Духовно- нравственное воспитание.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зинченко Елена Алексеевна

Конспекты:

  • "Знаменитые люди Смоленщины".
  • "Богатыри- славные защитники Земли русской"
  •  "Масленица широкая"
  •  "Пасха"
  •  "Смоленская изба"
  •   "Сороки"
  • "Масленица идет, блин да мед несет"
  • "Путешествие в страну Толерантность"

Консультации для родителей:

  • "Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение для старшего дошкольного возраста

«Масленица идет, блин да мед несет»

Цель: создание атмосферы веселья, дружеского состязания и удовольствия.

Задачи:

 -  Прививать любовь и уважение к народным традициям.      

 -  Обогащать духовный мир детей.

 -  Активизировать словарь детей.

 -  Вызывать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.

 -  Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.

 -  Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Ведущий: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Собрались мы сегодня праздник Масленицу вспомнить. Масленицу мы встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем! Масленица – это праздник перехода от зимы к лету, теплу, солнцу. Его празднуют весело, разгульно. В народе масленицу называли «веселой», «разгульной», «широкой», «обжорной».

А что мы, знаете о Масленице?

Дети читают стихи по парам (мальчик и девочка)

1 пара детей

1. Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда собою!

2 пара детей

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.

3 пара

Радостно ликует,
Празднует народ,
Отмечает солнца,
К лету поворот.

Ведущий: Долго длилась зимушка-зима. Целых 3 месяца! Назовите зимние месяцы. (Дети называют зимние месяцы) А сколько снегу намело! А загадки вы умеете отгадывать? Сейчас проверим.

  1. Праздник этот знаем мы –
    Время проводов зимы.
    Люди в эти дни должны
    Веселиться, печь блины.
    (Масленица)

2.И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –…
(Блины)
 

3.В небе светит и горит,
О весне нам говорит,
В Масленицу станет ярче,
И погода станет жарче,
На него ты не смотри,
И глаза побереги.

(Солнце)

4. В понедельник вас встречаю 
А во вторник поиграю. 
В среду угощу вас всех 
Среда лакомка для всех. 
А в четверг разгул для всех. 
В пятницу схожу я к тёще 
А в субботу уж, к золовке. 
В воскресенье всех прощаю 
И блинами угощаю. 
Как проводите меня, 
Стоит пост уж у двора. 

(Семь дней Масленицы)

Воспитатель: Молодцы ребята, но смотрю сидеть устали

Ведущий:

Эй, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки! Начинайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!

Выходят 3 девочки с платочками, поют частушки

1 девочка: Самовар, самовар, Золотая ножка.

 Я пока тебя топила — Выросла картошка!

2 девочка: Я работаю, работаю. Работы не боюсь.

Если правый бок устанет, Я на левый повернусь.

3 девочка: Хихоньки да хахоньки — Наши парни махоньки.

 Из-за кочек, из-за пней. Не видать наших парней.

Все вместе:  Ох, кончаем петь частушки. До другого вечера. Вы сидите до утра, Коли делать нечего.

 Ведущая: Что-то запаздывает наша Масленица! А давайте её позовём?

Говорим все вместе

«Приезжай к нам, Масленица,

В гости на широкий двор! » (на санках взрослый  ввозит  масленицу).

В хоровод всех приглашаем,

Дружно песни запеваем!

Крепче за руки беритесь

И в кружок все становитесь!

( Вместе):    Будем петь и плясать,

Масленицу величать!

Хоровод «Ой, блины»

Ведущий: В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси.

Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. В деревнях катались на санках, ходили на ходулях. И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав  масленичной недели.

      

Хороводная игра «Блинок»


Дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют слова:
Месим, месим, месим тесто (Топающим шагом идут в центр.)
Разливайся блинок (Расходятся.)
Разливайся большой.
Оставайся такой
Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки.)
Ой, подгорел! (2 раза.)

ИГРА «Весёлые блинчики»

Дети делятся на 2 группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, берется за руки. Каждый кружок – блин. Все блинчики на сковороде и «жарятся». Включается быстрая музыка, каждая группа начинает водить хоровод, танцевать. Через некоторое время музыка обрывается, ведущий говорит: «Пора блинчики переворачивать». Дети разворачиваются спиной другу к другу, берутся за руки. Опять звучит музыка, все водят хороводы, музыка останавливается. Дети должны замереть в положении, в котором остались. Ведущий выбирает самый круглый и ровный «блинчик». Игра повторяется.

Песня «Пришла к нам Масленица»

Игра «Веселый бубен»

Дети встают в круг и передают друг другу бубен со словами: «Ты катись веселый бубен, Быстро, быстро по рукам, У кого остался бубен, Тот сейчас станцует нам!» У кого остался бубен танцует танец.

Игра «Попади снежком в корзину»

Хоровод «Три хлопка»

Подвижные игры: «У Маланьи, у старушки», «Гори, гори ясно».

Ведущий: Вот и стало светлее.
Вот и стало теплее,
Скоро птицы прилетят.
И комары запищат!
 Давайте, ребятишки,

С Масленицей простимся.

А потом блинами угостимся.

Все вместе: Ты прощай, прощай, наша Масленица. (Масленицу уносят)

Ведущий

Масленица, угостила!

Всем блиночков раздала!

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте!



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»

Конспект  образовательной деятельности

 в подготовительной группе

 Тема: «Путешествие в страну Толерантности».

        

        

Воспитатель:         Зинченко Е.А.,

       высшая квалификационная

категория.

        

2021 г

Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи:
1. Расширять представление о толерантности.

2.Развивать толерантность мышления и поведения детей через разные виды деятельности.

3.Способствовать усвоению морально- нравственных норм и ценностей.

4. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, музыка, цветок толерантности, белые листы с изображением ладошек, фломастеры, сундучок, кукла, камень с надписью, кукла-Айболит, кукла-Буратино, цветок – ромашка, сердечки, сердечко (мягкая игрушка).

Предварительная работа:

  1. Просмотр презентации: «Все мы жители одной планеты – Земля».
  2. Беседа: «Человек без друзей, что дерево без корней».
  3. Час доверительного разговора: «Добрый поступок украшает человека».
  4. Работа с дидактическими пособиями: «Я и другие», «Наша Родина- Россия».
  5. Чтение художественной литературы:
  6. В. Катаев «Цветик - семицветик», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»,

И. Гауф «Карлик Нос».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Все друг другу улыбнёмся.

Всё, мы можем начинать,

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!

Дети: Здравствуйте. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой необычный цветок. В середине этого цветка написано уже знакомое вам слово «Толерантность». Что же мы понимаем под словом «Толерантность»?

Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
   Я вам предлагаю сегодняшнюю нашу встречу провести под девизом: «Мы разные, но мы вместе!»                                                          

Воспитатель: Я попрошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, красивые… Теперь, встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. Скажите, как вы понимаете наш девиз?                                                                                                      

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники.

(Воспитатель обращает внимание на совместные фотографии из жизни группы).                                                      

     Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны в мире.

Педагог-психолог: Девочки и мальчики, я вас всех приглашаю в путешествие по стране Толерантности. В этой стране мы узнаем много интересного и удивительного.

Это путешествие мы начнем с пешей прогулки. Давайте встанем друг за другом. В дороге вы должны быть внимательными и дружными.

(Дети встают друг за другом под веселую музыку).

Педагог-психолог: Ой, посмотрите, на нашем пути какой - то камень. Давайте прочитаем, что на нем написано: прямо пойдешь - конфеты найдешь, налево пойдешь - игрушки найдешь, направо пойдешь - добрым делом поможешь.  Ребята, а какой путь мы выбираем?

(ответы детей)

Педагог-психолог: Да, я не сомневалась в вас, что вы выберете этот путь. Как говорит русская пословица «Жизнь дана на добрые дела».

Вот и оказались мы в городе Доброты.                    

      Смотрите, что это за ларец, давайте попробуем его открыть, (пробует открыть не получается), на нем записка, давайте прочитаем, может она нам подскажет, как его открыть (читает записку и произносят слова, и ларец открывается).

Педагог-психолог: Ребята, смотрите, это доктор Айболит, у него пропал чемоданчик. А для чего он нужен Айболиту? (ответы детей). Чтобы найти чемоданчик, нужно сделать три шага вправо от указателя города.

(Дети выполняют движения согласно инструкции, находят чемоданчик).

Здесь еще один сказочный герой -  Буратино. Какой предмет помог Буратино совершить добрый поступок? (Ответы детей). Ребята, чтобы найти ключик Буратино, вы должны быть очень внимательными, я вам предлагаю оглядеться и посмотреть на двери в группе, там мы найдем подсказку.

(Поиски ключа).

Ребята, а это девочка Женя из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», у нее в руках цветок, но у него не хватает одного лепестка. Давайте вспомним, для кого он был предназначен?  (Ответы детей).

       Друзья, а если бы у вас был один лепесток, чтобы вы пожелали? (Высказывания детей).

       Молодцы, вы добрые и заботливые, помогли найти все важные предметы героям сказок.

Воспитатель: Мы продолжаем наш путь. Перед нами новый город - город Вежливости.    

Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку относиться с добротой, быть вежливым, то ему обязательно захочется поделиться своей улыбкой. Давайте улыбнемся соседу слева, а теперь соседу справа.
Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными».
 С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Поиграем с вами в игру «Дополняй-ка».

- Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день

- Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте

- Когда нас ругают за шалости, говорим: … простите, пожалуйста

- Везде и всюду говорят на прощание … до свидания.

Воспитатель: Стать вежливым нелегко, но это очень важно!
Наше путешествие продолжается,  предлагаю поиграть. Игра называется: «Это я, это я, это все мои друзья».

- Кто, из вас проснувшись бодро: «С добрым утром скажет твердо?»

 -Кто из вас скажите, братцы, забывает умываться?

- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?

- Кто из вас молчит, как рыба, вместо слова доброго «спасибо»?

Молодцы, ребята, вижу, что вы внимательные, добрые и отзывчивые.

Следующий город, который мы посетим - город Мудрецов.                                                                                               Его жители добры и живут дружно, знают много пословиц и поговорок о добре, дружбе, и детей учат. Сейчас проверим, знаете ли вы пословицы и поговорки. Я буду называть вам начало пословицы, а вы продолжите её.

-Доброе слово и кошке приятно.

-Добрые слова дороже богатства.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Кто добро творит, тому зло не вредит.

- Не одежда красит человека, а добрые дела.

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

-Жизнь дана на добрые дела.

          -Добро помни, а зло забывай.


Педагог-психолог: Мы продолжаем свой путь. Впереди город, название которого вам придется отгадать самим.                             

Обратите внимание на фотографии, размещенные на следующем слайде, и подумайте, какой общей темой они объединены.

(Просмотр слайда по теме любви, милосердия, заботы о ближних).

Педагог-психолог:  Ребята, вы слышите, кто-то плачет? Я слышу плач, который доносится из-под камня, давайте подойдем и посмотрим. (Дети подходят и видят, что из-под камня виднеется лепесток ромашки).

    Поможем ромашке, освободим ее. (Дети освобождают ромашку и видят улыбающийся цветок и сердечки).

     Цветок говорит нам спасибо за ваш добрый и милосердный поступок.

     Друзья, как же мы можем назвать город, в котором только что побывали.

(Предполагаемый ответ детей: город Милосердия).

Воспитатель: Путешествие наше продолжается. И оказались мы на Творческой площади страны. Предлагаю выполнить творческую работу. Мы с вами заранее подготовили нарисованные ладошки. Каждую ладошку мы превратим в двух друзей. Как вы думаете, что для этого мы можем сделать? Верно, дорисовать части тела, одежду девочек или мальчиков. Возьмем наши волшебные фломастеры и приступим к работе.

Практическая часть.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились и с этим заданием. Давайте, из нарисованных ладошек составим хоровод дружбы.

(Дети располагают на магнитной доске свои рисунки).

Воспитатель: Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова. Давайте встанем в круг толерантности: передавать доброе тепло по кругу (передача сердечка (мягкая игрушка) друг другу).

Большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу. Я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и только тогда можно достичь успеха.

      Мы с вами проделали долгий путь, пришло время возвращаться в детский сад.

- Скажите, понравилось  вам путешествовать по стране Толерантности?

- Какие города посетили?

-Какими качествами должен обладать человек, живущий на планете Земля?

(Ответы детей: вежливость, доброта, ум, смелость, честность).

       Давайте будем любить друг друга, людей, проходящих мимо и совсем не похожих на нас, людей других национальностей, тогда и они ответят нам тем же, ведь за добро всегда платят добром, за любовь - любовью, за щедрость - щедростью. 

Педагог-психолог: Нашу сегодняшнюю встречу мне хочется завершить   словами: «Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир!»





Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»

Консультация для родителей: «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России».

Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи. Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но сейчас многое изменилось. Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.

Традиции необходимы, ведь в основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Роль семейных традиций в жизни малышей дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник". Дети гордятся своей семьёй. Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи. Главное чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей. Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни. Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

Хорошая традиция - совместное украшение новогодней ёлки. Но традиции - это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном - очень хорошая традиция! Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это - детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят. Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, что бы они могли передать их своим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...