Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Агафонова Светлана Сергеевна

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

                                                                                        Сентябрь

1

Овощи, фрукты

Учить называть и различать по  цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Сбор урожая».

Аппликация: « Заготовки на зиму».

2

Цветы на клумбе.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, бархатцы, ромашки. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Дидактические игры: «Чудесный мешочек»;

Подвижная игра « По узенькой дорожке».  

3

Травушка-муравушка.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Дидактические игры: «Чудесный мешочек»

Рисование: «Травка для зайчат».

4

Солнышко лучистое.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик».  Подвижная игра  «Солнышко и дождик».

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Октябрь

1

В гости к деревьям.

Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, ель), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

 Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях. Дидактические игры: «Найди то, о чем расскажу». Труд в природе: сбор осенних листьев. Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке.

2

Комнатные цветы в уголке природы.

Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями.

Дидактические игры: «Покажем Мишке уголок природы», «От какого растения листья?», «Какие бывают листья?». Выполнение простейших поручений взрослого: полив растений, рыхление.

3

Дождик, лей, лей!

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». Закличка «Дождик, лей, лей, лей»

4

Листопад, листопад! Листья желтые летят.

Дать понятие о листопаде. Различать листья по цвету. Формировать эстетическое отношение к природе.

 Беседа о листопаде. Подвижная игра  «Листопад»,  игра – забава «Шур-шур-шур».

Подвижная игра  «Ветерочек». Сбор осенних листьев .

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Ноябрь

1

Золотая осень.

Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

 Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад».

2

Кто живет в лесу.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша».

 3

Ветер.

Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду.

с султанчиками, бег с ленточками, вертушками.

4

Домашние животные (собака)

Познакомить с внешним видом собаки, с особенностями поведения. Воспитывать бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними.

Беседа. Подвижная игра  «Собачка и воробьи».

Игра «Разноцветный коврик для щенка».

Чтение потешки  «Баю -бай, баю- бай. Ты, собачка не лай»

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Декабрь

1

У меня живет котенок.

Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным.

Потешки: «Котик, коток», «Как у нашего кота..». Подвижная игра

« Веселые котята», «Кот и мыши».  Чтение сказки  Сутеева  «Кто сказал Мяу?».  Рассматривание картин с изображением домашних животных. Д/и «Угадай по голосу».

2

Зимний лес полон чудес.

Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Рассматривание картины  «Зимний лес». Чтение «Зачем зайчику другая шубка?». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу». Д/и «Кто что делает зимой?», «Назови, кто это?».

Игра-имитация «Изобрази животное».

 3

Водичка-водичка.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.

Потешка «Водичка-водичка». Беседа «Для чего нужна вода?». Опыт: «Таяние снега».

4

У бабушки в гостях

Дать первоначальные представления о домашних животных, навыках, чем питаются.

Рассматривание картин с изображением домашних животных.. Д/и « Чьи это детки?», «Что дает корова?», «Кто живет на бабушкином дворе?»

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Январь

1

Курочка -Ряба и ее соседи.

Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы  от своих детенышей (птенцов).

Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Песенка «Жили у бабуси». Чтение потешки «Петушок».

2

Пернатые друзья.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра-забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке. Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание картины «Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «Голуби и воробьи».

Сюжетная игра «Покормим птичек»

3

Воздух вокруг нас.

Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей.

4

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Февраль

1

Где живет золотая рыбка.

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Беседа о рыбках. Наблюдения за рыбками. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо - плохо». Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка»

2

Волшебница зима.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы.  Воспитывать интерес к явлениям природы.

Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение  Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима». Подвижная игра «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на участке. Дыхательное упражнение «Подуй на снежинки»

3

Снеговичок.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла.

Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом.

4

Посадка лука.

Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы.

Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с раннее высаженной.

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Март

1

Весна пришла.

Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Чтение стихотворения «Зима прошла», «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?».

2

Береги живое.

Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым,  беззащитным, бережно относиться к природе.

Дидактическия  игра «Хорошо-плохо». Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне».

3

Какой песок, какая глина.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы.

Опыт с песком и глиной. Рассматривание песка и глины. Выставка глиняных игрушек. Игры с песком. Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие».

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Апрель

1

Экологическая тропинка.

Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями  в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве». Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька».

 2

Насекомые – маленькие помощники.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Чтение «Божья коровка» - потешка. Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы». Отгадывание загадок.

3

Посев семян гороха, лука

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними.

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Д/и «Золушка» - разделение семян гороха от бобов. (для развития мелкой моторики руки)

4

Радуга-дуга

Дать понятие о радуге

Наблюдение за радугой. Д/и «Назови цвета радуги».

Беседа.

Тема

Цель

Совместная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

Май

1

Природа наш родной дом.

Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Рассматривание иллюстраций с изображением  живой и неживой природы. Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение. Дидактическая игра «Берегите природу».

 2

Нужные вещи из ненужных вещей.

Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано».

3

Игрушки и предметы из бумаги и древесины.

Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины.

Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов. Дидактическая игра «Найди и покажи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по экологическому воспитанию пождготовительная группа...

2018-2019г. Перспективный план по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в подготовительной группе.

Цель:Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста. Март.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию. Март.Наблюдения в природе.Наблюдение за свисающими сосульками: «растут они вниз головой…». Цель: Закрепить конкретные п...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста. Апрель.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию. Апрель.Наблюдения в природе.Наблюдение за водой в природе. Цель: Дать возможность детям убедиться о том, что вода в природе бывает в разны...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Цель: расширять представления детей об окружающем мире...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном ми...