Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса
учебно-методический материал (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса

в первой младшей группе (с 2 до 3 лет)

дошкольной образовательной организации

на  202_____/2_          учебный год

Группа         ________________   первая младшая        № _____

Воспитатели:

1.

2.

           Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 2-3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

          Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

          1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

         2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

         3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

         4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

         5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

         Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

          1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

          2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для введения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

           Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста).

            Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым

Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику

Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках

Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия

Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Познавательное развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей

Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы-заместители

Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты

Имеет элементарное представление о сезонных явлениях, смене дня и ночи

Узнает шар и куб, называет размер (большой-маленький)

Группирует однородные предметы, выделяет один и много

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Речевое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

По просьбе взрослого проговаривает слова

Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»)

Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Различает основные формы конструктора. Со взрослым сооружает постройки

Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, пластилина

Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослым

Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне музыкальные фразы

Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук

Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Физическое развитие»

№ п/п

ФИО ребенка

Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком)

Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в первой  младшей группе

        Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

        Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

        Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • Наблюдение;
  • Проблемная (диагностическая) ситуация;
  • Беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • Индивидуальная;
  • Подгрупповая;
  • Групповая.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.

2.Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.

Методы: беседы, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая лиса?»

3.Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия с детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Что, кто это?»

2. Группирует однородные предметы, выделяет один и много.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?».

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»)

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе).

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок, кистей и пластилина.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок, кистей и пластилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Нарисуй, слепи».

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организованной деятельности.

Материал: мяч.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта развития ребенка

 Фамилия, имя, ребенка                                                                                   Дата рождения ___________________________________________________

 Дата поступления в ДОУ______________________________________    Возраст при поступлении в ДОУ____________________________________

 Семейный портрет____________________________________________________________________________________________________________      

 Социальное окружение________________________________________________________________________________________________________

 Нарушения в развитии __________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Основная программа обучения:___________________________________________________________________________________________________

Методики и технологии обучения: ______________________________________________________________________________________________________________________________

Специфические образовательные потребности______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Условия:

  • необходимые_________________________________________________________________________________________________________________
  • созданные___________________________________________________________________________________________________________________

Примечание:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответственный специалист:__________________________________________________________________________________________________________

Линии  развития

Возрастная норма

Актуальное развитие

Содержание работы

Физическое

Развитие движений:

  • уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
  • способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
  • способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
  • способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,
  • способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.д
  • способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов );
  • самостоятельно, быстро и организованно строиться и перестраиваться во время движения;
  • выполнять общие упражнения активно, из разных исходных положений;
  • сохранять скорость и заданный темп бега; ритмично выполнять прыжки, мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления;
  • отбивать, передавать, подбрасывать мяч разными способами; точно поражать цель;
  • энергично подтягиваться на скамейке различными способами;
  • быстро и ритмично лазать по гимнастической лестнице
  • сохранять динамическое и статическое равновесие в сложных условиях.

Состояние общей произвольной моторики

Объем движений неполный. Наблюдается нарушения координации, темп выполнения движений медленный, двигательная активность пониженная, общая моторная неловкость.

Состояние ручной моторики

Низкое переключение от одного движения к другому, выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Ведущая рука - левая.

С трудом зашнуровывает, обводит рисунки по контуру, при штриховке.

Нарушение  моторных навыков в графической деятельности.

Рекомендуется ЛФК.

Выполняет подлезание под дугу в медленном темпе.

Метание мешочков левой рукой выполняет лучше, чем правой.

В двигательной деятельности затрудняется в проявлении быстроты, выносливости, силы.

Проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям.

С удовольствием выполняет бросание и ловлю мяча.

Затрудняется выполнять передачу в парах.

Точно выполняет ходьбу с остановкой на сигнал.

«Сделаем кукле бусы» (стр.228)

Лесина С.В «Индивидуальное развитие детей в ДОУ» (стр. 226)

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Е.О Севастьянова «Хочу все знать»(стр. 61)

Игры малой подвижности: «Море волнуется», «Чижик».

Упражнение с мячом «Передай соседу мяч».

Познавательно-речевое развитие

Познавательное

Интеллектуальное развитие:

  • способны к систематизации, классификации и группировке

процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

  • имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие памяти и объема внимания:

  • количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
  • преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти  повышается при активном восприятии,
  • дети способны к произвольному запоминанию
  • способны к произвольному вниманию

Развитие мышления:

Ребенок устанавливает связи и закономерности в уме с опорой на схему или модель предмета, существующие во внешнем плане. Устанавливает скрытые закономерности.

Зрительно-пространственное восприятие:

  • способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости
  • способны определять и различать простые геометрические  фигуры
  • способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
  • способны срисовывать простые геометрические фигуры,  пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.

 

Память. Объем памяти  меньше возрастной нормы. Отмечаются трудности запоминания и удержания в памяти, актуализации образов-представлений. Продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного.

Внимание. Признаки  произвольного внимания нарушены.Испытывает трудности сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях игрового характера.

Мышление. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция. Темп мыслительной деятельности замедлен.Не осознает проблемности ситуации. Легче выделяются яркие, бросающиеся в глаза признаки, чем существенные и функциональные. Не использует вспомогательные средства для решения задачи, не отбрасывает ошибочные варианты, повторяя непродуктивные действия.

Зрительно-пространственное восприятие.

Знает такие геометрические фигуры как круг, квадрат и треугольник, но затрудняется различать и располагать данные фигуры в пространстве и на плоскости. Употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения,  вызывает трудности.

Зрительно-моторная координация:

Не соответствует возрастной норме. Не соблюдает пропорций при переносе графического образа в тетрадь, при штриховке допускает серьезные искажения.

Игры: «Запомни картинки»,

 «Что изменилось?», «Найди игрушку»

Е.О Севастьянова «Хочу все знать»

(Стр. 28)

Игра «Мишка спрятался» стр. 27. упр. «Домики для матрешек» стр.34 А.А.Катаева, Е.А.Стребелева;

Упражнение «Хлопни в ладоши»

(Стр. 20)

Упражнение «Портрет» (стр. 22)

Игра «Слушай музыку» (стр. 20)

Упражнение «Чего не хватает?» (стр. 51.)

Упражнение «Сложи узор» (стр. 56)

Упражнение «Построим дом» 

Лесина С.В «Индивидуальное развитие детей в ДОУ» (стр. 226)

Использование различных видов игры «Лабиринт»

Использование графических диктантов, штриховок.

Упр. «Переложи игрушки» А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» стр.39

Речевое

  • Правильно произносят все звуки родного языка;
  • Артикуляторная и тонкая моторика достаточно сформированы;
  • сформирован фонематический слух, производят простейший звуковой анализ слов;
  • Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • Грамматически правильно строят фразу; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
  • Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
  • Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
  • Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

Звукопроизношение: Р, Л- отс., Ш,Ж - искаженно, Гласные У, Ы  произносятся нечетко. Нарушена слоговая структура слов со стечением согласных, многосложных слов.

Состояние артикуляционной и мимической моторики Губы вялые, язык напряжен плохо поднимается к верхней губе, движения выполняются в замедленном темпе, истощаются при многократном выполнении.

Недостаточна мимическая моторика.

Фонематические процессы

Нарушена слуховая  дифференциация правильно и искаженно произносимых звуков, задание на  определение места звука – не выполняет, навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.

Состояние дыхательной функции

Объем речевого выдоха не продолжительный, голос недостаточно модулированный, по тембру гнусавый. Направление голосовыдыхательной струи через нос и рот.

Лексико-грамматическая сторона речи

Словарь (глаголы, прилагательные) ограничен. Навыки словообразования и словоизменения нарушены.

В речи использует простые предлоги в, на, за, под, от.

Связная речь

В общении участвует чаще по инициативе других.

Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов.

Рассказ-описание – простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета.

Наблюдается грубое недоразвитие связной речи.

Уточнение артикуляции гласных звуков.

Пропевание гласных звуков (А,У,Ы,И).

Развитие слоговой структуры слова:

Прохлопывание  трехсложных  слов типа  самокат ,магазин

(В словах не должно быть звуков Ш,Ж; Р,Л).

Упражнение на развитие мимической моторики:

«Удивление»- поднять брови;

«Злость»-нахмурить брови;

Надуть-втянуть щеки, попеременно надувать щеки.

Развитие артикуляционной моторики:

Артикуляционная гимнастика для губ:

«Улыбка-Трубочка» чередовать;

«Заяц»- поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

Для языка:  «Лопатка» под счет до 5;  «Накажем непослушный язычок», «Почистим верхние зубки», «Лошадка» в медленном темпе.

Развитие дыхания: «Кто дальше загонит мяч?»Дуть на ватку в медленном темпе.

Развитие фонематических процессов:

«Будь внимателен». (Г.Г Голубева стр. 17)

Дифференциация слогов:

Повторение серий слогов с разными согл. и общим гласным звуком (Голубева Г.Г стр.22)

Социально - личностное

Социальное развитие

Формирование представлений о самом себе

Знать своё имя, отчество, фамилию,  пол, возраст,

дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона,

членов семьи, ближайших родственников,  место работы родителей.

Формирование представлений об окружающих людях

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Называть взрослого по имени отчеству, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой, не перебивать старших.

Навыки самообслуживания и труд

Понимать свою роль в повседневном труде, самостоятельно выполнять  необходимые трудовые процессы осуществлять самоконтроль. Представления о направленности, содержания, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания, хозяйственно - бытового, ручного труда.

Безопасность Понимать, как обращаться  с огнём

электроприборами, знать об элементарной помощи. Знать отдельные правила уличного движения.

Знает своё имя, фамилию, пол.

Членов семьи, ближайших родственников.

Проявляет интерес к эмоциям и чувствам людей, самостоятельно здоровается, прощается, благодарит.

Снижен интерес к самообслуживанию

Понимает, как обращаться  с огнём

электроприборами. Знает сигналы светофора и пешеходный переход.

Игры и упражнения

« Кто они такие?», « Вот наши ручки»,

« Обратись по имени отчеству»,  «Расскажи о себе», « Вспомни имена своих друзей»,

« Моя семья», « Давай играть в куклы»,

« Не забывай о друге»,  «Любимое занятие моей семьи»,

« Правило гигиены», « Мой внешний вид», « Моя одежда».

« Мы переходим улицу»,« Вызов врача»,

« Что было бы, если бы…»

Художественно - эстетическое

Рисование: Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.

Совершенствуется и усложняется техника рисования.

Более четко передают очертания формы, пропорции, цвет.

Могут создавать цветовые тона и оттенки,

Лепка: Могут создавать изображения с натуры и по представлению. Используют разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

Аппликация: Осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой.

У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Рисование: Созданные изображения составлены их простых форм. Форма и цвет не всегда соответствуют заданию. Цветовая гамма ограничена.

Лепка: В основном использует конструктивный способ лепки.

Аппликация:Слабо сформирован навык работы с ножницами.

  • Тренировочные упражнения вырезания ножницами.
  • Тренировочные упражнения вырезание по шаблону.
  • Тренировочные упражнения рисование по шаблону внутреннему и наружному.
  • Игры «Дорисуй картинку», «Составь натюрморт», «Составь пейзаж».
  • Творческие задания «Нарисуй фантастическое животное», Нарисуй Фантастический пейзаж»

Музыкальное развитие

  1. Движение:
  • Двигаться ритмично, чувствовать смену частей музыки;
  • Проявлять творчество (придумывать свое движение);
  • Выполнять движения эмоционально;
  • Выражать желание выступать самостоятельно.
  1. Чувство ритма:
  • Правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмические рисунки;
  • Уметь их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах;
  • Эмоционально принимать участие в играх (выражать желание играть).
  1. Слушание музыки:
  • Эмоционально воспринимать музыку (выражать свое отношение словами);
  • Проявлять стремление передать в движении характер музыкального произведения;
  • Различать двухчастную форму;
  • Отображать свое отношение к музыке в рисунке;
  • Способность придумать сюжет к музыкальному произведению; Проявлять желание музицировать.
  1. Пение:
  • Эмоционально исполнять песни;
  • Придумывать движения для обыгрывания песен;
  • Сочинять попевки;
  • Проявлять желание солировать;
  • Узнавать песни по любому фрагменту;
  • Иметь любимые песни.

Физически не может проявлять активность в соответствии возрастным нормам, нарушена координация движений, но  старается выполнять простейшие движения.

Развитие не соответствует возрастным нормам. Чувство ритма не развито. Играет произвольно на ударных инструментах, но не в соответствии с музыкой.

Слушает небольшие пьесы до конца. Эмоционально откликается на знакомое произведение, с желанием принимает участие в игровых моментах ( цокает язычком как лошадка; качает куклу напевая ей «баю – бай»)

Нравится слушать детей поющих песни и старается подпевать им.

Пытается принимать активное участие и высказывать свое мнение о песне.

Узнает некоторые произведения.

Упражнения для рук-  муз. А. Жилина

Хлопки в ладоши - рус. нар. мел.

Игры: «Веселые ладошки»

 «Хлопай – топай» муз. Т. Ломовой

«Петушок» рус. нар. мел.

«Пружинка» рус. нар. мел.

Игра с бубном – любая веселая музыка;

Игра: «Тихо – громко» любая 2 – х частная мелодия;

Игры на развитие моторики.

«Лошадка» муз. М. Симановского

«Самолет» муз. Е. Тиличеевой

«Колыбельная» муз. С. Разореновой

«Петушок» муз. Е. Тиличеевой

«Резвушка» муз. В. Волкова

«Веселые матрешки» муз. Ю. Слонова

«Дождик» рус. нар. песня

«Цыплята» муз. А. Филиппенко

«Игра с лошадкой» муз. Т. Попатенко

«Танечка, бай – бай» муз. В. Агафонникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное. Помимо традиционн...

3.1.Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.

1. Индивидуально-образовательный маршрут 2022-2023уч.г.(см. ниже)2. Индивидуально-образовательный маршрут 2023-2024уч.г.(см. ниже)3. Количественный мониторинг общего и речевого развития дете...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного  процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет индивидуальных особенностей, обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности...

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся. 1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся.1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процессаЗная индивидуальные особенности личности каждого дошкольни...