Доклад "Использование интеграции на музыкальных занятиях"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Афонченкова Светлана Петровна

Восприятие музыки представляет для дошкольника большую трудность, чем восприятие других видов искусств.  Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_na_muz_zanyatiyah.docx25.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование интеграции на музыкальных занятиях

        Дошкольник предрасположен к восприятию произведений различных видов искусства. Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность, чем восприятие других видов искусств. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника.

        Музыкальный образ достаточно абстрактен и предполагает множественность композиторских, исполнительских и слушательских трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути.

        Другое отличие музыкального образа – его динамичный характер. Музыкальный образ разворачивается во времени, раскрывая свои свойства в развитии.

        Эти особенности музыкального образа делают его сложным для ребенка, который оперирует главным образом представлениями о конкретных предметах и явлениях. Поэтому все мы должны помочь детям войти в мир музыки, понять ее содержание и овладеть сложным музыкальным языком.

        Программ О.Радыновой «Музыкальные шедевры» предлагает в разделе «Слушание» такие программные произведения как «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д.Кабалевского, «Вечерняя сказка» А.Хачатуряна, «Нянина сказка» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига, «Колдун» Г.Свиридова, «Лебедь» К.Сен –Санса. Слушая эти произведения дети ярче представляют себе тот или иной образ.

        Большую помощь в овладении детьми музыкальных произведений оказывает использование на занятиях по слушанию музыки произведений других, более доступных ребенку видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы. Например, прослушав произведение П.Чайковского «Нянина сказка», я показываю детям репродукцию И.Васнецова «Иван Царевич на сером волке», или , прослушав пьесу С.Майкапара «Осенью» и уже музыкальное произведение воспринимается точнее, образы возникают яркие и осознанные.

        Влияние других видов искусств на развитие музыкального восприятия и художественной культуры ребенка подчеркивали такие ведущие музыканты и педагоги-просветители, как Б.Л.Яворский и Д.Б.Кабалевский. Так, Б.Л.Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие музыки, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребенка.

        Д.Б.Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусств, учить «видеть» музыку и «слышать» живопись. Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребенка. Выбор именно этих видов искусств не является случайным. Как отмечает Б.М.Неменский – «все сложные искусства, например, драматический и музыкальный театры, кино в основе своей строятся на слиянии разных элементов трех основных искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства. Эти три искусства, как три основных цвета, являются основой для создания всего многообразия спектра искусства».

        Синтез различных видов искусств и интеграция художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами. Прослушав музыкальное произведение, рассмотрев картину и прочитав стихотворение объединенные одной темой, дети начинают различать как композитор, художник и поэт, каждый по своему передает тот или иной образ. Например, пьеса «Песня жаворонка» П.Чайковского, картина И.Левитана «Голубая вода» стихотворение «Ласточка примчалась» А.Майкова, эти произведения пронизаны прозрачной дымкой, радостным пробуждением природы. Неслучайно и ученые и практики обратились к использованию в работе с детьми синтеза искусств. Одним из эффективных путей формирования культуры ребенка, ознакомления его с культурными ценностями, которые воплотились в различных видах искусства, являются интегрированные занятия.

        Интеграция разных видов искусств обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувстви и передачи образов воспринятого или созданного воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой). Например, слушая цикл произведений «Карнавал животных»  К.Сен-Санса дети ярко представляют изображенных животных и по-своему передают характер и повадки в танцевальных имповизациях. А услышав отрывки из балета «Спящая красавица» П.Чайковского уже в театральной постановке изображают шаловливую Красную Шапочку и энергичного Серого Волка.

        Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие следующих трех элементов:

1. Восприятие музыки происходит как диалог с композитором, переживание определенного эмоционального и эстетического состояния. А.Л.Лядов и П.И.Чайковский посвятили пьесы отрицательному сказочному персонажу Кикиморе и Бабе Яге. Но у А.Лядова Кикимора одинокая и тоскующая, а у П.Чайковского Баба Яга – стремительная, яростная. Пьесы воспринимаются по разному и поэтому расширяют границы эмоциональных переживаний.

2. осознание своих эмоций, связанных с музыкой означает развитие музыкального вкуса и эстетического сознания.

3. Воплощение эстетических чувств, переживаний и фантазий в творческой деятельности является обязательным для дошкольника как целостной натуры.

        Ребенок мобилизует свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство и испытывает потребность воплотить свое воображение в объективную форму. Так, прослушав на музыкальном занятии пьесу «Сани с колокольчиками» А.Агафонникова в групповой комнате дети, под руководством воспитателя, создали коллективную картину. Каждый ребенок внес посильную лепту в ее создании.

        Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его критерии, оценки, тем выразительнее его творчество. Они дают ряд примеров интересных цвето-звуковых соощущений у детей. Так, они с восхищением слушали сказочно-таинственную тему Звездочета из оперы «Золотой Петушок» Н.Римского-Корсакова. Мерцающее звучание арфы и колокольчиков вызвало у детей образные ассоциации. «Как будто звездочки зажигаются». Эти звездочки появились в рисунках многих детей, а Таня М. «зажигала» звездочки вместе с этой темой, специально дожидаясь звучания соответствующего фрагмента.

        Цель любого интегрированного занятия – дать детям представления о специфике различных видов искусств (музыка, живопись, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможность своим оригинальным языком передать свои мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Поэтому на интегрированных занятиях я продуманно объединяю все виды художественной деятельности, чередую их, нахожу черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Ведь связь между слуховым и зрительнымосприятием уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у маленького слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского, «Утро» Э.Грига,  «Лунный свет» К.Дебюсси). В живописи определены сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущения звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И.Левитан «Тишина»). Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Тему интегрированного занятия часто беру из жизни, заимствую у сказки, связываю с определенным сюжетом и, наконец, темой беру искуство. Это многообразие тем обогащает содержание интегрированных занятий. Например, тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, это «Времена года», «Сказочные персонажи», помогают проследить как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить как показан образ ранней весны, просыпающейся природы – бурной, расцветающей и отмечать при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова). Например, при знакомстве с музыкальным фрагментом «Царевна Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» детям был задан вопрос: «Как вы считаете, мелодия здесь опускается вниз или поднимается вверх, а, может быть, кружится на одном месте?» Дети ответили:: «И вверх и вниз – она певучая» (Данил К.); «И вверх и вниз летает» (Аня П.). Когда детей спросили, на что это похоже, они ответили: «На волны, на взмахи крыльев». То, как они услышали музыку, определило и характер их рисунков. В них были волнообразные линии, плавные штрихи. Сережа Ч. сказал о музыке, что она «летучая», и свою лебедь нарисовал летящей.

        Важным для себя считаю то, чтобы смена художественной деятельности не носило формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединяю одной задачей – передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихотворениях. Например, «Торжественное настроение» (от радости до скорби), «Радостное настроение» ( от светлого, нежного до восторженного или торжественного). Эти оттенки настроений прослеживаются на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях: сочинить песенку (приветливую, нежную или веселую, радостную), выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки в которых были видны эти настроения. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы «На тройке» П.Чайковского из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз – Красный нос», «Не ветер бушует над бором..» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, я обращаю вниманию детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.

        На занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», мы с детьми не только проследили как по рзному или похоже передается один и тот же образ в разных видов искусств, но и сравним несколько музыкальных произведений написанных на одну тему: это пьесы «Баба Яга» П.Чайковского из «Детского альбома», «баба Яга» М.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки», симфоническая миниатюра «Баба Яга « А.Лядова, пьеса «Шествие гномов» Э.Грига. Так. После знакомства со сказочным балетом «Щелкунчик» П.Чайковского, дети прекрасно прочувствовали настроение в музыке и передали ее в своих рисунках. Слушая праздничную музыку бала в доме Мари и Фрица, дети выбирают самые яркие краски и цветовые сочетания. Слушая музыку битвы с мышами и резко контрастного ей по настроению фрагмента превращения Щелкунчика в сказочного Принца, дети используют контраст колорита: черно-серые тона и тревожно-красные цвета в сцене битвы и нежные светлые тона, передающие волшебное превращение Щелкунчика. Алена К. и Настя Х. тонко прочувствовали фрагмент «Вальса цветов». В их движениях было много пластики, легкости.

        Прежде чем провести интегрированное занятие я осуществляю межпредметную связь, т.е. заданная тема изучается в одни и те же дни на музыкальных и других художественно-эстетических занятиях. Это позволяет объединит мастерство двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя. Например, прекрасная тема «Вышивание». Дети в группе вышивают платочек, на занятии по ИЗО учатся выводить узоры. На занятиях по хореографии дети ведут плавное непрерывное движение схожее с рисунком и вышивкой. Такая межпредметная связь повышает познавательную и творческую активность детей. Составляя циклы занятий я хорошо продумываю. С какого занятия лучше начать  тот или иной цикл. Например, перед ознакомлением детей с жанрами музыкального искусства (в частности – опера) начинаю с прочтения литературного произведения легшего в основу оперы, а затем перехожу к знакомству с музыкальным произведением и историей его создания. Так было проведено интегрированное занятие по сказке «Сказка о царе Салтане». Вначале была прочитана сказка А.Пушкина, затем я подобрала музыкальные фрагменты, доступные для восприятия ребенком и ярко раскрывающие сюжетную линию и художественный образ, также была показана репродукция картины М.Врубеля «Царевна Лебедь». Итогом занятия явилось воплощение детьми своего эмоционального состояния в изобразительной деятельности. До показа картины М.Врубеля дети изображали Лебедь в образе птицы, но после прослушивания это была прекрасная царевна. Цветовое решение второго рисунка было выдержано в серо-голубых и зеленовато-бирюзовых тонах.

        В основу интегрированных занятий я беру не только синтез искусств художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной, двигательной.

        Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд, сочинение песенок, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.

        Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича в подготовительной группе

Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича в подготовительной группе.Цель - комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей ...

Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича

Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей...

Использование интеграции на музыкальных занятиях

Интеграция разных видов искусств обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными орган...

Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии

Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры"....

Различные виды детской деятельности и их интеграция на музыкальных занятиях в ДОУ.

Восприятие художественной литературы и фольклора  - один из видов детской деятельности  обеспечивающий развитие во всех образовательных областях.Задачи: - развивать речевое творчество...

Технологическая карта музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в цирк. Развитие ритмического и динамического слуха на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности», составил музыкальный руководитель Наприенко Е.В.

За Цель: развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:Слу...

Доклад "Использование интеграции на музыкальных занятиях"

Восприятие музыки представляет для дошкольника большую трудность, чем восприятие других видов искусств.  Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного обра...