СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (младшая группа)

Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и формировании экономических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Алиева Иани Магомедовна.

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Особое место при формировании экономических основ у дошкольников отдается сказке. Погружение в волшебную атмосферу сказки способствует освоению новых знаний и умений в непринуждённой форме. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности. Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, воспитатель должен поставить перед собой:

Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и формировании экономических представлений.

Можно выделить следующие категории сказок:

  1. Сказки, раскрывающие потребности в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Петушку, подавившемуся бобовым зернышком, требуется масло, чтобы извлечь из горлышка зерно. Главная героиня – курочка, имея доброе сердце, протягивает руку помощи своему собрату. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке.
Эта сказка идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление.

Получается, что данная сказка еще с самого детства приучает нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение, мы должны отдать что-либо взамен.

Сказка «О рыбаке и рыбке» -

Показывает, как вредная, сварливая старуха хотела обрести все блага, не прилагая никаких усилий, но в результате осталась ни с чем из-за своей неблагодарности и жадности.

  1. Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство

Сказка «Лисичка со скалочкой»наглядно показывает, как хитрая лиса выгодно для себя обменивала курочку на уточку, уточку на гуся. Но в результате ее обман был раскрыт, она наказана (осталась без хвоста)

  1. Сказки, знакомящие с понятием «реклама»

Одна из сказок, которая относится к этой категории -

«Как мужик корову продавал». Цель сказки раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре целью его продажи. Старик не мог продать свою корову, потому что говорил всем, что она старая и мало дает молока. А паренек был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

4. Сказки, отражающие труд людей.

К этой категории относятся сказки: «Терем – теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Хаврошечка», «Федорино горе». В процессе, работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Идея экономического воспитания такова, что труд украшает человека, что в итоге делает его счастливым и богатым.

  1. Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство.

Это такие сказки, как: «Муха - Цокотуха», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», «Золотая антилопа», Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость, представление о рациональной трате денег при совершении покупок, развивают умение рассчитывать, предвидеть выгоду.

Сказки помогают ребенку, совместно со взрослыми увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины!

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

А сейчас я предлагаю ответить на вопросы по сказкам:

1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).

4.Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

5. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

6.Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

7. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)

8. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его братьям? (Три поросенка).

9. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

10. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).

11. Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой).

12. Герой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах).

13. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»

Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...

Сказка, как средство экономического воспитания дошкольников.

Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учит...