Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петченина Марина Ивановна

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

 «ШКОЛА № 953»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 1

Юридический адрес: Шенкурский проезд, д.15, Москва, 127349, телефон: (499) 909 18 00, факс (499) 909 18 00, эл.почта: 953@edu.mos.ru

Фактический адрес: Шенкурский проезд, д.13, Москва, 127349, телефон: (499) 909-06-88, эл.почта: 953@edu.mos.ru

ОКПО 42016311, ОГРН 1157746163024, ИНН/КПП 7715422010/771501001

Москва, 2023

Подготовила: воспитатель 1 категории

Петченина Марина Ивановна

Педсовет

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Слайд 2

В.В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Д.С. Лихачёв высказал свое мнение «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Слайд 3

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.

  В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

                                                                                         

Слайд 4

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, поэтому  необходимо воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях.  Нравственно-патриотическое воспитание современных дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

 

Слайд 5

Цели по нравственно-патриотическому воспитанию:

создание условий для:

  • воспитания гражданина и патриота своей страны,
  • формирования нравственных ценностей.  
  • становления основ патриотического сознания детей,
  • возможности позитивной социализации ребенка,
  • его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
  • развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Слайд 6

Задачи нравственно-патриотического воспитания

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- привитие заботливого отношения к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;

- формирование желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города;

- воспитание уважения к труду разных профессий;

- развитие интереса к традициям родного края;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство с символикой российского государства (герб, флаг, гимн), ее значением для народов и страны в целом;

- формирование элементарных представлений о правах человека;

- воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям и культуре.

 - развитие чувства гордости за достижения родины

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. 

Слайд 7

Формы нравственно-патриотического воспитания

В работе с детьми используются разнообразные формы с учётом возраста детей, а именно:

- чтение сказок, былин, рассказов;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- игры, КВН;

- экскурсии и целевые прогулки, сопровождающиеся рассказом воспитателя;

- рассматривание с детьми фотографий, наблюдение за изменениями в облике родного города;

-  показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей, например, Гимна страны, патриотических песен о Родине, родном городе);

- знакомство с трудом людей в детском саду и в городе через показ иллюстраций, мультфильмов, слайдов;

- тематические патриотические развлечения;

- проектная деятельность;

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;

- участие в посильном общественно-полезном труде; совместный труд на участке детского сада;

- творческие выставки;

- конкурс чтецов; -

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- знакомство с фольклорными произведениями через заучивание пословиц, поговорок, потешек, ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством через рассматривание росписи, народных игрушек, вышивки.

Слайд 8

Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Учитывая то, что весь материал детям необходимо давать с учетом принципа от простого к сложному, предлагаю вашему вниманию последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, которая определена 5 основными блоками. Это такие темы как:

 «Семья», «Детский сад», «Родная улица», «Родной город», «Страна, столица, символика».

Система работы включает еще несколько основных направлений: - экологическое; - эстетическое; - историко-краеведческое; - культурное; - физическое; - трудовое.

Мы с вами знаем, что важным фактором в экологическом воспитании является природа, поэтому мы учим детей заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, ее традициями, достопримечательностями, великими людьми. Культурное направление заключается в знакомстве детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями русского народа.

Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни.

Трудовое воспитание – направлено на формирование положительного отношение к трудовой деятельности.

Слайд 9

тема «Семья»

Эта тема является одной из самых близких, простых и доступных, так как мир ребенка начинается с его семьи. В рамках этой темы можно провести беседы с детьми о семейных традициях и праздниках, правах и обязанностях всех членов семьи; обсудить с ребятами различные ситуации из жизни семьи, закрепить понятия: «родня», «состав семьи». Можно организовать выставку детского творчества: «Мой дом», «Моя семья», оформить стенгазету «Моя счастливая семья», которая позволила бы побольше узнать о том, как проходят праздники, выходные в семьях, чем увлекаются члены семьи, какие традиции соблюдают и передают из поколения в поколение. В старшем дошкольном возрасте можно оформить родовое дерево семьи. В результате проведенной работы у дошкольников сложится «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Тема «Детский сад»

Изучая тему «Детский сад» можно организовать экскурсии по ДОУ, познакомить с трудом работников, а на основе полученных впечатлений провести с ребятами беседы о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Можно вести в группе летопись, куда собирать фотоматериал, а также записывать интересные высказывания детей, начиная с первого дня пребывания в детском саду и до выпуска. Такая летопись поможет увидеть, как растут и меняются дети, а общие просмотры сплачивают и объединяют детей и взрослых. Любовь к Родине — это еще и любовь к природе родного края. Детский сад занимает важное место в воспитании чуткости, отзывчивости к родной природе. Воспитывая любовь к родному краю, необходимо приучать детей беречь природу, охранять ее. С этой целью организуются наблюдения и трудовая деятельность на территории детского сада.

Слайд 10

Тема «Родная улица»»

При изучении темы «Родная улица» с детьми можно организовать целевую прогулку, сделать для детей подборку игровой деятельности; оформить дорожно-транспортный уголок. Совместно с родителями с детьми старшего дошкольного возраста можно составить дорожную карту – план безопасного передвижения от дома к детскому саду, обозначая при помощи взрослых на рисунке, названия улиц, места перехода через дорогу. Данная форма работы поможет закрепить с детьми домашний адрес, адрес детского сада, правила безопасного поведения на улице. Также совместно с родителями можно провести исследовательскую деятельность, узнав «Чье имя носит улица?». В ходе исследования дети узнают о героях, в честь которых названы улицы родного города, в какое время жили эти герои, чем прославили себя и Отчизну.

Тема «Родной город»

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения. С этой целью можно провести: виртуальные экскурсии по городу (по фотографиям, иллюстрациям, слайдам), организовать просмотр презентации «Мой родной город», познакомиться с достопримечательностями, памятными местами родного города. Также можно организовать с детьми маршрут выходного дня, предложить родителям посетить с ребятами знаменитые места родного города. С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать работу с планом города, в ходе которой дети будут расставлять условные обозначения известных мест города на карте, закрепляя их название и местонахождение.  Можно организовать и провести конкурс чтецов «Славим любимый город», выставку детского творчества «Горжусь тобой, мой город родной». 

Слайд 11

Тема «Страна, столица, символика»

 Особенно сложна для восприятия детей тема «Страна, столица, символика». В рамках данной темы дети закрепляют название своей страны и ее столицы, государственную символику России. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся мероприятия, посвященные Дню Неизвестного солдата, Дню героев Отечества, Дню Конституции Российской Федерации, а также праздничные массовые мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств у дошкольников: День России, День Защитника Отечества, День Победы. Целью данных мероприятий является воспитание чувства уважения к российской армии, любви к Родине. Также в ДОУ можно провести акции: «Окна России», «Окна Победы», «Зажги свечу памяти», «Кто подарил нам этот мир?».

Слайд 12

Взаимодействие с родителями

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Создание атмосферы сотрудничества с родителями воспитанников по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников осуществляется в следующих формах:

- Информационно-аналитические формы организации общения.

- Наглядно-информационные формы организации общения педагогов с родителями.

- Познавательные формы организации общения.

- Досуговые формы организации общения.

Слайд 13

Информационно-аналитические формы организации общения

- Составление социального паспорта семьи.

- Изучение показателей удовлетворённости родителей работой ДОУ.

- Анкетирование с целью выяснения уровня образованности родителей, их жизненных интересов, степени значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка («Я и мой ребенок», «Духовные традиции семьи», «Досуг ребенка в семье», «Что такое Родина», «Мы – граждане России», «Увлечения Вашей семьи»).

- Опрос с целью изучения проблем семьи по гражданско-патриотическому воспитанию ребёнка.

- Обобщение передового семейного опыта.

- «Почтовый ящик».

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов с родителями

Информационно-ознакомительные:

- Круглый стол «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в семье».

- Создание совместно с родителями предметно-развивающего образовательного пространства (детская библиотека, патриотический уголок и др.).

- День открытых дверей.

- НОД с участием родителей.

- Выпуск памяток: «Учите, играя».

Информационно-просветительские:

- Выпуск стенгазеты.

- Выставка методической литературы по проблеме «Гражданско-патриотическое воспитание детей в детском саду и семье».

- Составление списка произведений художественной литературы, рекомендуемых родителям для домашнего чтения.

- Информационный стенд: «Помоги своему ребёнку».

- Просмотр родителями видеоматериала о работе воспитателей с детьми по патриотическому воспитанию (КВН, театрализованные представления, викторины и др.).

- Оформление тематических папок-передвижек.

- Оформление фотовыставок: «Мой любимый город», «Самое красивые места в нашем городе», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду».

Слайд 14

Досуговые формы организации общения

Общесадовские традиции: «Приглашаем гостей», «День рождения детского сада».

- Праздники, развлечения, литературные вечера.

- Заседание семейного клуба.

- Знакомство с творчеством русских художников и композиторов.

- Участие родителей в выставках поделок, рисунков, как символ единения семьи.

Познавательные формы организации общения

- Дни открытых дверей.

- Традиционные и нетрадиционные родительские собрания.

- Экскурсии (в музей, библиотеку).

- Мастер-классы.

- Консультации.

- Почтовый ящик «Спрашивайте – отвечаем».

- Участие родителей в НОД.

- Практические занятия.

- Семинары.

- Реализация проектов («Россия – Родина моя!», «9 Мая – день Победы», «Слава армии России!» и др.).

Если мы с вами будем использовать во взаимодействии с родителями все эти формы, то сможем с лёгкостью воспитать маленького патриота своей страны, своей малой Родины, своего города!

Слайд 15

Методическая литература, позволяющая организовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию.

Слайд 16, 17

Фотоотчет

Слайд 18

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать  у детей та...

Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

laquo;Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...

консультация на тему "Организация работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях в ДОУ"

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее важных.Дети, начиная с  дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний  о родном го...