ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Моя малая Родина»
план-конспект занятия (средняя группа)

Андреева Ирина Cергеевна

Актуальность проекта: Воспитание чувств у малышей стоит главной задачей в данный момент. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям.

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, родного края.

Любая часть нашей странны неповторимы в своей природе. Важно показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Поэтому мы решили разработать проект, который поможет реализовать поставленную задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Юбилейный» города Смоленска

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

группа «Ромашка»

«Моя малая Родина»

Смоленск

Актуальность проекта: Воспитание чувств у малышей стоит главной задачей в данный момент. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям.

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, родного края.

Любая часть нашей странны неповторимы в своей природе. Важно показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Поэтому мы решили разработать проект, который поможет реализовать поставленную задачу.

Тема проекта: «Моя малая Родина».

Руководитель проекта: Андреева Ирина Сергеевна

Вид проекта: творческий, познавательный.

По количеству учащихся: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.

Предмет исследования: познавательное развитие.

Цель проекта:

  • Привить детям понимание Родины, значимость и любовь к родному краю.
  • Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
  • Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей.

Задачи:

  • Формировать бережное отношение к природе и окружающему краю.
  • Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам.
  • Расширять представлений о городах России, о столице страны –Москве.
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
  • Развивать чувство ответственности и гордости за нашу страну.
  • Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине-России. Уважение к государственным символам.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные

Беседы;

Указание, пояснение, объяснение.

Вопросы;

Загадывание и отгадывание загадок;

Педагогическая оценка;

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий;

Показ образца;

Рассматривание иллюстраций; открыток.

Практические

Игровые действия;

Художественное творчество;

Создание игровой ситуации, упражнение, моделирование.

Основные принципы реализации проекта:

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.).
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, возможность проявления творчества).

Этапы реализации проекта:

  1. Этап (информационный) подготовительный (сентябрь) включает в себя:
  • Провести опрос с детьми, выявить проблему;
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
  • Подбор методической и художественной литературы, энциклопедий, стихотворений, наглядных пособий, игр.
  • Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
  1. Этап (практический) (сентябрь - апрель) включает в себя:
  • Привлечение родителей к оказанию помощи;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рисование рисунков;
  • Проведение с детьми бесед;
  • Игр;
  1. Этап (Заключительный) (май)

Предполагаемый результат:

Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина – город Смоленск, испытывают чувства гордости за свой город.

Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

Имеют представление об исторических памятниках.

Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Дети имеют представление о Российской армии.

Проведение викторины «Моя малая Родина».

План реализации проекта

Формы совместной работы с детьми, взаимодействие с родителями

Сентябрь

Неделя

Мероприятие

1

Беседа «Моя семья и я!»

Анкетирование для родителей «Отношение родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.

2

Беседа на тему «Мои близкие».

Дидактическая игра «Как зовут тебя», «Расскажи мне о себе»

3

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мамины помощники», «В гостях у бабушки»

4

Настольно-печатные игры: «Кто. что возьмет», «Семья»

Игра - ситуация «Знакомство с членами семьи»

НОД «Город, в котором я живу, Смоленск»

Октябрь

Неделя

Мероприятие

1

Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Коллективное конструирование «Наш любимый детский сад»

2

НОД «Наш детский сад»

Беседы «За что я люблю детский сад»

3

Экскурсии по детскому саду.

Дидактическая игра «Расскажи о своем детском саде?», «Профессии».

4

Дидактическая игра «Мой город», «Транспорт»

Рассматривание иллюстраций, фотографий «Смоленск»

5

Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детский сад», И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»

Ноябрь

Неделя

Мероприятия

1

Беседа: «Где мой дом?»

Чтение стихов о Родине

Конструирование «Кремль»

2

Рисование «Матрешка»

Беседа «Моя малая Родина»

3

Чтение художественной литературы Е. Карганова «Праздник бабушек и мам», «Про бабушек»

Рисование и выставка рисунков на тему «Я и моя семья»

4

Беседа «Где работают родители»

Развлечение, посвященное Дню матери

Декабрь

Неделя

Мероприятия

1

Чтение русской народной сказки: «Зимовье зверей»

Рисование: «Кто в зимнем домике живет?»

2

Открытое занятие «Моя семья»

Чтение русской народной сказки «Зимовье»

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

3

Консультация для родителей: «Взаимоотношения детей в детском саду»

Беседа на тему «Народно – прикладное искусство России»

Аппликация «Узоры странны»

4

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Новогодний утренник

Январь

Неделя

Мероприятия

2

Рассказывание по картинам «Моя родина Россия».

Настольно-печатные игры: «Найди такую же», «Соедини»

3

Беседа «Улица, на которой я живу»

Дидактическая игра: «Домой»

Развлечение: «Рождественские колядки»

4

Беседа: «Русские народные игрушки»

Рисование «Украсим платочек»

Февраль

Неделя

Мероприятия

1

Беседа о жизни животных и птиц в лесу

Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам»

2

Коллективная работа лепка «Птицы моего края»

3

Беседа: «Российская Армия»

Аппликация: «Наши солдаты»

4

Рисование: «Салют в честь дня Защитников Отечества»

Дидактическая игра: «Символы России», «Какого цвета флаг?»

Март

Неделя

Мероприятие

1

Беседа: «Моя любимая мама».

Аппликация: «Тюльпаны, для моей мамы»

Праздник: «Милая мамочка»

2

Дидактическая игра: «Помоги по дому»

Чтение художественной литературы, стихотворений А. Барто «Семья»

3

Беседа: «Весна в Смоленске»

Дидактическая игра «Признаки весны?»

4

Рассказывание по картине: «Весна в лесу»

Консультация: «Воспитание у детей дошкольников любви и

бережного отношения к природе».

Апрель

Неделя

Мероприятие

1

Рассматривание альбома «Моя семья»

Беседа: «Береги природу»

2

Беседа «Праздники страны. День космонавтики»

Аппликация: «Полет на луну»

Конструирование: «Ракета»

3

Развлечение: «День земли»

Дидактическая игра «Дары природы»

4

Беседа: «Береги природу»

Труд в природе «Избавим наш участок от мусора»

Май

Неделя

Мероприятие

1

Развлечение: «День победы»

Сюжетно-ролевая игра: «Моряки»

Консультация для родителей: «Маленький гражданин своей страны»

2

Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливые слова»
Дидактическая игра: «Правильно или нет»

3

Чтение художественной литературы: «Дядя Степа» С. Михалков

Консультация: «Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения».

4

Подведение итогов

Вывод:

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

В ходе реализации проекта бала достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.

Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства.

Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, развитию эстетического восприятия.

  1. Используемая литература:
    1. Алешина А. Н., «Ознакомление с окружающим миром». – М: ТЦ Сфера.
  2. БаранниковаО. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». – М: АРКТИ, 2007г.
  3. Головин Н. «Моя первая история». –М, 1993г.
  4. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»- М: АРКТИ, 2005г.
  5. Дегтярев А. Я. «История российского флага: легенды, факты, споры», М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 1994г.
  6. Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина».- М: АРКТИ, 2005г.
  7. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2006г.
  8. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова М., 2007г.
  9. Новиков С. В., Новикова Е. П. «Родная история». –М: Эксмо, 2004г.
  10. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.
  11. Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». –М: АРКТИ, 2002г.
  12. Соловьев В. «История для детей и взрослых».- М: Белый город, 2003г.
  13. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л. Л., – СПб. : детство-Пресс, 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Цель проекта: формирование у детей нравственно-патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю.Задачи:расширение представлений о родине, о родном крае;закрепление знаний о государственной ...

Паспорт проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, люб...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая родина"

ull;Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности....

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Моя малая Родина" (средняя группа)

Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за место, где мы живем, за "малую" Родину....

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и выр...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»...