История открытия витаминов. Роль.Где живут.
план-конспект занятия
История открытия витаминов.
Цели:
* Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются.
*Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.
*Обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты».
*развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный
словарь
*Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
До XIX века о существовании витаминов ничего не было известно, хотя люди периодически сталкивались с симптомами авитаминозов. Обычно причины болезненного состояния списывались на инфекцию.
Особенно страдали от нехватки витамин мореплаватели. Многие витамины содержатся в овощах и фруктах, являющихся скоропортящимися продуктами. Поэтому в экспедиции их обычно не брали. В результате путешественники страдали и часто умирали от авитаминозов.
Известно, что одним из первых цитрусовые для лечения цинги у матросов предложил применять шотландский врач Джеймс Линд в 1747 году.
Джеймс Кук ввел в корабельный рацион кислую капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате в путешествии от цинги не погиб ни один матрос. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков.
В 1880 году советский педиатр Николай Иванович Лунин экспериментально доказал, что "… в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания».
Лунин проводил эксперименты на мышах. Были взяты две группы мышей. Одних кормил "искусственным молоком", которое состояло исключительно из казеина (молочного белка), жира, молочного сахара, минеральных солей и воды. Мыши, питающиеся таким молоком, вскоре начинали терять в весе и погибали. Мыши из другой группы, которым давали в пищу натуральное молоко, росли здоровыми и крепкими.
Витамины (лат. vita — жизнь) — группа низкомолекулярных органических соединений, необходимых для нормального функционирования гетеротрофного организма.
К витаминам не относят микроэлементы и незаменимые аминокислоты.
Витамин С
Его впервые выделил Зильва (S. S. Zilva) в 1923–1927 годах из лимонного сока. Он же установил основные свойства этого вещества. В 1928—1933 годы Сент-Дьёрдьи (А. Szent-Györgyi) выделил в кристаллическом виде из надпочечников быка, а также из капусты и паприки вещество, названное им «гексуроновой кислотой», получившей затем название «аскорбиновая кислота».
Витамин E
В 1920 году было выявлено, что витамин Е играет важную роль в репродуктивном процессе. Так, при длительной молочной диете (при употреблении снятого молока) даже у очень плодовитой белой крысы были отмечены проблемы в репродуктивной функции – самки переставали приносить потомство. Позже стало понятно, что эти проблемы были связаны с дефицитом витамина Е.
В 1922 году Бишоп и Эванс выявили, что при исключении из рациона растворимых жиров, имеющихся в зародышах зерновых культур и зеленых листьях, у самок крыс с нормальными исходными показателями репродуктивной функции (овуляция, зачатие), беременности заканчивались рождением мертвых детенышей. При недостатке витамина Е у самцов крыс происходили изменения в эпителии семенных канальцев, которые вели к нарушению фертильности. В 1936 году ученые смогли получить первые препараты витамина Е за счет его экстракции из масел ростков зерна. В 1938 году Каррер осуществил синтез витамина Е. Дальнейшие исследования показали, что этот элемент оказывает влияние не только на репродуктивную функцию (В. Е. Романовский, Е. А. Синькова «Витамины и витаминотерапия»).
Витамин K
В 1929 году было высказано предположение о том, что существует фактор, влияющий на свертываемость крови. Датским биохимиком Хенриком Дамом (Henrik Dam) был выделен жирорастворимый витамин. Благодаря его участию в процессах свертываемости крови в 1935 году его назвали витамином К -koagulations vitamin. За это открытие Хенрик Дам в 1943 году получил Нобелевскую премию.
Биотин BH
В 1901 году Уильдьерсом (Е. Wildiers) было установлено вещество, отвечающее за рост дрожжей, которое он предложил назвать биосом. В кристаллическом виде его выделил Кегль (F. Kogl). Он сделал это в 1935 году из желтка яиц и предложил назвать его биотином.
Роль.
Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.
Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.
Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.
Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бетакаротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.
Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организме питания – при недостаточном включении в рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы.
В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень).
Где живут.
- Витамин «А» присутствует: в моркови, томате, тыкве, персике, салате, винограде. Этот витамин в большей степени влияет на рост, зрение, крепкие зубы. Особенно на зрение влияет морковь, поэтому детям рекомендуют кушать морковь и пить морковный сок.
- Витамин «В» присутствует: в курице, кураге, хлебе, яйце, сыре, орехах, горохе, гречневой, овсяной крупах. Этот витамин влияет на хороший аппетит. Если кушать эти продукты, то человек будет сильным и всегда с хорошим настроением.
- Витамин «С» присутствует: в лимоне, апельсине, землянике, смородине, яблоке, капусте, луке, фасоли, картофеле, перце, малине, вишне. Этот витамин особенно хорошо помогает при простуде. Не зря же врачи рекомендуют пить чай с лимоном во время простудного заболевания. Ну а здоровый человек, употребляя витамин «С», всегда будет чувствовать бодрость. А еще, если в организме не хватает железа, нужно кушать яблоки. В яблоках больше всего содержится железа.
- Витамин «D» присутствует: в морской рыбе, икре, рыбном жире, молоке, сыре, сливочном масле, твороге, грибах, петрушке. С помощью этого витамина Вы будете быстрее расти. Этот витамин, как и витамин «А», тоже влияет на рост, придает силы. А еще этот витамин можно встретить под солнышком, он содержится в солнечных лучах.
- Ребята, я хочу рассказать Вам еще об одном витамине, этот витамин очень редкий.
- Витамин «Е» присутствует: в растительных маслах (подсолнечное, хлопковое, кукурузное), яичном желтке, орехах (миндаль, арахис), печени, мясе, сливочном масле, зародышах пшеницы. Этот витамин влияет на работу сердца. Чтобы сердце было здоровым, нужно кушать продукты, в которых содержится витамин «Е».
- Итак, мы с Вами поговорили о витаминах и в каких продуктах они содержатся. Каждый продукт может содержать несколько витаминов. Например, в рыбе присутствует как витамин «В», так и витамин «D». В яйце присутствуют витамины: «В», «D» и «Е».
- Как я уже говорила, витаминов существует более 30. Наш организм не может получать все эти витамины сразу каждый день, поэтому существуют витамины, как таблетки. Они могут быть разной формы, разного цвета. (На доске иллюстрации, учитель показывает). Но прием витаминов нам должен назначать доктор. Витамины продаются в аптеке, там, где и лекарственные препараты.
Итог.
Мы поговорили о витаминах и в каких продуктах они содержатся. Каждый продукт может содержать несколько витаминов. Например, в рыбе присутствует как витамин «В», так и витамин «D». В яйце присутствуют витамины: «В», «D» и «Е».
- Витаминов существует более 30. Наш организм не может получать все эти витамины сразу каждый день, поэтому существуют витамины, как таблетки. Они могут быть разной формы, разного цвета. (На доске иллюстрации, воспитатель показывает).
Но прием витаминов нам должен назначать доктор. Витамины продаются в аптеке, там, где и лекарственные препараты.
- Продукты бывают полезными и «бесполезными». Какие продукты Вы можете назвать полезными, а какие «бесполезными» и почему? (Ответы детей).
- Конечно, ребята, полезные продукты это те, в которых есть витамины и минералы. «Бесполезные» продукты это те, в которых витамины отсутствуют.
- Поиграем в игру!
Игра «Что полезно».
- Я буду называть продукты, а Вы хором отвечать. «Да» - если эти продукты полезные, содержат витамины. «Нет» - если эти продукты «бесполезные», витаминов не содержат.
- Морковь, овсяная каша, лимонад, молоко, рыба, лимон, сыр, творог, яблоко, кока-кола, мясо, яйца, орехи, фасоль, хлеб, конфеты, грибы, вишня.
Итог беседы.
- Итак, ребята, о чем сегодня была наша беседа? Что вы узнали нового? (Ответы детей).
Вывод: дети принимали участие (иногда активно) в беседе, игре, отвечали на вопросы,
задавали свои. Поняли, что витамины жизненно необходимы каждому.
Витамины – это наше здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование "История открытий"
Цикл занятий посвящен истории создания вещей. Содержит большое количество интересных сведений о тех вещах, которые окружают детей в детском саду и дома. Темы занятий выбирались вместе с де...
Конспект открытого комплексного занятия «Где живут знания»(для детей 6-7 лет)
Конспект открытого комплексного занятия по познавательно-речевому развитию с элементами художественно-эстетического развития. «Где живут знания» (для детей 6-7 лет)...
Открытое тематическое занятие "Где живут звуки?"
Конспект открытого тематического занятия в старшей группе "Где живут звуки?"...
Конспект открытого занятия "Роль подвижных игр как укрепление и оздоровление организма ребенка" в средней группе
Мы выбрали подвижные игры по здоровьесбережению, так как в современном мире создано мало условий для двигательной активности....
Конспект открытого занятия "Роль дидактических игр в формировании знаний дошкольника о безопасности"
Конспект открытого занятия "Роль дидактических игр в формировании знаний дошкольника о безопасности. Один дома"...
Конспект открытого занятия беседа в средней группе "Что такое витамины, где живут витамины"
Введение понятий о здоровом образе жизни....
Статья "История открытия первого детского сада в Санкт- Петербурге"
В статье говорится о создании первого детского сада в России, который был открыт в Санкт- Петербурге Софией Люгебиль..Даётся описание видов деятельности для детей в этом учреждении, методы и подходы к...