Формирование речи детей в игровой деятельности
учебно-методический материал (средняя группа)

Мария Борисовна Петрова

   Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды,  побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь), эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЭАТО г. Североморск «Детский сад № 41

План самообразования

Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"

воспитателя Петровой Марии Борисовны

Содержание:

1. Актуальность.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Предполагаемый результат.

5. План работы на учебный год.

6. Выход темы.

7. Список литературы.


1. Актуальность

Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.                                                                                                                                                   В игре раскрывается перед детьми мир и раскрываются  творческие  способности личности.

                                                                                                                                        В. А. Сухомлинский

   Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды,  побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь), эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к игровой, сюжетно-ролевой, дидактической  игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие речи, через игровую деятельность,  а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.

2. Цель: формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.

3. Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

1. Расширять и обогащать речевой опыт ребенка.

2. Развитие связной речи.

3. Воспитывать активность детей в игровой деятельности.

4. Предполагаемый результат: расширить словарный запас детей, они научатся использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создать систему  совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает  творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому.

5. План работы на учебный год

Темы к изучению

Сроки

Формы изучения

Способ демонстрации

Подбор литературы

Сентябрь

Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете

-Конспекты, выдержки из используемой литературы по разделам

Формирование словарного запаса детей в процессе изучения окружающей действительности

Октябрь

Исследование пассивного словаря с использованием предметных и сюжетных картин.

Исследование активного словаря с использованием дидактических игр и упражнений. Запас слов в активном словаре ребенка (существительные, глаголы, прилагательные)

-Беседы с детьми по лексическим темам

-Диагностика

-Консультация для родителей « Развитие связной речи детей дома»

-Консультация для воспитателей

 « Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста»

Изучение методик проведения дидактических игр и упражнений на формирование словаря

Ноябрь

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации.

Игры и упражнения на развитие речи

-Картотека дидактических игр.

-Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр

 ( «Поликлиника», «Семья», «Театр», «Магазин», «Салон красоты», «Детский сад» и мн. др.).

Анализ влияния различных игр и упражнений на речь детей

Работа по составлению рассказов по сюжетным

картинам.

Ноябрь, декабрь

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

-Картотека бесед по лексическим темам.

-Сюжетная картинка сказки,  « Колобок»

-Наглядно-дидактические пособия « Три медведя», «Теремок»,

-Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»

Формирование словаря детей с применением словесных дидактических игр

Январь, февраль

Применение потешки в режимных моментах

Использование хороводных игр. Работа с загадками

-Картотека потешек.

-Картотека загадок.

-Консультация для  воспитателей Тема:

« Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества»

-Консультаций для родителей. Тема: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии:

Март, апрель

Театральная деятельность в детском саду

Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми.

-Картотека театральных игр.

-Настольно- печатные игры по русским народным сказкам. -Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

-книжка передвижки. Тема: «Связная речь для детей 4-5 лет».

-Открытое занятие по развитию речи в средней группе

Развитие связной речи детей в активной игровой деятельности.

Май

Наблюдение в течение года за активностью детей в играх.

 Выяснить, как в игре происходит поиск предметов - заместителей и символическое изображение предметных действий, как дети передают характер отношений между людьми, формы и типы их общения.

-Беседы с детьми по лексическим темам.

-Создание картотеки игровых ситуаций.

-Диагностика

6. Выход темы:

- изучение литературы по теме;

- посещение открытых занятий у воспитателей своего ДОУ

- консультации для родителей и воспитателей,

- конспекты бесед с детьми по лексическим темам,

- диагностика развития связной речи.

- папка- передвижки. Тема: «Связная речь для детей 4-5 лет».

- открытое занятие по развитию речи в средней группе

7. Литература:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014

8. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

9. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014.

10. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год.

11. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год

12. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Консультация для педагогов по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»

Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему п...

Самообразование Тема « Формирование речи детей в игровой деятельности »

laquo;Формирование речи детей в игровой деятельности»Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.В игре раскрывается перед детьми мир и раскрываются  творческие ...

План самообразования Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"

Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений....

Формирование речи детей в игровой деятельности

Цель: формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:1. Расширять и ...