Образовательный проект "Путеводная Звезда"
методическая разработка (старшая группа)

Костина Наталья Александровна

 

 

Оглавление

 

Введение. 3

Основная часть. 7

Глава первая. Методическая разработка комплекса воспитательных мероприятий духовно нравственной направленности «Зимней сказкой наступает Рождество Христово!». 7

«Зимней сказкой наступает Рождество Христово!»

Образовательное событие для дошкольников 5-7 лет. 7

Глава вторая. Методическая разработка комплекса воспитательных мероприятий духовно нравственной направленности «Открытие Мини – музея». 22

«Открытие мини – музея»

Образовательное событие для старших дошкольников (5-7 лет) 22

     Глава третья. Практическое руководство по проведению городского образовательного события нового формата, духовно - нравственной направленности "Рождественский марафон" в рамках 31 Международных Рождественских Образовательных чтений (Пошаговая инструкция)………….29

    "Рождественский марафон"

     Городское образовательное событие нового формата, духовно-нравственной направленности "Рождественский марафон" в  рамках 31 Международных Рождественских Образовательных чтений (Пошаговая инструкция)………….29

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы……………………………………………………………....43

Приложение №1………………………………………………………………….44

Приложение  №2…………………………………………………………………45

Приложение №3………………………………………………………………….75

Приложение №4………………………………………………………………….77

Приложение №5………………………………………………………………….79

Приложение №6………………………………………………………………….81

Приложение №7………………………………………………………………...83

Приложение №8………………………………………………………………...84

Приложение №9………………………………………………………………...87

Приложение №10……………………………………………………………….88

Приложение №11……………………………………………………………….95

Приложение №12……………………………………………………………….96

Приложение №13……………………………………………………………….97

Приложение №14……………………………………………………………….98

Приложение №15………………………………………………………………102

Приложение №16………………………………………………………………104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования важными принципами являются:

  1. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Одной из задач ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Важным психолого – педагогическим условием образовательного процесса является построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.

Такую возможность дает «Образовательное событие» - это инновационная технология работы с детьми 3-7 лет и форма взаимодействия с родителями, Находкинской Епархией и другими социальными институтами (как альтернатива школьным приемам и методам). По мнению доктора психологических наук Е. Кравцовой образовательное событие формирует навыки, необходимые человеку в 21 веке (коммуникативность, командность, креативность, критичность).

В результате образовательного события дети приобретают личностные качества: самостоятельность, отзывчивость, сопереживания к друг другу, дисциплинированность, ответственность. В отличие от сюжетно -ролевой игры и театрализации у ребенка в «образовательном событии» есть возможность выстроить реальную деятельность, вложить в нее смысл.

Этапы образовательного события:

  1. Эмоциональный взрыв. (дети узнают о событии)
  2. Ожидание события.
  3. Наступление события.
  4. Жизнь после события.

Особенности: образовательное событие длится во времени (проживается), затем остаётся в воспоминаниях (эмоциональная память). Главный критерий образовательного события – вовлеченность и эмоциональный настрой.

О событии думают, говорят, ждут, готовятся (радостное ожидание).

В основе образовательного события лежит очень сильная эмоция - аффект. Эмоции влияют на развитие дошкольника, на его мышление. Известный психолог Л. Выготский говорил о связи аффекта и интеллекта. Эмоции связаны с памятью, восприятием и мышлением. Эмоциональное запоминается лучше.

В «Образовательном событии» у детей есть возможность не только взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но и проявить себя в различных видах детской деятельности: коммуникативной, познавательно – исследовательской, речевой, изобразительной, музыкальной, игровой, трудовой, театральной и др.

В основной части представлены две методические разработки и Практическое руководство по проведению городского образовательного события нового  формата духовно – нравственной направленности. В череде православных праздников особое место занимает Рождество Христово! – светлый праздник, несущий веру в лучшее, любовь к людям и жизни, ее вечному обновлению. Этому посвящено образовательное событие «Зимней сказкой наступает Рождество Христово!». Любой праздник - событие, а для маленького ребенка - особенно. Аромат хвои и ладана, колокольный перезвон, звёздное небо, искрящийся снег, вкус рождественского печенья, подарки – это то, от чего замирает детская душа. Праздник проходит и надолго остается в памяти маленького человека.

Вторая методическая разработка комплекса воспитательных мероприятий духовно – нравственной направленности - это образовательное событие «Открытие мини – музея», в которой использована еще одна инновационная педагогическая технология в сфере личностного воспитания детей в специально организованной пространственной предметно – развивающей среде - «Музейная педагогика».

Настоящий музей – это образовательная система с богатейшей материальной базой. Музей, созданный детьми, выполняет те же задачи, хотя и в меньшем объеме.

Принципы музейной педагогики: наглядность, доступность, содержательность. Посредством музея идет приобщение детей к народной культуре, познание прошлого, традиций, истории, краеведения.

Задачи музейной педагогики: обогащать ППРС ДОУ, формировать представление о музее, православных традициях и быте наших предков, развивать познавательные способности, формировать исследовательские навыки.

В течении месяца дети находились в атмосфере радостного ожидания – вместе с родителями собирали экспонаты для музея, изучали их по алгоритму, знакомились с православными традициями русских крестьян, примеряли социальные роли работников музея – экскурсовода, директора и др. Использовали метод «Историческая реконструкция» (семейное чаепитие с самоваром), играли с экспонатами (стирка кукольного белья на стиральной доске и другое). Кульминацией стало открытие Мини – музея. А городское образовательное событие «Рождественский марафон» в рамках 31 Международных Рождественских Образовательных чтений охватывает дошкольное педагогическое сообщество, детей, родителей, Находкинскую Епархию, учреждения дополнительного образования и культуры НГО и имеет пошаговую инструкцию по проведению Православного праздника Рождества Христова.

Приобщить дошкольников к русской культуре, православным традициям наших предков – общая задача педагога, родителей и социального института Русской Православной Церкви.

 

 

Основная часть

Глава первая. Методическая разработка комплекса воспитательных мероприятий духовно нравственной направленности «Зимней сказкой наступает Рождество Христово!»

 

«Зимней сказкой наступает Рождество Христово!»

Образовательное событие для дошкольников 5-7 лет.

Цель: создание условий для усвоения дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе духовно – нравственных и моральных ценностей, путем включения детей в многогранную подготовку к Празднику Рождества Христова.

Целевые ориентиры ФГОС ДО:

  1. следование социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
  2. получение начальных сведений из области истории праздника.

Воспитательная задача:

воспитывать уважение к культурному наследию народа России и желание следовать православным традициям, беречь духовно – нравственные и моральные ценности.

Развивающая задача

развивать социальный и эмоциональный интеллект, как ведущие компетенции человека 21 века.

Обучающая задача:

побуждать к познанию православных традиций, обычаев, истории праздника Рождества Христова.

Программное содержание:

С учетом ООП ДОУ (старшая группа)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование первичных представлений об отечественных праздниках и традициях). Вид детской деятельности – познавательно - исследовательская.

Интеграция: «Речевое развитие» (коммуникативная деятельность), «Социально – коммуникативное развитие» (взаимоотношения и сотрудничество), «Художественно – эстетическое развитие» (восприятие и понимание народных традиций, восприятие живописи и архитектуры, изобразительная деятельность детей), «Физическое развитие» (двигательная деятельность в подвижных русских народных играх).

Оборудование: детская Библия, иллюстрация «Рождество Христово», елка, елочные украшения, бумага, клей, ножницы, костюмы (Волхвы, пастухи и др), музыкальная колонка, набор детских музыкальных инструментов (колокольчики, бубенцы, металлофоны), светодиодные свечи, призы, подарки.

Предварительная работа: рассчитана на 1 месяц (декабрь).

Самостоятельная деятельность детей:

Познавательно – исследовательская деятельность:

  1. наблюдение за звездным небом в утренние и вечерние часы с родителями – появление первой звезды. 
  2. наблюдение за действиями взрослых в процессе подготовки к празднику и посильная помощь детей.

Взаимодействие педагога с детьми:

Изобразительная деятельность:

  1. Изготовление поделки «Рождественский ангел» (техника «гофрирование») (Видеоотчет «Рождественский ангел»).
  2. Изготовление поделки «Рождественская звезда» (техника «шаблоны») (Видеоотчет «Рождественская звезда»)
  3. Конкурс детских рисунков «Запорошила зима все дороги и дома».

Игровая деятельность:

  1. Разучивание русской народной подвижной игры «Два Мороза» (Приложение № 4).
  2. Разучивание русской народной подвижной игры «Лошадки» (Приложение № 4).

Трудовая деятельность:

      Построение на участке ледяной горки и снежной крепости.

Речевая деятельность:

  1. Детская Библия: Библейские сюжеты «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса» (педагогическая технология «активное чтение – слушание» кандидата психологических наук  Н.А.Коротковой) (Видеоотчёт «Первая книга – Рома учится читать»)
  2. И. Шмелев  «Лето Господне» - отрывок, слушание. «В сочельник, под Рождество» (страница 314 Энциклопедия семейных торжеств).
  3. Легенда о Рождественской елке – составление пересказа (Чудо-елка М. Слово (Slovo 1997).
  4. Расширение словарного запаса детей (Храм, Волхвы, Ангел, Назарет, Вифлеем, пост, сочиво, кутья, взвар, коляда, вертеп).
  5. Составление пересказа о рождении Иисуса Христа (Видеоотчёт «Миша рассказывает о рождении Иисуса Христа») .

Декламация стихов: Рождественские чтения в детском саду (Видеоотчёт «Рождественские чтения в детском саду»)  .

  1. Стихотворение «Сегодня будет Рождество» [Михаил Лермонтов]

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданье тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.

  1. Стихотворение «Рождественское» [Саша черный] (Видеоотчет «Рождественские чтения в детском саду») .

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!..»

 

  1. Стихотворение «В этот светлый праздник» [Алексей Хомяков]

В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

  1. Светлана Высоцкая «Я листаю календарь»
  2. Павел Брызгалов «Как тиха эта ночь».

 

 

Восприятие живописи и архитектуры:

  1. Рассматривание иллюстрации Детской Библии «Рождение Иисуса Христа» (метод «погружение в картинку» - педагогическая технология О.Л Соболевой, автора и разработчика Системы инновационных методик обучения и развития дошкольников).
  2. Восприятие архитектуры Кафедрального Собора Казанской Иконы Божьей Матери (обзорная экскурсия педагога Н.А. Костиной, дополнительное образование - экскурсовод) .

Музыкальная деятельность:

  1. Слушание песни «Праздник Христова Рождества» [автор Вячеслав Бобков]:

В небе морозном снежинки кружатся,

Вальсом зимы к нам летят

И белоснежным ковром ложатся,

В золоте солнца блестят.

Расписал мороз окошки

Холодом стужи своей.

В рамке студеной след детской ладошки

В свете гирлянд и огней.

Припев:

Праздник Христова Рождества –

Праздник любви, тепла, добра!

И пусть под ёлкой у людей

Будут подарки для детей!

2.Там, где печаль, будем сеять мы радость.

Ну, а во тьме будем сеять мы свет.

Вера заменит сомнения слабость,

В мире, дай бог, чтобы жил человек!

Припев:

Праздник христова рождества -

Праздник – любви, тепла, добра!

И пусть под ёлкой у людей

Будут подарки для детей!

Автор - Вячеслав Бобков

  1. Разучивание песни «Свет Рождественской Звезды» [муз. Анны Петряшевой, сл. Ирины Филимоновой]  (Видеоотчет «Исполнение песни на репетиции»)

Запорошила зима все дороги и дома,

Шапки белые и шубки всем деревьям раздала.

Ель в накидке кружевной серебрится под луной,

А в домах не гаснут окна – день сегодня непростой,

День сегодня непростой.

Припев:

В каждый дом на Рождество

Постучится волшебство,

Колокольным перезвоном

Возвещая торжество.

В эту ночь увидишь ты

Свет рождественской звезды,

Веры свет и свет надежды,

Свет любви и доброты.

Пусть далёкая звезда людям дарит свет всегда,

От тепла её людские согреваются сердца.

Если трудно станет вдруг, вспоминай её, мой друг,

И любовью озарится, засияет всё вокруг,

Засияет все вокруг.

Припев:

 

  1. Репетиции шумового оркестра «Хрустальный перезвон» к песне «Музыка зимы» [слова и музыка З. Роот.]

1. Пришла зима-красавица,

И сразу стало весело.

В корзинке ноты принесла,

По веточкам развесила.

Припев:

Эту песенку сама

Сочинила нам зима.

И хрустальный перезвон

Слышится со всех сторон.

2. Стряхнули елки с веток снег,

Березки встали в пары,

А старый дуб притопнул так,

Что клены заплясали.

Припев.

3. И сам Мороз встал в хоровод,

Не устоял на месте:

Давай-ка, зимушка-зима,

С тобой станцуем вместе!

(Видеоотчёт «Репетиция шумового оркестра»)

Театральная деятельность:

  1. Театральная миниатюра «Рождественский Вертеп» (репетиции). (Приложение № 2. Фотоотчет 1)

Самообслуживание:

  1. Украшение группы и елки к празднику Рождества Христова.

Взаимодействие с родителями:

  1. Конкурс семейного творчества «Рождественская инсталляция». (Приложение № 2. Фотоотчет 2, 3, 4).
  2. Конкурс домашних фото «Моя елочка – красавица». (Приложение № 2. Фотоотчет 5)
  3. Изготовление костюмов к театральной миниатюре «Рождественский Вертеп».   
  4. Экскурсия на видовую площадку сопки Тобольской к Кафедральному Собору Казанской Иконы Божьей Матери (обзорную экскурсию проводит педагог Н.А. Костина, дополнительное образование – экскурсовод). (Приложение № 2.  Фотоотчет 6, 7 )
  5. Кулинарный мастер – класс от мам в режиме онлайн «Блюда Рождественской трапезы готовим с детьми». (Приложение № 2. Фотоотчет 8, 9 )
  6. Зимний спортивный праздник «Снежная крепость». (на каникулах).
  7. Книжная выставка онлайн «Православная литература». (Приложение № 2. Фотоотчет 10).
  8. Беседа по запросу родителей «Крещение ребенка» (индивидуальные консультации).

Примечание: по договоренности с родителями дети участвуют в уборке и украшении дома, наряжают елочку, накрывают на стол, смотрят трансляцию Рождественской Службы (инновационные ИКТ - технологии).

Взаимодействие с представителями Находкинской Епархии

  1. Городская совместная благотворительная акция «Подари улыбку» (сбор подарков для детей из многодетных семей, организатор и ведущая акции – педагог Костина Н.А.). (Видеоотчет  благотворительная акция «Подари улыбку»)
  2. Благотворительный бал «О добром гусаре замолвите слово» (городское мероприятие). (Приложение № 2. Фотоотчет 11,  12)
  3. Городское методическое объединение учителей ОРКСЭ по теме «Воспитательный потенциал православных праздников» - участник Костина Н.А.
  4. Воскресная школа (посещают 3 ребенка). (Приложение № 2. Фотоотчет 13, 14).
  5. Городской праздник детской книги В Культурно – Просветительском центре Находкинской Епархии (дети, родители, педагог).

Взаимодействие с отделом культуры г. Находка:

Фольклорный праздник в Краеведческой библиотеке – музее на ул. Сенявина «Святочные развлечения». (Приложение № 2. Фотоотчет 15)

Мастер – класс «Рождественский ангел» (техника «Мотанка») (Приложение № 2. Фотоотчет 16)

Взаимодействие с Детской художественной школой №1

Передвижная выставка работ учащихся «Рождество и Новый год в рисунках детей» (экскурсия). (Приложение № 2. Фотоотчет 17, 18)

Освещение в СМИ

Социальная сеть педагогов nsportal.ru

  1. Дорога к храму https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/03/07/doroga-k-hramu
  2. Святки празднует народ https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2022/03/07/svyatki-prazdnuet-narod
  3. Рождество и Новый год в рисунках детей https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2022/03/07/rozhdestvo-i-novyy-god-v-risunkah

Кульминация образовательного события.

Зал украшен гирляндами, елка увенчана звездой, ангелочками, изготовленными детьми, оформлена выставка детских рисунков «Запорошила зима все дороги и дома», дети в костюмах сказочных героев под звон колокольчиков входят в зал, освещение притушено, горят светодиодные свечи (в целях соблюдения техники безопасности), рассаживаются на стульчики вокруг елочки. Присутствуют гости, родители.

  1. Мотивационный этап:

Проблемная ситуация: в зал входит девочка в костюме «Елочки» и плачет, говорит, что скоро праздник, а она совсем одна и не наряжена.

Ведущий: - поможем Елочке? Дети приглашают «Елочку» на праздник и «наряжают» ее.

Детская цель: реальная деятельность – участие в Празднике.

  1. Перцептивный этап:

Звучит Рождественская мелодия – «Праздник Христова Рождества». [Вячеслав Бобков]

Первый чтец:

Я листаю календарь,

За окном скрипит январь,

Машет мне сурово веткою еловой.

Сердце чутко замирает

В воздухе – лилово,

Зимней сказкой наступает Рождество Христово!

Дома – елка и подарки

В храме свет сияет яркий

И Рождественский тропарь

С клироса летит в алтарь.

[Светлана Высоцкая]

Второй чтец:

Как тиха эта ночь,

Как прозрачна она,

Вдохновенно глядят небеса.

И в объятьях глубоко зимнего сна

Ожиданием дышат леса

[Павел Брызгалов]

Третий чтец:

Сегодня будет Рождество

Весь город в ожиданье тайны

Он дремлет в инее хрустальном

И ждет: свершится волшебство!

[Михаил Лермонтов]

Ведущий: в день Рождества Христова мы празднуем рождение Бога Спасителя Пресвятой Девой Марией. Празднику предшествует радостное ожидание чуда. Люди соблюдают пост, воздерживаются от плохих мыслей, поступков, в домах ставят елочки – символ вечной жизни и наряжают их. Звезда, которая венчает елку, напоминает о Путеводной Звезде, которая привела Волхов к Иисусу. В рождественский Сочельник на окно ставят горящую свечу, свеча – символ человеческой души. Она показывает, что в этом доме ждут Иисуса. Принято поздравлять друг друга и славить Христа Рожденного. Готовят праздничную трапезу и идут в Храм на Рождественскую Службу. Еще совершают милосердные дела – дарят подарки, как это сделали Волхвы.

Сюрпризный момент:

Театральная миниатюра «Рождественский Вертеп» в исполнении детей. (или мультфильм «Рождество – маленькие герои библии»).

Ведущий: канун Рождества – Сочельник, его справляли скромно и во дворцах российских императоров и в крестьянских избах: дома собиралась вместе вся семья, перед заходом солнца читали Вечернюю Молитву. Хозяин зажигал свечу, хозяйка раскладывала в избе солому, которая напоминала о том, что родившегося Младенца Иисуса Мария положила в ясли. Перед Иконой ставили сноп ржи - символ будущего урожая и кутью. Дети из состоятельных семей разносили кутью по домам бедняков. На следующий день начиналось веселье. Время от Рождества Христова до Крещения называется Святки. В деревнях Святки отмечали всем миром, переходя из избы в избу. В городах гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, кружились на каруселях, устраивали представления. Купцы катались на лошадях, а детишки на санках и коньках. Знатные вельможи устраивали костюмированные балы. Играли в «Жмурки», «Фанты», «Кошки – мышки».

Дети встают в круг, берутся за руки (психологический прием «Круг» и «Рука в руке»), ведут хоровод вокруг елки и поют песню «Свет Рождественской Звезды» [сл Анны Петряшевой, муз. Ирины Филимоновой].

Ведущий: в Рождество дети ходили славить Христа Рожденного, несли звезду и пели гимны, говорили так: «Христос родился – славите!» и получали Христославные угощенья (ватрушки, калачи, пряники).

Шумовой оркестр – исполняет песню «Музыка Зимы» [автор З. Роот.)

Награждение победителей Рождественских чтений в детском саду.

Ведущий: а сейчас поиграем.

Старинная русская игра «Два Мороза» (дети играют, получают призы).

Ведущий: крестьянские дети ходили из избы в избу, пели колядки и получали сладости.

Чтец:

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога

Или хлеба ломтину

Или денег полтину

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком

Или сена клок

Или вилы в бок

Тут ходили

Тут гуляли

Колядовщики

Искали коляду

По всем дворам

По всем улочкам

Переулочкам

(слова народные)

Чтец:

Пришла коляда накануне Рождества

Дайте коровку – масляну головку

А дай Бог тому, кто в этом дому,

Ему рожь густа, рожь ужимиста.

(слова народные)

Чтец:

Коляд, коляд, колядушек –

Хорош с медком оладушек!

А без меду не таков

Дайте, тетя, пирогов.

(слова народные) дети получают сладости.

Чтец:

Праздник Христова Рождества – праздник любви, тепла, добра,

И пусть под елкой у людей, будут подарки для детей. [Вячеслав Бабков].

Ведущий: игра «Доскажи словечко»

Среди зимы – большое торжество,

Великий праздник – … (Рождество)!

Его ждут все – от малышей до пап и мам,

И все нарядные спешат на службу в … (Храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,

И перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зелёные иголочки,

Красуются рождественские … (ёлочки).

Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,

А после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду

И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –

Родился на земле Иисус … (Христос).

(«Школа радости», сайт Спасо – Парголовского Храма)

Ведущий: игра «Лошадки» (дети играют, получают призы)

Ведущий: пришла пора заканчивать наши игры (раздают подарки), приглашаем всех на чаепитие с самоваром.

Чтец:

В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества. [А.Хомяков]

  1. Рефлексия: педагогическая технология «Снежный ком» (дети встают в круг, передают из рук в руки «снежок», каждый последующий ребенок повторяет слова предыдущего о том, что ему запомнилось и добавляет свое предложение. В итоге последний ребенок говорит уже целый рассказ).

 

 

 

 

 

Глава вторая. Методическая разработка комплекса воспитательных мероприятий духовно нравственной направленности «Открытие Мини – музея».

 

«Открытие мини – музея».

Образовательное событие для старших дошкольников (5-7 лет)

Цель: создание условий для формирования личности детей путем включения в многообразную деятельность музея в обогащенной предметно – развивающей среде.

Целевые ориентиры ФГОС:

1. Овладение культурными способами деятельности.

2. Проявление инициативы в познавательно – исследовательской деятельности.

3. Следование социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

4.  Получение начальных знаний из области истории.

Воспитательная задача: воспитывать познавательный интерес к истории Отечества, православным традициям и быту наших предков, уважение к культурному наследию и духовно – нравственным ценностям народа России.

Развивающая задача: развивать исследовательские навыки, умение работать в команде.

Обучающая задача: побуждать к познанию православных традиций русской крестьянской семьи и изучению старинных предметов быта.

Приоритетная образовательная область – «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность детей).

Интеграция: «Речевое развитие» (коммуникативная деятельность), «Социально – коммуникативное развитие» (взаимоотношения и сотрудничество), «Художественно – эстетическое развитие» (понимание православных традиций и восприятие предметов народного творчества), «Физическое развитие» (двигательная деятельность - физкультминутка).

 

 

Программное содержание:

С учетом Основной образовательной программы МБДОУ «Црр-д.с. № 61»  (старшая группа)

Вид образовательного события – интегрированное.

Оборудование:

Экспонаты: самовар, керосиновая лампа, икона, подсвечник, стиральная доска, сундучок, вышивка, салфетка вязанная, туесок, глиняный горшочек, изделие народного промысла «Гжель. Таблички: «Музей», «Кассир», бейджики: директор, экскурсовод, смотритель, сторож, уборщик, кассир, фотокорреспондент, модель парусника, морская форма, музыкальная колонка, фотоаппарат.

Предварительная работа рассчитана на месяц (октябрь).

Принятие детьми решения о создании мини – музея. (пед технология Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг». Н.П. Гришаева - автор современной технологии эффективной социализации ребенка).

На рефлексивном круге дети захотели создать музей в группе, по своему желанию определили профиль музея: «Русская деревня – православные традиции и быт наших предков». Использована технология Н.П. Гришаевой «К родителям через детей» - дети рассказали дома о желании создать музей в группе, и родители поддержали инициативу детей.

Самостоятельная деятельность детей:

Поиск старинных предметов быта (Приложение № 2. Фотоотчет 19 - 23)

Взаимодействие педагога с детьми:

Игровая деятельность:

  1. Игра с музейными экспонатами «Кукольное чаепитие».
  2. Игра с музейными экспонатами «Стирка кукольного белья на стиральной доске».
  3. Игра «Можно – нельзя» (о правилах поведения в музее)
  4. Игра «Да – нет» (технология ТРИЗ – о старинных и современных предметах быта).

Создание музейной экспозиции «Русская деревня – православные традиции и быт наших предков». (Приложение № 2. Фотоотчет 24)

Историческая реконструкция «Семейное чаепитие с самоваром» (Приложение № 2. Фотоотчет 25,26)

Речевая деятельность:

Разучивание стихотворения «Маму в музей» [Николай Ананченко] (Видеоотчет «Чтение стихотворения про музей») .

Беседа «Кто работает в музее».

Расширение словарного запаса (церковь, икона, Храм, молитва, туесок экскурсовод, экспонат, витрина, экспозиция)

Составление рассказа экскурсовода:

  1. Предметы крестьянского быта.
  2. Православные традиции русских крестьян.
  3. Храм Казанской Иконы Божьей Матери в нашем городе.

Восприятие предметов народного творчества:

Изучение музейных экспонатов по алгоритму (название, материал, способ изготовления, назначение, современные аналоги).

Музыкальная деятельность:

Слушание песни «Пора в музей» [слова и музыка Михаила Крылова].

Двигательная деятельность: физкультминутка «Веревочка».

Взаимодействие с родителями:

1. Поиск экспонатов. (педагогическая технология Н.П. Гришаевой «К родителям через детей»).

2. Знакомство с православными традициями русской крестьянской семьи (рассказы бабушек и дедушек).

3. Изготовление костюмов «моряков».

4. Посещение Воскресной школы – 3 ребенка. (Приложение № 2. Фотоотчет 27).

5. Анкетирование родителей (Приложение № 5).

Взаимодействие с Находкинской Епархией.

Посещение Храма Казанской Иконы Божьей матери с помощником руководителя отдела религиозного образования и катехизации Находкинской Епархии Русской Православной Церкви Доброгорской Н.И.  (Приложение № 2. Фотоотчет 28 - 31)

Взаимодействие с отделом культуры г. Находка

Экскурсия в городскую библиотеку – музей на ул. Сенявина. (Приложение № 2. Фотоотчет 32)  

Публикации в СМИ.

  1. Музейная педагогика https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/03/07/muzeynaya-pedagogika
  2. Дорога к храму https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/03/07/doroga-k-hramu

 

  1. Мотивационно - целевой этап:

Проблемная ситуация обозначена стихами. Один ребенок рассказывает стихотворения Николая Ананченко «Маму на прогулку».

Дети, услышав слова Вики, позвали ее на открытие музея, чтобы она изменила мнение о музее, увидела, как там интересно.

Детская цель: реально побывать на открытии музея (образовательное событие дает возможность реальной деятельности).

Сюрпризный момент -  неожиданный звонок в музей от «военных моряков», которые хотят приехать на экскурсию.

Под песню «Пора в музей» дети отправляются в музей. (физкультминутка «Веревочка»).

  1. Перцептивный этап:

Перед «входом» в музей натянута лента. «Корреспондент» ведет съемку. Почетный гость перерезает ленту (аплодисменты). Посетителей встречает персонал музея с бейджиками, говорят: «Добро пожаловать».  Дети примеряют социальные роли: «Директор» рассказывает о создании музея, «кассир» говорит, что сегодня посещение музея бесплатное, «смотритель» напоминает, что музейные экспонаты нельзя трогать руками, «уборщик» говорит, что он следит за чистотой. Раздается звонок, директор сообщает, что сейчас приедут «военные моряки», они хотят увидеть наш музей и Храм Казанской Иконы Божьей Матери на сопке Тобольской. Собравшиеся встречают моряков аплодисментами, выступают экскурсоводы:

Первый экскурсовод: (ребенок)

Мы видим предметы крестьянского быта: дровяной самовар, вечером вся семья собиралась за столом, перед едой молились, ели простую еду – кашу, щи, чай заваривали травами, его пили с вареньем, медом, баранками. Старинные предметы быта легко отличить от современных, так как они изготовлены из натуральных материалов: дерева, коры, глины ручным способом. Вот льняное полотенце с вышивкой, вязанная салфетка. Вечером ложились спать, как стемнеет, а керосиновую лампу зажигали редко. Посуда была из глины и дерева. За грибами и ягодами ходили с корзинами из ивовых прутьев и с туесками из березовой коры. Одежду хранили в деревянных сундуках, стирали в корыте на стиральной доске, полоскать белье ходили на речку.

Второй экскурсовод: (ребенок)

В каждой избе в самом видном углу была Икона. Русские люди придерживались православных традиций: посещали церковь, уважительно относились к священнику, праздновали все православные праздники: украшали дом, надевали праздничную одежду, готовили трапезу: на масленицу – блины, на пасху – куличи, крашеные яйца, перед едой молились. Просили у бога хорошего урожая, чтобы все были здоровы, чтобы скот нарождался. Детей крестили, молодых венчали. Совершали добрые поступки: помогали бедным, жертвовали на строительство церкви, исповедовались, причащались, соблюдали пост. О русской женщине говорили: всегда у ней чистая хата, хлеб выпечен, вкусен квасок, здоровы и сыты ребята, на праздник есть лишний кусок. Русские люди парились в бане, закалялись ледяной водой, выходили на массовые гулянья.

Третий экскурсовод: (педагог)

В любом большом или маленьком городе России, и даже в селе есть место, куда люди могут прийти и в радостные и в грустные дни, в праздники и в будни, чтобы попросить Бога о сокровенном, возжечь свечу. Первая Православная Церковь в нашем городе – это церковь Рождества Христова, она была построена в восьмидесятые годы на Пади Ободной по благословению Архиепископа Иркутского и Читинского Ювеналия. Первая служба в Православном храме Христорождественский состоялась 27 июля 1983г. С 1984 по 1989 год первым священником и настоятелем Храма был Иерей Иоанн(Солодчук). С февраля 1989 года по настоящее время настоятелем Христорождественского Храма является Протоиерей Иоанн (Капитанюк). Благодаря жителям, на их добровольные пожертвования, был построен в 2008 г. Храм Казанской Иконы Божьей Матери. Жители любят свои храмы и гордятся ими. Летом 2011 года решением Синода РПЦ в границах Находки, Партизанска, Фокино и Партизанского, Лозовского, Шкотовского районов образована Находкинская Епархия во главе с Епископом Находкинским и Преображенским Николаем (Дутка). Большинство жителей нашего города моряки и рыбаки, перед рейсом они приходят в Храм, а когда возвращаются из длительного плавания, их встречает и осеняет православным крестом белокаменный девятикупольный Собор. Дети задают экскурсоводам вопросы, получают ответы, рассматривают экспонаты, на прощание получают от «сотрудников музея» сувениры (Приложение № 2. Фотоотчет 34-35) .

  1. Рефлексия: в качестве обратной связи применены методы «Вопрос – ответ», «Незаконченные предложения».

Перспектива полученных знаний:

Дети получили опыт эмоционального и социального взаимодействия и смогут применить свои навыки по отбору экспонатов, созданию музейной экспозиции, приему посетителей при создании в группе музея другого профиля.

Оценка коллективной деятельности: каждый ребенок в этом образовательном событии нашел свое место и роль, 6 детей - сотрудники музея, 6 детей - моряки, 1 ребенок – читает стихотворение, 10 - посетители музея,

6 - гости, 1 - фотокорреспондент.

Родители, как непосредственные участники образовательного процесса, выслушав восторженные отзывы детей о музее, сказали, что свой музей и чаепитие с самоваром дети запомнят на всю жизнь и будут хранить семейные реликвии.

 

 

 

Глава третья. Практическое руководство по проведению городского образовательного события нового формата, духовно - нравственной направленности "Рождественский марафон" в рамках 31 Международных Рождественских Образовательных чтений (Пошаговая инструкция)

 

"Рождественский марафон"

Городское образовательное событие нового формата, духовно-нравственной направленности "Рождественский марафон" в  рамках 31 Международных Рождественских Образовательных чтений (Пошаговая инструкция)

 

Алгоритм проведения «Рождественского марафона»

 

Шаг 1Выступление  на  городском методическом объединении воспитателей дошкольного образования Костиной Н.А.

 

Тема “Рождественские чтения”

Рождественские чтения в России начались в 1993 году. Вначале это была просто конференция православных педагогов г. Москвы и за 30 лет она превратилась в мощный Форум, который объединяет духовенство, научную, культурную общественность и педагогическое сообщество.

            В наступающем 2023 г. в Москве с 25 по 27 января пройдут 31 Международные  Рождественские Образовательные чтения по теме “Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека”. Это уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения,  духовно-нравственного просвещения,  патриотического воспитания подрастающего поколения. Рождественские чтения проходят в январе после празднования Рождества Христова в разных городах России: Санкт - Петербурге, Хабаровске и др., хотелось, чтобы подобное было и в г. Находке.

             Формы проведения разные: семинары-практикумы, круглые столы, конференции, творческие встречи, концерты, ознакомительные экскурсии по православным образовательным учреждениям, научные исследования, выставки, лекции,  дискуссии, мастер-классы. Участвуют школьники, студенты, ученые,  педагоги, представители общественности. Рождественские чтения связаны с важными датами. В 2023 г. будут отмечаться три важные даты:1035-летие Крещения Руси и роль в этом святого равноапостольного великого князя Владимира,1045-летие покровителя книжного дела благоверного князя Ярослава Мудрого,1165-летие возникновения славянской письменности и создания первой азбуки святыми Кириллом и Мефодием.

                 Государственная политика в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения призывает педагогов к взаимодействию с Русской Православной Церковью (например, Всероссийский конкурс “За нравственный подвиг учителя”)

Формировать духовно нравственные ценности, положительное отношение к миру нужно начинать с раннего детства. Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа проходит красной нитью через Федеральную Образовательную Программу Дошкольного Образования и является одной из приоритетных задач педагогов. В дошкольном педагогическом сообществе г. Находки ещё не проводились городские мероприятия, посвященное празднованию Рождества Христова.

Поэтому предлагаю, в рамках 31 Международных Образовательных Рождественских Чтений, проводимых в г. Москве, провести в г. Находке в дошкольном сообществе мероприятие городского уровня в новом формате «Рождественский марафон». Цель - объединение усилий в сфере образования, культуры, социального служения, духовно- нравственного просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения на примере празднования православного праздника Рождества Христова. В детских садах Находкинского городского округа необходимо провести предварительную работу: в старших и подготовительных группах можно провести беседы, дискуссии, выставки, театрализации.

Сюжет Рождества Христова можно раскрыть по всем пяти образовательным областям.

1) Социально - коммуникативное развитие — это усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, (включая моральные и нравственные ценности), познание православных традиций русского народа.

2) Речевое развитие — это расширение словарного запаса, обогащение речи детей новыми словами:  кутья, взвар, сочельник, храм, колокола и другие. Это также чтение – «Легенда о рождественской ели», Библейские сюжеты из детской Библии, Иван Шмелёв «Лето Господне» (отрывки), стихи Саши Чёрного, Михаила Лермонтова и др.

3) Познавательное развитие — это формирование первичных представлений о социокультурных ценностях российского народа, об отечественных традициях и праздниках.

4) Художественно эстетическое развитие — это восприятие архитектуры и живописи, (храм, иконы, фрески), восприятие музыки (колокольный звон) восприятие художественной литературы, развитие эмоционального интеллекта, сопереживание героям, творческая деятельность (изготовление рождественской звезды, рождественского ангела и др.).

5) Физическое развитие -приобретение опыта двигательной деятельности в русских народных играх («Два Мороза», «Лошадки», «Снежки», «Снежная крепость»). 

Социализация и трудовая деятельность детей — это приготовление рождественских блюд и рождественской выпечки («Мастер-класс от мамы»), наблюдение в утренние и вечерние часы за звёздным небом, наблюдение за действиями взрослых и посильная помощь (дети с родителями прибирают, готовят, наряжают елку, идут в храм).

               В завершение своего выступления вношу предложение:

Провести в январе 2023г. В г. Находке городское мероприятие нового формата в дошкольном педагогическом сообществе «Рождественский Марафон» в рамках 31 Международных Рождественских Образовательных чтений.

         

Предложение поддержали Андрейченко О.И. - методист  МБУ «ИМЦ Развития», Степанова Н.Н. – заведующий МБДОУ «ЦРР детский сад №61» и еще 13 детских садов Находкинского городского округа.

 

Шаг 2. Составление программы «Рождественского марафона» и плана рождественских мероприятий на январь 2023 года.

 

Программа проведения городского мероприятия нового формата.

Название: “Рождественский марафон” в рамках 31 Международных Рождественских Образовательных чтений в г. Москве в 2023г

Идея: провести мероприятие городского уровня в новом формате, познакомить дошкольников г. Находки с православными традициями празднования Рождества Христова.

Цель: объединение усилий в сфере образования, культуры, социального служения, духовно - нравственно просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения на примере празднования православного праздника Рождества Христова.

Участники: дошкольники, родители, педагоги, Детская художественная школа №1, Детская библиотека №10, Дом детского творчества, представители Находкинской Епархии, Приморский краевой колледж искусств (филиал).

Формы проведения: выставки, презентации, мастер-классы, большой рождественский концерт, беседы, дегустация рождественской выпечки.

Номинации концерта: декламация, вокал, танец, инсценирование.

Дата проведения заключительного мероприятия: 26 января 2023г.

Время проведения заключительного мероприятия: 10.00–12.00

Место Проведения: Дом культуры им Ю. Гагарина, ул. Добролюбова 18.

Ход заключительно мероприятия “Большой Рождественский Концерт” в Доме культуры им Ю. Гагарина:

  1. 9.45- Сбор участников (гардероб)
  2. 10.00–10.30- живая музыка (классические гитары), осмотр выставок Дома детского творчества, Библиотеки №10, Детской художественной школы №1, детских садов, дегустация рождественской выпечки, видео презентация детского сада №61.
  3. 10.30–10.35- по звонку собравшиеся проходят в зал, рассаживаются (первый и второй ряд для почетных гостей)
  4. 10.35–10.40- Напутственное слово от Иерея Виталия Шаркеева - священника Находкинской Епархии.
  5. 10.40–11.50- Большой Рождественский концерт.
  6. 11.50 - заключительное слово методиста МБУ “ИМЦ Развитие” Андрейченко Ольги Ивановны.

Выставки в фойе:

Выставка рисунков «Рождество глазами детей» - работы учащихся Детской художественной школы №1,

Дом детского творчества - передвижная выставка поделок «Рождественский ангел»

Детская библиотека №10 - выставка книг рождественской тематики

Приморский краевой колледж искусств - ансамбль гитаристов (классическая музыка). 

Выставки детского творчества детских садов города

Дегустация рождественской выпечки от родителей

Видео презентация детского сада №61.

План проведения мероприятий  рождественской тематики от информационно методического центра   «Развитие» г. Находка на январь 2023 года (Приложение  №6)

 

Шаг 3. Выпуск пресс  релизов. Ответственные: администрация МБДОУ «ЦРР – детский сад № 61» г. Находка. (Приложение № 7)

 

Шаг 4. Посещение городского методического объединения при Находкинской Епархии.

 

На основании «Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования  Приморского края и Приморской митрополией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», далее - Соглашении

п. 3. «Цели и задачи Соглашения»

п.п. 3.2.содействовать организации и проведению совместных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам духовно – нравственного воспитания, в том числе регионального этапа Международных Рождественских  чтений;  

 

Городское методического объединения по теме: «Что можно провести на Рождественской неделе в детском саду», провела Доброгорская Н.И. – заместитель начальника Отдела религиозного образования и
катехизации при Находкинской Епархии.  (Приложение № 8).

 

Шаг 5. Сетевое взаимодействие.

 

На основании Соглашения п. 3. «Цели и задачи соглашения»

п.п.3.1. Согласование усилий и осуществление действий, направленных на содействие духовно – нравственному воспитанию и развитию детей и  молодежи в Приморском крае на основании традиционных ценностей российской культуры, формирование у них национальной идентичности, любви к Родине, умения противостоять негативным вызовам времени.

 

  • Находкинская Епархия - Методическое  объединение  по теме «Что можно провести на Рождественской неделе в детском саду», Образовательное событие «Рождественский марафон» - совместное проведение.

 

  • Приморский краевой колледж искусств (филиал) - предоставление художественных номеров: ансамбль из 9 гитаристов и академический хор.

 

 

  • Дом детского творчества - мастер - классы по изготовлению рождественских поделок, выставки работ.

 

  • Детская художественная школа №1-передвижные выставки в ДОУ

 

 

  • Детская библиотека №10 - рождественская развлекательная программа, мастер-класс по изготовлению рождественских открыток, выставка книг.

 

  • МОУ СОШ№11 - предоставление концертных номеров.

 

 

  • Вокальная студия-руководитель Жуликова Л.С. - песня «Многая лета Русской Земле»

 

  • Школа искусств  Евгении Коркиной, заслуженный коллектив Приморского края, Образовательный центр «Дерево» хореографический кружок-предоставление концертных номеров.

 

 

  • Кружок «Город мастеров» - руководитель Виноградова Н.В. - изготовление подарочных сувениров «Рождественский ангел»

 

Шаг 6.  Взаимодействие с родителями

 

На основании Соглашения п. 3.2. «Осуществлять совместную работу с родителями (законными представителями)  по вопросу духовно – нравственного воспитания».

 

Взаимодействие с родителями  -  изготовление костюмов и декораций, участие в концертных номерах, предоставление транспорта, видеосъемки, фотографирование, мастер-класс: «Рождественская выпечка», мастер-класс: «Косички» (Детские праздничные прически), посещение Храма Казанской Иконы Божьей Матери.

 

Шаг 7. Взаимодействие с МАУК  «Дом Культуры им Ю. Гагарина»  НГО.

 

На основании Соглашения п.2.1. «Содействие проведению совместных мероприятий по вопросам духовно – нравственного воспитания детей и молодежи».

  • оформление заявки для проведения совместного мероприятия «Рождественский марафон»  (Приложение  №9);
  • репетиции;
  •  оформление сцены, фойе;
  • составление плейлиста (работа с режиссером,  звукорежиссером и администратором). (Приложение №10)

Шаг 8. Проведение в дошкольных образовательных учреждениях города  мероприятий в соответствии с планом Информационно Методического  Центра на январь 2023 года. (Приложение № 6).

 

  • беседы;
  • творческие часы;
  • театрализация;
  • мастер – классы;
  • музыкальные гостиные;
  • литературные часы и др.

 

Шаг 9. Приглашение гостей.

 

  • пригласительные билеты;
  • список почетных гостей (Приложение №11).

 

Шаг 10. Проведение Заключительного  Рождественского концерта  в соответствии с регламентом.

 

  • памятка участникам  «Рождественского марафона» (Приложение № 12);
  • программа (Приложение №13);
  • фотоотчет с Рождественского концерта (Приложение №14).

 

Шаг 11. Отчет о проведении «Рождественского марафона»

 

Отчет

о проведении городского мероприятия нового формата в дошкольном педагогическом сообществе Находкинского городского округа “Рождественский марафон-2023”

Мероприятие проведено в соответствии с регламентом ,в установленные сроки, в рамках 31 Международных Рождественских Образовательных Чтений.

Поставленные цели - объединение усилий в сфере образования, культуры, социального служения, духовно- нравственного просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения на примере празднования православного праздника Рождества Христова – достигнуты.

Участники: воспитанники ,родители , педагоги ДОУ№ 5, 7, 8, 15, 27, 35, 39, 50, 53 ,54, 58. 59, 61.(всего 13 детских садов)

Партнеры:

Приморский краевой колледж искусств

Дом детского творчества

Детская библиотека №10

Детская художественная школа №1

Находкинская Епархия

Дом культуры имени Ю Гагарина

МОУ СОШ №11

Общее количество участников (артисты и зрители) 300 человек

Мероприятие имеет городской уровень, актуально, своевременно, массово, проведено на высоком уровне, вызвало большой положительный общественный резонанс.

Мероприятие освещено участниками в группах ВКонтакте и Духовное образование.

Опыт работы представлен на краевом семинаре  «Воспитательная среда-лучшие практики по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

(Приморский краевой институт развития образования-трансляция опыта по теме: «Организация и проведение Рождественского марафона и Рождественских чтений»).

 

Шаг 12. Освещение в средствах массовой информации.

 

На основании Соглашения п.4 «Обмен информацией»  п.п. 4.1. Стороны обязуются предоставлять информацию, необходимую для исполнения настоящего соглашения.

 

Информация представлена в ВКонтакте, Духовное Образование и родительских чатах в WhatsApp, Образовательной социальной сети nsportal.ru, Телеграм канал:

Взаимодействие с библиотекой https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/01/14/vzaimodeystvie-s-bibliotekoy

Духовно - нравственное воспитание дошкольников

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/05/22/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov

Мастер - класс "Рождественский"  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/01/14/master-klass-rozhdestvenskiy

Воскресная школа https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/01/voskresnaya-shkola

Рождественский марафон https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/02/02/rozhdestvenskiy-marafon

(Приложение №15)

 

Шаг 13. Распространение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию в Приморском крае.

 

На основании Соглашения п.3.2. «содействовать распространению в образовательных организациях лучшего опыта преподавания  дисциплин имеющих духовно – нравственные компоненты и воспитательной деятельности». (Приложение № 16).

 

Выступление воспитателя МБДОУ «ЦРР детский сад № 61» г. Находка на краевом семинаре «Воспитательная среда – лучшие практики по духовно – нравственному воспитанию дошкольников» по теме «Организация и проведение Рождественского марафона и Рождественских чтений» (Видеоотчет «Рождественские чтения – 2023»)

Краевой семинар «Лучшие практики по духовно – нравственному воспитанию дошкольников 01.03.2023 г.   https://youtu.be/TPk06Pc3Ux8

 

          Это наши первые шаги, но мы уверенно идем вперед,  а как известно – дорогу осилит идущий!

 

Мы -  Вместе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В целевых ориентирах ФГОС ДО говорится, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

  1. овладевает основными культурными способами деятельности.
  2. обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям.
  3. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
  4. может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
  5. обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет.

Три образовательных события духовно – нравственной направленности:

«Зимней сказкой наступает Рождество Христово» и «Открытие мини – музея» и «Рождественский марафон» были реализованы в рамках взаимодействия дошкольных образовательных учреждений г. Находка,  Находкинской Епархии Русской Православной Церкви и других социальных институтов.

Для оценки уровней эффективности педагогических воздействий проведен педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности для старшей группы, автором которого является Юлия Александровна Афонькина (Приложение № 1) .

Результаты мониторинга реализации конкурсного продукта определены по двум образовательным областям:

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».

Направления:

  1. усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
  3. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Направления:

  1. Развитие детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Результативность образовательного процесса через систему педагогического мониторинга представлена в виде двух столбчатых диаграмм на начало и конец года 2021-2022.

Пока душа ребенка нежна и мягка, подобно воску – надо пробуждать ее к добру, знакомить детей с духовными ценностями Православного мира. Эти ценности вечны: Любовь к людям и Богу, Вера, Милосердие, Отечество, Терпение, Нравственность, Добродушие, Щедрость, Сострадание, Уважение, Благодарность.

Известная мудрость: Если сейчас с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придется говорить с Богом о детях.

                            Поэтому давайте говорить сейчас!

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афонькина Ю.А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Старшая группа. ФГОС ДО». издательство: Учитель 2020 г.
  2. Всеобщая декларация прав человека. (10.12.1948г.)
  3. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» Издательство: Перспектива, 2020 г.
  4. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Методическое пособие Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2016 г.
  5. Детская библия. Арапович Борислав, Маттелмяки Вера Издательство: Институт перевод Библии, 1990 г.
  6. Конвенция о правах ребенка (20.11.1989г.)
  7. Конституция Российской Федерации (с изменениями  от 01.07.2020)
  8. Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И. (под. ред. Коротковой Н.А.) «Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст.» Пособие для воспитателей. Москва: Линка- пресс, 2020.
  9. Кравцов Г.Г. Кравцова Е.Е. «Психология Игры» «Левъ» 2017.
  10. Легенда о Рождественской елке (Чудо-елка М. Слово (Slovo 1997).
  11. Соболева О.Л. , Агафонова О.В. «Путешествие с чудесным фонариком» Издательство: Просвещение/Дрофа, 2013.
  12. Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Приморского края и Приморской митрополией Русской Православной церкви (Московский Патриархат)  г. Владивосток от 11.01.2021г.
  13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.
  14. Шмелев Иван  «Лето Господне» Издательство «Детская литература», 2004.
  15. Энциклопедия семейных торжеств. Москва «ЭКСМО» 2004 авторы – составители М.Зимина, Т.Барышникова.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпуска в школу «Путеводная звезда - 2012». .

Выпуск прошел на Ура!!!! правда,  если честно большой, но выкинуть ни чего не смогла.... Герои: Емеля, Айболит, Пираты, Водяной, Кикимора и Звездная фея... Фея дарит детям путеводные звезды...

Выпускной бал "Путеводная звезда"

Праздничный сценарий выпускного бала. Стихи, песни,шутки, инстенировки, сюрпризные моменты....

Путеводная звезда.

  Человек, который оказал значительное влияние на развитие нашего района, воспитал и воспитывает будущих патриотов своей Родины, достойный титула «Выдающийся человек нашего района», это во...

Сценарий выпускного в старшей группе "Путеводная звезда"

Сценарий выпускного "Путеводная звезда" в старшей группе...

«Использование информационно- коммуникационных технологий в работе педагога на примере комплекса образовательных нейротренажеров «Путеводная звезда» Н.А.Кузнецовой

laquo;Использование информационно- коммуникационных технологий в работе педагога на примере комплекса образовательных нейротренажеров «Путеводная звезда» Н.А.КузнецовойДетский сад &ndash...