Познавательно-творческий проект "Шкатулка семейных ценностей"
проект (подготовительная группа)

Лесных Марина Геннадьевна

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди — это его близкие. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_tsennosti.docx531.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»

https://detdomug.ru/uploads/images/semya/1.jpg

Познавательно-творческий проект

«Шкатулка семейных ценностей»

группа подготовительная к школе № 1

Авторы проекта:

                                                                                                     Ардисламова Э.К.,

                                                                                            воспитатель;

                                                                                            Лесных М.Г.,              

                                                                                          воспитатель

г.Нефтеюганск

2023г

Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительного к школе возраста , воспитатели, родители.
По времени проведения: с 15.04.-21.05.2023г.

Актуальность:

 В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди — это его близкие. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

 Поэтому проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе. Они призваны служить упрочнению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких социально- ценностных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Очень важно, чтобы дети чувствовали гордость за свою семью, знали ее историю и ценили то главное, что подарили им прошлые поколения.

Цель: Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.

Задачи:

  • Содействовать укреплению семейных традиций;
  • Формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью;
  • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению воспитанников и обучающихся с миром нравственных ценностей семейных традиций.
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  • Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Ожидаемые результаты:

  • Дети получат знания о семейных традициях, бережном отношение к ним;
  • Научатся проявлять нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
  • Осознают ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;
  • Станут проявлять уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • Научатся слушать и уважать мнения других людей;
  • Станут проявлять любознательность   и   интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.

Этапы работы:

Первый этап – подготовительный 

- Выявление первоначальных знаний детей о семье.

- Включение родителей в проектную деятельность;
- Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий.

Второй этап – основной (работа с детьми) 

- Сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, строительные игры

- Проблемные ситуации

- Коллективный труд: «Мы помощники».

- Рассматривание фотоальбомов «Моя семья», «Это я»,

- «Семейные увлечения», «Мы на даче»

- Познавательно-речевое занятие «Я и мое имя»

- Беседа на тему: «Традиции нашей семьи»

- Просмотр мультфильмов, познавательных видео о семье, быте наших предков

- Прослушивание песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

- Составление творческих рассказов на тему «Выходной день в моей семье», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».

- Чтение художественных произведений

- Заучивание пословиц и поговорок о семье.

- Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».

- Рисование: «Любимой мамочке цветочек на моей ладошке», «Моя семья»

- Лепка «Цветок для мамы», «Чайный сервиз»

- изготовление плаката «Семейные ценности»

- Конструирование «Мой дом моя крепость».

- Физкультминутки

- Подвижные игры «Гуси-гуси», «Горелки», «Карусель»

- составление родового древа семьи

Сотрудничество с родителями:

- Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании

ребенка», «Семейные традиции»

- Анкетирование «Семейные традиции»

- Обмен опытом «Традиционное блюдо моей семьи»

Третий этап – заключительный.

Модель трех вопросов.

Что мы знаем ?

Что мы хотим узнать?

Где нам найти ответы ?

Семья – это мама, папа и я

Кто еще относится к моей семье?

 Полина – спросить маму

Наши бабушки и дедушки жили не так как мы

Как был устроен быт наших предков?

Максим – посмотреть познавательное видео

Каждый год мы с семьей отмечаем дни рождения, новый год, масленицу

Какие еще бывают семейные традиции?

Катя – спросить у родителей

Перспективный план работы над проектом

Формы работы

Тема

Беседы

«Традиции нашей семьи»

Занятия

«Моя семья – это радость»

 «Я и мое имя»

Составление творческих рассказов на тему «Выходной день в моей семье», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».

Художественная

литература

 Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик —семицветик», «Дедушка и внучка», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». В. С. Михалков «А что у вас?», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», «Печенье», Л.Толстой «Косточка», чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди»,

Продуктивная деятельность

Рисование: «Любимой мамочке цветочек на моей ладошке», «Моя семья»

Лепка «Цветок для мамы», «Чайный сервиз»

Изготовление плаката «Семейные ценности»

Проблемные ситуации

«Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка».

Конструирование

«Мой дом моя крепость».

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин», «Больница», «Праздник в доме», «Дочки — матери», «Семья», «День рожденья»

Дидактические игры

«Моя квартира», «Кому, что нужно для работы», «Разные профессии».

Игры – драматизации

«Пришли гости», «Красная шапочка», «Петушок и бобовое зернышко»

Строительные игры

«Мебель для дома».

Просмотр презентаций, мультфильмов

«Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», «Кукушка», «Снегурочка», «Морозко», познавательное видео «Русская изба»

Рассматривание фотоальбомов

 «Моя семья», «Это я», «Семейные увлечения», «Мы на даче»

Работа с родителями

Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка», «Семейные традиции»

Памятка "Основные традиции семьи"

Анкетирование «Семейные традиции»

Обмен опытом «Традиционное блюдо моей семьи»

Результаты проекта:

  • Дети имеют представление о семейных традициях, бережном отношение к ним;
  • Проявляют нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
  • Осознают ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;
  • Проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • Умеют слушать и уважать мнения других людей;
  • Проявляют любознательность   и   интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.

Использованная литература:

1.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

2.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021

3.  Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А.Д., Утёмов В.В.2016

 Интернет- ресурсы:

4. https://multi-mama.ru/zagadki-pro-semyu/
5. 
https://blog.dohcolonoc.ru/avtory/lena-kaplina-57-mail-ru.html

6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/beseda_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_chto_takoe_rodoslovnoe_drevo

7.https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/17/rol_semi_v_vospitanii_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx

8. https://multiurok.ru/files/pamiatka-dlia-roditelei-formirovanie-semeinykh-tse.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста направленный на развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма у детей и родителей в рамках празднования "23 февраля - День защитника Отечества"

Представляю Вашему вниманию краткосрочный проект, расчитанный на проведение мероприятий в течение месяца февраля в группе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект реализуется в три этапа. Включа...

"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."

Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности  «Сундучок семейных ценностей»...

Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»

     Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста.  Пособие ...