Программа дополнительного образования детей от 2 до 3 лет "Развиваемся играя!"
рабочая программа (младшая группа)

Коробкова Анна Юрьевна

Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность программы

Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе.

Актуальность и перспективность

На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также помощи их семьям. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество. Согласно данным официальной статистики за последние десятилетия в Российской Федерации наметилась негативная тенденция в динамике показателей соматического, физического и психического здоровья детей: растет число детей с наследственной, врожденной и перинатальной патологией и, как следствие этого, увеличивается число детей инвалидов. Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:

  • низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
  • рост числа детей, имеющих нарушения или риски развития уже при рождении;
  • снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;
  • рост числа социально неблагополучных семей;
  • дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
  • накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
  • высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности

Ранняя помощь ребенку и его семье позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение.

Таким образом, мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития ребенка и требующую обеспечения психолого – педагогической помощи семьям, имеющим детей раннего возраста.

Адресат

Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 3 лет.

Форма обучения — очная

Методы обучения: при организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения

Тип занятий – комбинированный.

Формы проведения занятий: занятия проводятся в игровой форме; с использованием сюжетно-ролевой игры, сказок, игр-сказок и др.

Объем программы: Программа включает 30 академических часов. Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком.

Срок освоения программы: 16 учебных недель.

Режим занятий, периодичность, продолжительность. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет – не более 10 минут (СП 2.4.3648-20)

Цели и задачи

Цель программы - стимулирование познавательного, речевого, социального развития.

Задачи программы:

-формировать коммуникативную и продуктивную способность сотрудничества со взрослым;

- развивать ориентировку в сенсорных свойствах предметов.

Учебный план программы

Наименование занятий

Всего часов

Форма контроля

1

Вводное занятие

«Давайте познакомимся» 

1

Наблюдение

2

«Воздушные шары» 

1

Наблюдение

3

Ёжик

1

Наблюдение

4

Самолёт

1

Наблюдение

5

Неваляшки

1

Наблюдение

6

Кто нам помогает?

1

Наблюдение

7

Яблоки для куклы

1

Наблюдение

8

Большой и маленький зайчики

1

Наблюдение

9

Лучики для солнышка

1

Наблюдение

10

Башенка

1

Наблюдение

11

Разноцветные колеса

1

Наблюдение

12

Кораблик

1

Наблюдение

13

Угадай предмет и принеси

1

Наблюдение

14

Весело птички летают

1

Наблюдение

15

Заключительное занятие

« До свидания, друзья!»

1

Наблюдение

ИТОГО

15

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации программы у ребенка отмечается положительная динамика психического развития.

Ребенок:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
  • активно подражает взрослому в движениях и действиях;
  • интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
  • эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • развита крупная и мелкая моторика, ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.

Формы контроля. Мониторинг результативности реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности

Оценка индивидуального развития детей осуществляется по окончанию нормативного срока освоения программы, в форме психолого-педагогической диагностики, а также осуществляется в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Целью игровой диагностики является оценка индивидуального развития обучающихся, оценка результативности освоения программного содержания дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности.

Оценкой достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы является динамика развития (положительная, незначительная) характеризующая развитие интеллектуальной и личностной сферы.

Оценка планируемых результатов освоения программы отражается в индивидуальном образовательном маршруте по окончании нормативного срока освоения программы.

Для проведения диагностики используется: методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». (Приложение 1)

Учебно-тематический план занятий по реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности «Давай поиграем?» (от 1.5 до 2 лет) 

Тема занятия

Коррекционно-развивающие задачи

Планируемые результаты

Оборудование

Занятие №1

«Давайте познакомимся»

-Способствовать созданию комфортной обстановки, сближению детей друг с другом и педагогом.

-Развивать доверительные отношения с ребенком.

-Развитие координации движений и чувства ритма. -Формирование представлений об основных частях лица и тела.

-Создать положительное отношение к совместной деятельности. -Уметь отзываться на свое имя. -Узнавать и показывать основные части лица и тела

Музыкальное сопровождение

Занятие №2

«Воздушные шары»

-Научить находить предметы округлой формы.

-Знакомить с основными цветами.

-Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук.

-Формировать умение правильно держать кисть.

-Воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.

-Находить предметы округлой формы.

-Узнавать основные цвета.

-Уметь правильно держать кисть.

-Бережно относиться к окружающим.

Воздушные шары, разноцветные нитки, кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.

Занятие №3

«Ёжик»

-Формировать представление о лесных жителях.

-Развивать эмоциональную отзывчивость.

Развивать общую моторику.

-Развивать слуховое восприятие.

-Развивать речеваю активность посредством подражания.

-Узнавать и показывать лесных животных.

-Воспринимать на слух информацию

-Подражать в речевых высказываниях взрослому.

Игрушка Ёжик, музыкальное сопровождение, картинки с изображением Ёжика, светвой стол с песком для рисования.

Занятие №4

«Самолёт»

-Формировать представление о видах транспорта.

-Пополнять словарный запас словами крылья, хвост, кабина.

-Развивать слуховое восприятие.

-Развивать речеваю активность посредством подражания.

-Узнавать и показывать виды транспорта.

-Воспринимать на слух информацию

-Подражать в речевых высказываниях взрослому.

Игрушка Самолёт, картинка Самолёт, музыкальное сопровождение, дидактическая игра «Собери самолёт».

Занятие №5

«Неваляшки»

-Формировать интерес к аппликации. -Развивать мелкую моторику, внимание, воображение, мышление.

-Развивать речеваю активность.

-Узнавать и показывает различные предметы.

-Эмоционально отзываться на свой успех.

-Повторять за взрослым слова, фразы.

-Уметь соотносить образет с раздаточным материалом.

Неваляшка, листы, готовые формы на липучках, образец. 

Занятие №6

«Кто нам помогает?»

-Формировать навыки самообслуживания.

-Закреплять умение называть действия, изображенные на сюжетных картинках.

-Развивать внимание. 

-Уметь действовать с бытовыми предметами.

-Узнавать, показывать и называть предметы-помощники.

Фартук, косынка, тряпки, веник, кастрюля, половник, сюжетные картинки с изображением действий, игрушечная посуда, кукла. 

Занятие №7

«Яблоки для куклы»

ознакомить с содержанием стихотворения ВБерестова.

-Развивать интонационную речь.

-Развивать умение работать с карандашом  

-Слушать стихотворение без наглядного сопровождения.

-Играть в разнообразные играм с куклой.

-Подпевать в песне музыкальные фразы.

Яблоки, сюжетная картинка к стихотворению ВБерестовакукла, игровой набор доктора; карандаши, листы бумаги. 

Занятие №8

«Большой и маленький зайчики»

-Формировать понятия «большой»«маленький» .

-развивать навык соотнесения предметов по величине. 

-Узнает и показывает предметы и игрушки большого и маленького размеров.

Музыкальное сопровождение Е.С. Железновой.

Игрушки зайчики большой и маленький.

Корзминка с мячами разных размеров. Материал для аппликации: картон, вата, белая гуашь, клей, фигурка  Зайчика.

Занятие №9

«Лучики для солнышка»

-Формировать интерес к рисованию.

-Развивать знание цветов.

ознакомить с содержанием стихотворения А.Барто.

-Проявлять интерес к занятию рисованием.

-Узнавать различные цвета.

-Слушать стихотворения без наглядного сопровождения.

Иллюстрация «Солнышко», листы бумаги, кисти, краски, баночки с водой, салфетки, образец.

Занятие №10

«Башенка»

-Развивать мелкую и крупную моторику.

-Приучать к аккуратности в выполнении работы.

оспитывать усидчивость и умение слушать педагога повторяя за ним несложные действия. 

-Уметь правильно раскатывать шарик пластилина между ладонями круговыми движениями.

-Уметь расплющивать ладонями, или пальчиками, правильно скреплять детали нескольких частей, накладывая одну деталь на другую.  

Пирамидка, состоящая из 3–4 колец одного цвета. Пластилин, доски (на каждого ребенка, влажные салфетки, игрушка Мишка. 

Занятие №11

«Разноцветные колеса»

-Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку; закреплять знание цветов.

ринимает активное участие в продуктивной деятельности (лепке разноцветных колёс). 

иллюстрации к потешке "Из-за леса, из-за гор», сюжетные картинки по теме «Тележка» или модель тележки, пластилин, салфетка, дощечка. 

Занятие №12

«Кораблик»

-Формировать представления о величине. 

-Развивать ручную моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе. 

-Развивать зрительную память, зрительное внимание 

-Уметь сравнивать два предмета по длине, понимать и правильно употреблять слова: длинный — короткий, длиннее — короче. 

-Уметь находить по образцу геометрические фигуры и выкладывать из них изображение кораблика. 

Листы бумаги, образец бумажного кораблика, голубая цветная бумага, мелкие игрушки, игра «Танграм», кртинка с изображением кораблика, кисти, краски, баночки с водой, салфетки.

Занятие №13

«Угадай предмет и принеси»

-Формировать целостную картину мира.

-Учить конструировать предметы для сюжетной игры 

-Развивать восприятие, внимание, сенсорные возможности

- Уметь различать кубики, кирпичики, пластины

Кубики, кирпичики, пластины; сюжетная картинка «Повар готовит обед»; игрушечная посуда; картинки с изображением половины предмета (ложка, тарелка, кастрюля, крышка и т. д.) 

Занятие №14

«Весело птички летают»

азвивать восприятие, эстетическое отношение, к окружающему миру. 

оспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми. Вызвать эмоциональный отклик. 

-Уметь изображать рисунки при помощи ладошек.

- Узнавать цвета.

-Уметь правильно пользоваться предметами для рисования.

- Укреплять навыки самообслуживания.

Игрушка птичка, Листы бумаги белого или голубого цвета, образец, кисти, краски, баночки с водой, салфетки.

Занятие №15

«До свидания, друзья!»

-Закреплять полученые знания.

ормировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

-Уметь оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников, сказочных героев. 

Музыкальное сопровождение.

Приложение 1

Психолого-педагогическое обследование детей от 1,5 до 2 лет

Протокол – заключение психологического обследования

на ребенка раннего возраста

Ф.И.О. ____________________________________________________Возраст _____________

Дата рождения ______________________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

Общая характеристика возрастного развития

1. Физическое развитие __________________________________________________________

2. Контакт со взрослым __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3. Крупная моторика _____________________________________________________________

4. Мелкая моторика _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5. Латерализация ________________________________________________________________

6. Реакция на обследование _______________________________________________________

Особенности познавательного развития

1. «Принеси мяч»_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Уровень сформированности навыка ходьбы

«Каталка»_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3. Умение удерживать предмет в руке, умение подражать взрослому.

 «Пирамидка» (из 4,5 колец одного размера)________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Уровень развития восприятия, установление идентичности предметов.

«Разложи игрушки»____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

5. Способность к подражанию, организация целесообразного поведения.

«Построй башню» ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

6. Уровень понимания речевой инструкции, наличие указательного жеста.

«Возьми игрушку»______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

7. Умение соотносить игрушку с ее изображением.

«Найди картинку» _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

8. Ориентировка на форму.

«Доска Сегена»  (2, 3формы) _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

9. «Покатай куклу» _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

10. «Ку-Ку»_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Включенность предметной деятельности в общение со взрослым

Стремление действовать по образцу ________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Ориентация на оценку взрослого __________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Речевое сопровождение деятельности ______________________________________________

_______________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Обследование проведено в моем присутствии. С результатами ознакомлен(а)____________

«____» ____________20__ г.                      Подпись психолога __________

Оценка в баллах:

Принеси мяч: 

1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно;

2 балла – ребёнок идет вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя удержать сам его не может;

3 балла – ребёнок идет к мячу берет, берет его, но удержать в руках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идет с мячом и роняет его;

4 балла – ребёнок сразу начал сотрудничать.

Каталка:

1 балл – ребёнок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям;

2 балла – ребёнок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;

3 балла – ребёнок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в своих действиях;

4 балла – ребёнок задание принимает и самостоятельно его выполняет.

Игра «Ку-ку»:

1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения, ведет себя неадекватно;

2 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет ещё психологического новообразования – представления;

3 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при шестом предъявлении игрушки;

4 балла – ребёнок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать игрушку с четвертого предъявления.

Пирамидки:

1 балл – ребёнок не берет в руки колечки и ведёт себя неадекватно после обучения;

2 балла – ребёнок выполняет действия совместно со взрослым;

3 балла – ребёнок подражает действиям взрослого;

4 балла – ребёнок понимает и принимает задание, действуя по показу.

Доска Сегена:

1 балл – ребёнок действует неадекватно;

2 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет его только при совместных действиях со взрослыми;

3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;

4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.

Разложи игрушки:

1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла – ребёнок принимает задание, но не дифференцирует предметы по функциональному признаку, раскладывает предметы без учета их свойств;

3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;

4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.

Построй башню:

1 балл – ребёнок действует неадекватно;

2 балла – ребёнок расставляет кубики не вертикально, а горизонтально, не может подражать;

3 балла – принимает задание и выполняет его по подражанию действиям взрослого;

4 балла – ребёнок принимает и выполняет задание по показу взрослого.

Возьми игрушку:

1 балл – ребёнок действует неадекватно даже после обучения;

2 балла – ребёнок тянется к любой игрушке;

3 балла – ребёнок хорошо дифференцирует две игрушки после обучения;

4 балла – ребёнок сразу выполняет инструкцию и может повторить: «Ляля», «Ту-ту» - соответственно игрушкам.

Найди картинку:

1 балл – ребёнок не понимает задания и действует неадекватно.

2 балла – ребёнок принимает задание, но самостоятельно не понимает принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладет одну картинку на другую), после обучения не переходит на адекватное выполнение задания, звукоподражания нет;

3 балла – ребёнок принимает задание, но сначала путает картинку и игрушку, после обучения задание выполняет верно, но звукоподражания нет;

4 балла – ребёнок принимает задание, сразу понимает и правильно его выполняет, в активе имеется звукоподражание.

Покатай куклу:

1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно;

2 балла – ребёнок задание принимает, но не может действовать с помощью тесёмки, после обучения катает тележку, не используя тесёмку;

3 балла – ребёнок задание принимает, может действовать по подражанию, но действия с тесёмкой одноразовые, нецеленаправленные;

4 балла – ребёнок задание принимает, действует по подражанию соответственно действиям взрослого, используя тесёмку.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Железнова Е. С. Тюк-тюк кулачок. - М. ,2008.
  2. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1993.
  3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми раннего возраста. Конспекты занятий. – М., 2011.
  4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа /т. -сост. О. П. Власенко [и др. ] – Волгоград, 2011.
  5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - Спб. ,2008.
  6. Сахарова О. М. Лепка и аппликация для самых маленьких. – СПб., 2011.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровй, - М., 2005.
  8. Теплякова О. Н. Развивающие игры - М. ,2008.
  9. Тимофеичева И. В. Оськина О. Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. – М., 2010.
  10. Янушко Е. А. Аппликация, лепка, рисование с детьми раннего возраста (1-3 года).- М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №17  г. Нерюнгри  Рассмотрена на педагогическом советеМБДОУ №17 г. НерюнгриПротокол от «__»_____________2015г. ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №17  г. Нерюнгри  Рассмотрена на педагогическом советеМБДОУ №17 г. НерюнгриПротокол от «__»_____________2015г. ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Программа дополнительного образования инелектуально-развивающего кружка по играм В.В.Воскобовича "Волшебные игры" для детей среднего возраста

Работа с детьми проходит в интересной игровой форме, используется авторский приём. В процессе игр дошкольники учатся действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскр...