Взаимодействие с родителями
материал

Суксекова Ирина Адучиновна

Для воспитателей организация и методика проведения беседы с родителями ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaim._s_roditelyami.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Контрольная работа

 по МДК. 04.01

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации

Вариант 2

Организация и методика проведения беседы с родителями в ДОО

Выполнила студентка

4-го курса (группы 21 ДП) ЗО

Суксекова Ирина Адучиновна

Проверил: преподаватель

Дата__________________

Оценка________________

Горно-Алтайск – 2023

Содержание

Введение                                                                                                 3

  1. Организация беседы. Особенности проведения бесед                         5
  2. Родительское собрание. Беседа с родителями                                         8

Заключение                                                                                         13

Библиографический список                                                                         15

Введение

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей. Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. А это все, естественно, отражается на воспитании детей. Каждая современная семья по-разному видит место своего ребенка в социуме – все зависит от состава, взглядов на воспитание и культурных традиций ячейки общества. Многие ассоциируют детский сад с местом, где просто присматривают за малышами, пока родители заняты своими делами. При этом все семьи объединяет желание, чтобы у ребенка было все самое лучшее, но сотрудничать с детскими учреждениями, поддерживать предлагаемые педагогами инициативы готовы далеко не все родители. И стоит перед сотрудниками ДОУ не праздный вопрос: Как разжечь заинтересованность родителей и сделать их активными участниками воспитательного процесса?

Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи: за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности. Родители, как основные социальные заказчики детских образовательных учреждений, играют огромную роль в процессе становления открытых взаимоотношений с педагогами. Поэтому взаимодействие родителей с ДОУ возможно только с учетом запросов и интересов семьи.

Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности. Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений, основанная на взаимопознании, взаимодоверии, взаимопонимании и взаимоуважении.

  1. Организация беседы. Особенности проведения бесед.

Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.

Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи, ее особенность – активное участие и воспитателя, и родителей.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель не может уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.

Если инициатор беседы – педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания.

Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям:

1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто, а другие практически не общаются.

2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы, не связанные с развитием и здоровьем детей.

5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя.

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов, чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

10. Быть конкретными и содержательными;

11. Давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

12. Повышать чувство ответственности за воспитание детей.

13. Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.

  1. Родительское собрание. Беседа с родителями.

Тема нашего собрания: Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей.

Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.

Задачи:

  1. создать условия для знакомства родителей друг с другом, способствовать положительному взаимоотношению между ними;
  2. объединить усилия взрослых для более легкой адаптации детей к ДОУ;
  3. сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их);
  4. заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать.

План:

  1. Выступление заведующий МБДОУ №5 Белоцерковской О.В.
  2. Знакомство родителей между собой и воспитателями (использование игрового метода).
  3. Доклад воспитателя «Адаптация детей к ДОУ».
  4. Советы для родителей.
  5. Итог встречи.

Ход родительского собрания

Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие – первое родительское собрание в Вашей жизни.

Тема нашего собрания: «Адаптация детей к детскому саду». Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения.

Для начала давайте познакомимся. Знакомство при помощи клубочка! Обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и передайте клубочек следующему! Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении того времени, которое Ваш малыш будет посещать наш детский сад. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной согласитесь!

Слово предоставляется заведующей.

 А теперь поговорим об адаптации.

  1. Консультация.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы Вам рассказать.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

-Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в

усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть доброжелательных, но чужих людей) и режим, а (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

Дети 1-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми

ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти

страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко

боязнь новых людей ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

-Отсутствие навыков самообслуживания сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

-Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого

–нервничать, плакать, капризничать.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три

основные группы.

Легкая адаптация

-почти половина детей составляет самую благополучную

группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием.

Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно

кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем

остановить своё внимание на чем-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей

инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Средняя степень адаптации

-в эту группу попадают дети без нервных расстройств

-они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. При этом

типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он

назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет.

Поведение ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями

воспитателя.

На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать

установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому

организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации

заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений.

Тяжелая степень адаптации

-дети, которые реагируют на перемены у обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), короткие вспышки температуры; бывают сложные психические реакции организма, истерики.

Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:

Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?».

Hо, постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей. Запомните, что ребенку с тяжелой

адаптацией, помимо Вас и воспитателей, поможет только педиатр или психолог!

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот

период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на

разлуку с ней.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и

легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации родителям.

Вопрос к родителям: Кому адаптироваться легче?

  1. Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события (читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада и прочее).
  2. Детям, физически здоровым, т. е. не имеющим хронических заболеваний.
  3. Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на обучения всему необходимому).
  4. Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание).
  5. Детям, чей рацион питания приближен к саду.

Проходит обсуждение.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, призовите на помощь сказку или игру.

Вы можете придумать сказку о том, как Мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент.

Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании.

Вот несколько советов:

  • И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
  • Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте, когда.
  • У вас должен быть свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.

Поступление в сад – это момент отделение мамы от ребёнка, и это испытание для обоих.

У мамы тоже «рвётся сердце», когда она видит, как переживает её малыш.

Важный совет: поверьте, что малыш вовсе не «слабое» создание.

Адаптационная система ребёнка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Но:

  • нельзя пугать детским садом;
  • нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.

Как снять напряжение у ребёнка после детского сада?

  • По выходным играйте с детьми в игры: «Дорога от дома к детскому саду», «Наш дом», «Мамина работа», «Папина работа», «Магазин», «Детский сад».
  • После посещения детского сада наберите в ванну тёплой воды или включите душ, положите ребёнку игрушки дайте губку. Ничего так не успокаивает, как звук, струящийся воды.
  • Исключите просмотр вечерних телепередач – мерцание экрана тяжело сказывается на самочувствии малыша, неблагоприятно влияет на нервную систему ребёнка.
  • Прогуляйтесь с ребёнком по территории детского, поинтересуйтесь его переживаниями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

Приучайте ребенка к режиму дня.

Приучайте к навыкам самообслуживания.

В первые дни можете побыть с ребёнком.

Главное помните, что это ваш малыш. Больше проводите с ним времени особенно сейчас.

Признаки готовности ребёнка к детскому саду: малыш может остаться без родителей, легко знакомится со сверстниками и взрослыми, проявляет интерес.

Итог собрания. Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.

Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами сегодня хорошо поработали. В завершении я предлагаю посмотреть на свои ладони и представить на одной УЛЫБКУ, а на другой РАДОСТЬ.

И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо!

Заключение

Педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее, как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием, которого нужно бороться. 
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. 
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. 

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. 
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. 
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).
Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.

Только сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле образования детей. Родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее, радостнее.

Библиографический список.

Основные источники:

  1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян. - М.: Сфера, 2018. - 132 c.
  2. Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова, В.Э. Головенко. - Москва: Огни, 2019. - 128 c.
  3. Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 531 c.
  4. Стефанович, И.А. Взаимодействие педагогов и родителей в реализации физического развития детей 3-7 лет. Инновационный педагогический проект. Программа. ФГОС ДО / И.А. Стефанович. - М.: Учитель, 2021. - 614 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...