Отчет по теме самообразования «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
материал (средняя группа)

Отчет по теме самообразования

 «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobr.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

для детей средней группы

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте, милосердии, справедливости. Понаблюдав за деятельностью детей группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель:

1. Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

2. Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

А для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.
  3. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

В процессе реализации плана самообразования по данной теме мной была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по теме «Ребенок и книга». В основном все родители читают ребенку книги дома регулярно и по просьбе самого ребенка, и по своей инициативе. Прочитанное обсуждают с малышом. В каждой семье у ребенка есть домашняя библиотека. В основном это сказки, рассказы и стихи. Энциклопедии есть у 25% опрошенных. По мнению родителей, дети предпочитают слушать сказки и стихи. В библиотеку родители с детьми не ходят.

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными и зарубежными сказками, также есть «Театральный уголок», в котором имеются маски для самостоятельной игры.

В течение года было организовано чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Во время слушания сказок я наблюдала за реакцией детей, и это показало, что эмоциональное впечатление детей включает в себя элементы осознания сюжета, правильной оценки событий, понимая характера героев, хотя вначале не все дети вели себя, как подобает при коллективном слушании.

Некоторые дети были невнимательны, другие мешали слушать. Поэтому от занятия к занятию я стремилась разнообразить приемы активизации внимания и виды деятельности детей в «сказочном царстве».

Мной активно использовалась драматизация по сказке.

В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности.

К продуктивным методам деятельностного принципа я отношу рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.

Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок. Так, при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказку. Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Как пример, такими дидактических играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.

Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям произведений. Дети учились пересказывать фрагменты прочитанного, закрепляли их названия.

В течение года был проведен ряд бесед, направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Повысился уровень развития диалогических форм речи, улучшилась культура речевого общения. Лексический запас детей обогатился новыми словами и словосочетаниями. Использование сказок, интересных форм взаимодействия с детьми способствовало улучшению зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, образного мышления, навыков импровизации. Успешным фактором в ходе системы работы развитию диалогической речи посредством сказок стало вовлечение педагогического коллектива и родителей в процесс формирования коммуникативных навыков.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В результате формирующего этапа, целью которого была: формирование нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста посредствами народных сказок, дети научились:

– применять полученные навыки доброжелательности, чуткости, деликатности, терпимости, в играх и в повседневной жизни;

– воспитывать в себе потребность вежливого отношения в общении со сверстниками и взрослыми;

На следующий год я решила продолжить работу по самообразованию по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В результате мои воспитанники знают сюжеты из многих сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями.
И что очень важно, мои воспитанники становятся добрее и внимательнее к окружающим, более отзывчивыми.

На основе вышеперечисленных результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и педагогическое мастерство позволяют реализовать поставленные цели и задачи в работе по данной теме, и в перспективе помогут мне достичь более высокой результативности в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию «Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»...

Отчет работы по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме:«Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»в под...

Отчет по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ФГОС»

Отчет по теме самообразования«Роль  игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ФГОС»...

Отчет по теме самообразования «Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка.»

Отчет по теме самообразования                                                ...

План самообразования «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольни...