Программа профессионального саморазвития педагога.
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является - сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2022г. |
| «Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад № 23» ________________/Лобанова М.А./ |
Программа
профессионального саморазвития педагога.
Сроки реализация программы: 2022 -2023, 2023-2024,2024-2025 учебный год.
Составлена воспитателем
МБДОУ «Детский сад № 23»
Костюченко Юлией Николаевной
г. Дзержинск 2022 г.
Тема профессионального саморазвития педагога: "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольника.»
Сведения об образовании: среднее-специальное. Дзержинский педагогический колледж.Должность: воспитатель Категория: высшая. Педагогический стаж: - 21 год Стаж работы в МБДОУ – 8 лет. |
Пояснительная записка.
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром.
Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания.
С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является - сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Данная проблема позволила определить тему профессионального развития и самообразования – «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
Цели самообразования
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Помогать детям в освоении духовно-нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- совместная деятельность с родителями воспитанников.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы разработки:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Разработать систему использования игр, конспектов мероприятий с дидактическими играми по развитию навыков здорового образа жизни.
- Провести анализ эффективности проделанной работы.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и района;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
Срок реализации: 3 года.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.
5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
Ожидаемые результаты самообразования:
1. Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственноевоспитание детей посредством сказки».
2. Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
3. Усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
4. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
5. Осознание базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм.
6. Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.
7. Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
8. Понимание эмоционального состояния окружающих.
9. Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте. Отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
10. Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Практический выход: коллекция игр , театрализованные постановки , наглядная информация для родителей.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме ,спектакль,поставленнй силами родителей и детей.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический |
| Начало года. Сентябрь. |
II. Прогностический |
| Сентябрь – октябрь. |
III. Практический |
| Конец октября - март |
IV. Обобщающий |
| Апрель – май |
V. Внедренческий |
| В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Исходя из основной общеобразовательной проблемы ДОУ, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные разделы работы по самообразованию:
2022 – 2023 г.г.
Название мероприятий | Сроки реализации | Практический выход. |
| Сентябрь | Повышение собственных знаний по теме проекта. |
Родительское собрание по теме «Сказка в жизни вашего ребенка» Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников. | Октябрь | Повышение педагогической компетенции родителей по теме . Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»; Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям». |
Сбор информации для составления картотеки бесед и игр по теме | В течение года | Создание картотеки дидактических игр. |
Подготовка перечня детской литературы . Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Создание картотеки сказок для работы с детьми. | Ноябрь | Буклеты «Почитайте детям ». Прослушивание звукозаписей детских сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой" |
Пополнение предметно-развивающей среды дидактическим материалом, играми . Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками. | Декабрь | Изготовление дидактических игр, лэпбуков по теме . Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки" Привлечь родителей пополнить библиотеку, «Новыми книгами, дисками». |
Оформление информации для родителей .Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка» Применять цитаты из сказок в режимных моментах. | Январь | Информация в уголке для родителей. Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба». Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей». |
Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу» Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» | Февраль | Повышение уровня знаний родителей по проблеме. Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки) «Парные картинки». Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра |
| Март | Оформление стен газеты «». |
Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». | Апрель | Рекомендации по чтению художественной литературы перед сном. Индивидуальные и подгрупповые консультации Рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/И «Назови меня» Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных». |
Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Самоанализ плана по самообразованию. | Май | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Подготовка обобщенных материалов, планирование работы на перспективу. Обыгрывание сказки «Как ежик счастье искал» Презентация: «Какая прелесть эти сказки» |
2023 – 2024 г.г.
Название мероприятий | Сроки реализации | Практический выход. |
| Сентябрь | Повышение собственных знаний по теме. Наблюдение Анализ изученной педагогической, психологической и методической литературы Постановка целей и задач по данной теме. Составление и подбор конспектов ОД; развлечений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами. |
Родительское собрание «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». . Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные и авторские сказки. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания» | Октябрь | Повышение педагогической компетенции родителей по теме . Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Пополнение картотеки бесед и игр . | В течение года | Пополнение картотеки дидактических игр. |
Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Изучение темы: «Особенности чтения сказок о животных». | Ноябрь | Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». Дидактическая игра: «Угадай сказку». Консультация: «Особенности чтения сказок о животных». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю». Выставка детских работ «Моя мама самая красивая». |
Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. | Декабрь | Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок? Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр». Родительское собрание: проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга». Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки». |
Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».Беседа индивидуальная с родителями ребенка о пользе домашнего чтения. | Январь | Информация в уголке для родителей. Чтение детям сказки: «Три медведя». Прослушивание аудиозаписи сказки. Консультация для родителей: «Почитай мне сказку». Беседа индивидуальная «Как подружить ребенка с книгой» |
Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». | Февраль | Повышение уровня знаний родителей . Обустроить уголок ряженья. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».Открытое занятие по теме: «В гостях у сказки».Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят», к (празднику 23 февраля). |
Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». Диагностика | Март | Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Придумывание «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми. Выставка детских работ по изобразительной деятельности . |
Изучение темы: «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». | Апрель | Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок. Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок. |
Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Май | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Подготовка обобщенных материалов, планирование работы на перспективу. Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. Презентация: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
2024 – 2025 г.г.
Название мероприятий | Сроки реализации | Практический выход. |
| Сентябрь | Повышение собственных знаний по теме проекта. |
Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. | Октябрь | Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой». «Знакомство со сказкой» Беседа «Нравятся ли вам сказки? Почему?» Выяснить отношение детей к литературному жанру «Сказка». Как узнать сказку? Познакомить детей с признаками, по которым мы узнаем сказку. «Народные сказки». Беседа «Почему сказки назвали народными?». Вызвать интерес к народному творчеству, познакомить с богатством народной культуры. |
Сбор информации для составления картотеки бесед и игр по теме | В течение года | Создание картотеки дидактических игр. |
Формировать умение передавать содержание от лица сказочного героя. | Ноябрь | «Русские народные сказки». Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи». Консультация для родителей, «Какие русские народные сказки читать детям?» |
Рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам в оформлении разных художников. Развивать умение замечать характерные особенности и детали изображения персонажей в книжных иллюстрациях. | Декабрь | 1. «Мы весёлые артисты». Драматизация сказок «Репка», «Теремок». Развивать дружелюбие, трудолюбие. Формировать навыки совместной работы. 2. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» - развитие послушания старшим. 3. Поможем дедушке и бабушке. Лепка Снегурочки. Слушание записи сказки «Снегурочка». Понимать смысл, сопереживать героям. |
Оформление информации для родителей «».Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка» Применять цитаты из сказок в режимных моментах. | Январь | Информация в уголке для родителей. Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба». Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей». |
Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу» Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» | Февраль | Повышение уровня знаний родителей по проблеме. Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки) «Парные картинки». Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра |
| Март | Оформление стен газеты «». |
Привлечение родителей к участию в проекте «Дети и театр». Проект « Дети и театр.». | Апрель |
Рекомендации по чтению художественной литературы перед сном. Индивидуальные и подгрупповые консультации Рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/И «Назови меня» Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных». |
Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Самоанализ плана по самообразованию. | Май | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Подготовка обобщенных материалов, планирование работы на перспективу. Обыгрывание сказки «Как ежик счастье искал» Презентация: «Какая прелесть эти сказки» |
Список литературы:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
6. Добрые досуги по произведениям детских писателей. Белоусова Л.Е., СПБ, Детство-Пресс,
2003
7. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В. М. Мозаика-
Синтез,2010 г
8. Хрестоматия для дошкольников от 4 до 7 лет. Планета Детства, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-85755-1352795222.jpg)
Программа профессионального саморазвития педагога : «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год
План-программа на 2014-2015 учебный год...
План – программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Реализация системы мероприятий, направленное на оздоровление и физическое развитие детей»
Цель: Повысить собственную профессиональную квалификацию по внедрению современных здоровьесберегающих технологий....
Программа профессионального саморазвития педагога: воспитатель старшей группы
Программа профессионального саморазвития педагога: воспитатель старшей группы ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1185113-1573101055.jpg)
Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога
Профессиональное саморазвитие педагога необходимо для успешной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога стимулирует рост профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие твор...
Программа профессионального саморазвития педагога: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет»
Программа саморазвития направленная на повышение профессиональной компетенции по использованию разнообразных техник нетрадиционного рисования; профессионального мастерства; повышение собственного обще...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-879550-1485010420.jpg)
Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2018-2019 учебный год.
Тема«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-879550-1485010420.jpg)
Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.
Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...