в опасной ситуации через информативно - поисковую деятельность

- расширять знания и представления детей о профессиях железнодорожников;

- развивать внимание, память, мышление  (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство осторожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 230

открытого акционерного общества

«Российские Железные Дороги»

Технологическая карта образовательной ситуации:

«Поездка в Санкт-Петербург»

для детей подготовительной к школе группы

                                                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                                                                              Колесникова А. И.

г. Северобайкальск

2022 г.

Тема «Поездка в Санкт-Петербург»

 Цель: осознание воспитанниками жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге, создание условий для формирования правил поведения на объектах железнодорожного транспорта.

Форма проведения: подгрупповая

Тип занятия: игровая образовательная ситуация

Задачи: 

- учить соблюдать и применять нормы поведения, на железнодорожном транспорте.

- познакомить детей с основными причинами несчастных случаев на железной дороге;

- прививать детям практические навыки ориентирования в опасной ситуации через информативно - поисковую деятельность

- расширять знания и представления детей о профессиях железнодорожников;

- развивать внимание, память, мышление  (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство осторожности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Используемые технологии, методы, приемы, средства обучения

Технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, проектно-исследовательская,   технология игрового обучения; практико-ориентированный подход (дети свободно передвигаются по группе,  ищут  ответы); «Модель четырех вопросов», «Утреннего круга», технология сотрудничества.

Методы: словесный (беседы по пройденному материалу), самостоятельная работа с дидактическим материалом, анализ и решение проблемной ситуации, наглядно – демонстрационный, практический, игровой, метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы;

Приемы: игровой, пояснение, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа.

Средства обучения: компьютер, видеопроектор, колонки, оборудование лаборатории Наураша, экран (виртуальная экскурсия в Эрмитаж).

Оборудование: баннеры с изображением (вокзала, перрона, вагона), арочный металлодетектор, рентгеновская система досмотра - интроскоп, чемоданы, рюкзаки, «продукты» для буфета, билетная касса, игровые билеты для С\Р игры, игровые деньги и пластиковые карты, банкомат, оборудование для вагона(столы, стульчики), светильник для перрона (провод), раскраски для буклета.

Продукт занятия: буклет "Правила поведения на железной дороге".

Длительность этапа

Содержание деятельности педагога

Материалы, оборудование, технологии

(демонстрационный и раздаточный материал)

Содержание деятельности детей

Предполагаемый результат

Мотивационно - целевой этап:  Актуализация имеющих знаний, подведение детей к формулировке цели, постановка проблемы, формулирование цели детьми.

5 мин

Начало диалога около интерактивного поля в момент утреннего круга.

-Ребята, кто сегодня поможет провести утренний круг?

-Хорошо, один начнет, продолжит другой.

- Вспомните, где мы с вами уже видели это здание, что это?

- А вы знаете, что находиться в этом здании? А вы бы хотели узнать?

- Как мы можем узнать? А вы бы хотели посетить Эрмитаж?

- Интересно узнать ваши предложения, на чем мы туда можем добраться.

- Давайте проголосуем, кто за путешествие на поезде?

- Я через интернет закажу нам билеты в Эрмитаж.

Информационное поле.

Модель  четырех вопросов, сюрпризная картинка

Технология «Утреннего круга», «Модель четырех вопросов», словесный метод, прием с сюрпризной картинкой

Дети находятся около информационного поля.

Желающий ребенок составляет план дня, обращая внимание детей на сюрпризную картинку (Эрмитаж).

Ребенок объясняет по модели 4-х вопросов, что дети уже знают по этой теме -  на плане недели показывают и рассказывают где и что узнали, чему научились.

Предположение детей (из интернета, из энциклопедии, спросить взрослого…)

Варианты ответов (самолет, машина, поезд…)

Дети голосуют.

У детей возникает внутренняя мотивация  на активную, деятельную позицию, возникают побуждения: узнать, понять, найти, доказать. Мотивация к игре.

Ориентировочный этап:  Обучение детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. Побуждать детей к желанию прийти на помощь  при работе в парах, микрогруппах;

3 мин

- Ребята, для того чтобы нам отправиться в путешествие на поезде нам нужно вспомнить все правила безопасного поведения на железной дороге, чтоб не произошло несчастного случая. А также, откуда начнется наша поездка.

- Вспомним, люди, каких профессий работают на железной дороге. Для этого у нас есть Д/И.

- А теперь, пройдите к специалисту по охране труда за маршрутным листом.

Опорные картинки по правилам поведения на объектах железной дороги.

Здоровьесберегающая и игровая  технологии.

Д/И «Железнодорожные профессии»

Метод актуализации знаний, наглядно-демонстрационный метод, метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.

Дети вспоминают и перечисляют ранее полученные знания о поведении на объектах железной дороге.

Дети делятся на микро группы,

Ребенок подходит к специалисту по охране труда, расписывается,  получает маршрутный лист и подбирает себе атрибуты для игры.

Трансляция  полученных знаний.

Распределение ролей.

Практический этап: Закреплять умение применять полученные ранее знания и навыки в процессе игры.  Уметь подбирать  подходящее оборудование для игровой деятельности и опыта. Развивать умение выполнять соответствующие  действия, применять в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры. Получение новых знаний.

17 мин

- Ребята, собираясь в дорогу, что берут с собой?

- Вещи собрали, куда отправляемся дальше?

     Проходя сквозь рамку металлодетектора и положив чемодан на ленту интроскопа  вдруг,  дети услышали резкий звук.

- Что произошло? Почему раздался сигнал?

- Ребята, где мне вас подождать пока вы приобретаете билеты?

-Нам тяжело будет ходить с чемоданами, может можно их где-то оставить?  

- Хорошо, пока одни идут снимать деньги, а другие занимают очередь в кассу, я пойду схожу в кафе, куплю что-нибудь в дорогу.

Звучит объявление о прибывающем поезде.

- Кто сдавал чемодан в камеру хранения, пройдите, заберите его обратно.  

- Смотрите! На перроне лежит провод от фонаря.

- Как вы думаете, мы можем его убрать сами? Как вы можете это доказать?  

- Я предлагаю вам обратиться в железнодорожную лабораторию, и узнать, можете ли вы сами убрать провод с дороги.  

Чемодан, кейс, продукты, вещи.

 Прием звукового эффекта.

Аудио звуки вокзала

Рамка, металлодетектора, интроскоп, чемодан, кейс. Метод решения проблемной ситуации.

Банкомат, атрибуты для кафе, касса, зал ожидания, камеры хранения, пластиковые карты, деньги, билеты.

Использовались технологии: сотрудничества, личностно- ориентированная, деятельностная, средовая, интегративная, здоровьесберегающая.

Запись объявления.

Прием звуковых эффектов.

Фонари, шнур.

Предположения детей.

Дети собирают вещи в чемодан.

Передвигаемся к баннеру с изображением вокзала.

Ответы детей о запрещающих вещах в чемодане.

Просматриваем содержимое чемодана.

Часть детей покупает в кассе билеты, предъявляя паспорт и деньги.

Дети предлагают сдать чемодан в камеру хранения.

Ещё часть детей снимает день с карточки в банкомате.

Остальные идут в кафе и зал ожидания

Дети решают выйти на перрон

Дети реагируют на правила безопасного обращения с электроприборами.

Демонстрируют знания о правилах провоза багажа.

Мотивация к дальнейшему поиску решения проблемы.

Закрепление знаний о безопасном обращении с электричеством Развитие логического мышления.

Поисково - исследовательский этап. Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности. Побуждать детей к выполнению правил с электричеством;

 

Использование научной лаборатории Наураша

Ребята, мы доказали, что прикасаться к проводам не безопасно, нужно вызвать специалиста службы электробезопасности.

Проектор, ноутбук, оборудование лаборатории Наураша.

ИКТ, ТРИЗ, исследовательская , здоровьесберегающая  технология.

Дети подходят к специально оборудованному месту для проведения опыта с электричеством.

Закрепление знаний о безопасном обращении с электричеством

Практический этап 2: Уметь подбирать  подходящее оборудование для игровой деятельности. Развивать умение выполнять соответствующие  действия, применять в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры. Получение новых знаний.

Звучит объявление о завершении посадки.

- Ребята, вы проголодались. Где нам взять чай? Может накроем на стол.

-Перед едой нужно помыть руки в туалете.

- Ехать долго, за игрой время пройдет быстрее.

-Мы с вами так весело провели время в поездке. Вот мы уже прибываем на станцию Санкт-Петербург, собираем вещи, готовимся к выходу.

- Нас ожидает экскурсовод Эрмитажа, отправляемся.

- Ребята, вам наш художник приготовил иллюстрации, которые надо раскрасить и у вас получиться буклет о «Правилах безопасного поведения на железной дороге».  Вы его можете разместить в центре безопасности в группе.

Аудио звуки дежурного по вокзалу. Прием звукового эффекта.

Посуда, продукты.

Игровая технология.

Словесная игра «Можно-нельзя», сигнальные карточки.

Словесный прием, художественное слово.

Видеоэкскурсия по Эрмитажу. ИКТ технология.

Отдельные листы раскрасок о правилах.

Дети проходят в вагон соблюдая правила посадки.

Дети накрывают на стол, просят проводника принести чай.  

Оговариваются правила поведения в туалете.

Проводится игра

Дети выходят из вагона.

Дети просматривают экскурсию.

Закрепление ранее полученных знаний

Получение новых знаний.

Рефлексивно – оценочный этап:   Обобщение выполненных заданий, путем припоминания и формулирования основной цели занятия;  побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

5 мин

-Ребята, куда мы сегодня путешествовали? Зачем мы туда ездили? Почему выбрали поехать на поезде?

- Почему, мы не сразу могли пройти через металлодетектор и интроскоп?

- Что нужно было сделать на вокзале, чтобы отправиться в поездку?

- Где оставили чемодан с вещами?

- Где ожидали прихода поезда?

- Что заметили на перроне? Почему нельзя было трогать провод? Как мы это доказали?

- Как узнали, что пришел наш поезд?

- Чем занимались в вагоне?

-Какими правилами пользовались во время нашей поездки?

-Что нового узнали?

- Что сделали для нашего центра безопасности в группе?

- Кто вам понравился сегодня больше всего? Кто справился хорошо со своей ролью?  

- Ребята, если вам понравилась наша поездка возьмите красную звездочку. Если что-то не понравилась, возьмите синюю.

Банеры, заготовки для буклета.

Фишки для паутинки, клей.

Словесный и наглядный метод. Метод контроля и стимулирования.

Прием оценивания.

Звездочки красного и синего цвета.

Во время рефлексии дети переходят от банера к банеру и изготавливают паутинку полученных знаний.

Дети оценивают, поднимая звездочки.

Дети высказывают свое мнение.

Оценивают  себя, друг друга, команду в целом.

Обсуждение дальнейшей деятельности, составление плана.

Достижение поставленной цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ПОКАЗА НООД Тема «Путешествие в осенний лес» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Тема «Путешествие в осенний  лес» Возрастная группа: подготовительная к школе  Цель: формирование представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и по...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание иллюстраций «Мы гуляли на участке») в младшей группе

Тема: «Мы гуляли на участке».Цель: создание условий для формирования умения детей составлять короткий рассказ на заданную тему, передавая свои впечатления.Задачи:1. Организация деятельност...

"Я знаю и люблю свой город Санкт-Петербург (викторина) " Для детей подготовительной к школе группы

Викторина для детей подготовительной к школе группы поможет систематизировать знания детей о своем городе,его памятных местах и культурных достопримечательностях...

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»

           Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Форми...