Программа дополнительного образования детей от 2 до 3 лет "Развиваемся играя!"
рабочая программа (младшая группа)
Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе.
Актуальность и перспективность
На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также помощи их семьям. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество. Согласно данным официальной статистики за последние десятилетия в Российской Федерации наметилась негативная тенденция в динамике показателей соматического, физического и психического здоровья детей: растет число детей с наследственной, врожденной и перинатальной патологией и, как следствие этого, увеличивается число детей инвалидов. Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:
- низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
- рост числа детей, имеющих нарушения или риски развития уже при рождении;
- снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;
- рост числа социально неблагополучных семей;
- дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
- накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
- высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.
Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности
Ранняя помощь ребенку и его семье позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение.
Таким образом, мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития ребенка и требующую обеспечения психолого – педагогической помощи семьям, имеющим детей раннего возраста.
Адресат
Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 3 лет.
Форма обучения — очная
Методы обучения: при организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения
Тип занятий – комбинированный.
Формы проведения занятий: занятия проводятся в игровой форме; с использованием сюжетно-ролевой игры, сказок, игр-сказок и др.
Объем программы: Программа включает 30 академических часов. Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком.
Срок освоения программы: 16 учебных недель.
Режим занятий, периодичность, продолжительность. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет – не более 10 минут (СП 2.4.3648-20)
Цели и задачи
Цель программы - стимулирование познавательного, речевого, социального развития.
Задачи программы:
-формировать коммуникативную и продуктивную способность сотрудничества со взрослым;
- развивать ориентировку в сенсорных свойствах предметов.
Учебный план программы
№ | Наименование занятий | Всего часов | Форма контроля |
1 | Вводное занятие «Давайте познакомимся» | 1 | Наблюдение |
2 | «Воздушные шары» | 1 | Наблюдение |
3 | Ёжик | 1 | Наблюдение |
4 | Самолёт | 1 | Наблюдение |
5 | Неваляшки | 1 | Наблюдение |
6 | Кто нам помогает? | 1 | Наблюдение |
7 | Яблоки для куклы | 1 | Наблюдение |
8 | Большой и маленький зайчики | 1 | Наблюдение |
9 | Лучики для солнышка | 1 | Наблюдение |
10 | Башенка | 1 | Наблюдение |
11 | Разноцветные колеса | 1 | Наблюдение |
12 | Кораблик | 1 | Наблюдение |
13 | Угадай предмет и принеси | 1 | Наблюдение |
14 | Весело птички летают | 1 | Наблюдение |
15 | Заключительное занятие « До свидания, друзья!» | 1 | Наблюдение |
ИТОГО | 15 |
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации программы у ребенка отмечается положительная динамика психического развития.
Ребенок:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
- активно подражает взрослому в движениях и действиях;
- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- развита крупная и мелкая моторика, ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов.
Формы контроля. Мониторинг результативности реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности
Оценка индивидуального развития детей осуществляется по окончанию нормативного срока освоения программы, в форме психолого-педагогической диагностики, а также осуществляется в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Целью игровой диагностики является оценка индивидуального развития обучающихся, оценка результативности освоения программного содержания дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности.
Оценкой достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы является динамика развития (положительная, незначительная) характеризующая развитие интеллектуальной и личностной сферы.
Оценка планируемых результатов освоения программы отражается в индивидуальном образовательном маршруте по окончании нормативного срока освоения программы.
Для проведения диагностики используется: методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». (Приложение 1)
Учебно-тематический план занятий по реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности «Давай поиграем?» (от 1.5 до 2 лет)
Тема занятия | Коррекционно-развивающие задачи | Планируемые результаты | Оборудование |
Занятие №1 «Давайте познакомимся» | -Способствовать созданию комфортной обстановки, сближению детей друг с другом и педагогом. -Развивать доверительные отношения с ребенком. -Развитие координации движений и чувства ритма. -Формирование представлений об основных частях лица и тела. | -Создать положительное отношение к совместной деятельности. -Уметь отзываться на свое имя. -Узнавать и показывать основные части лица и тела | Музыкальное сопровождение |
Занятие №2 «Воздушные шары» | -Научить находить предметы округлой формы. -Знакомить с основными цветами. -Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук. -Формировать умение правильно держать кисть. -Воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу. | -Находить предметы округлой формы. -Узнавать основные цвета. -Уметь правильно держать кисть. -Бережно относиться к окружающим. | Воздушные шары, разноцветные нитки, кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, листы бумаги. |
Занятие №3 «Ёжик» | -Формировать представление о лесных жителях. -Развивать эмоциональную отзывчивость. Развивать общую моторику. -Развивать слуховое восприятие. -Развивать речеваю активность посредством подражания. | -Узнавать и показывать лесных животных. -Воспринимать на слух информацию -Подражать в речевых высказываниях взрослому. | Игрушка Ёжик, музыкальное сопровождение, картинки с изображением Ёжика, светвой стол с песком для рисования. |
Занятие №4 «Самолёт» | -Формировать представление о видах транспорта. -Пополнять словарный запас словами крылья, хвост, кабина. -Развивать слуховое восприятие. -Развивать речеваю активность посредством подражания. | -Узнавать и показывать виды транспорта. -Воспринимать на слух информацию -Подражать в речевых высказываниях взрослому. | Игрушка Самолёт, картинка Самолёт, музыкальное сопровождение, дидактическая игра «Собери самолёт». |
Занятие №5 «Неваляшки» | -Формировать интерес к аппликации. -Развивать мелкую моторику, внимание, воображение, мышление. -Развивать речеваю активность. | -Узнавать и показывает различные предметы. -Эмоционально отзываться на свой успех. -Повторять за взрослым слова, фразы. -Уметь соотносить образет с раздаточным материалом. | Неваляшка, листы, готовые формы на липучках, образец. |
Занятие №6 «Кто нам помогает?» | -Формировать навыки самообслуживания. -Закреплять умение называть действия, изображенные на сюжетных картинках. -Развивать внимание. | -Уметь действовать с бытовыми предметами. -Узнавать, показывать и называть предметы-помощники. | Фартук, косынка, тряпки, веник, кастрюля, половник, сюжетные картинки с изображением действий, игрушечная посуда, кукла. |
Занятие №7 «Яблоки для куклы» | -Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова. -Развивать интонационную речь. -Развивать умение работать с карандашом | -Слушать стихотворение без наглядного сопровождения. -Играть в разнообразные играм с куклой. -Подпевать в песне музыкальные фразы. | Яблоки, сюжетная картинка к стихотворению В. Берестова, кукла, игровой набор доктора; карандаши, листы бумаги. |
Занятие №8 «Большой и маленький зайчики» | -Формировать понятия «большой», «маленький» . -развивать навык соотнесения предметов по величине. | -Узнает и показывает предметы и игрушки большого и маленького размеров. | Музыкальное сопровождение Е.С. Железновой. Игрушки зайчики большой и маленький. Корзминка с мячами разных размеров. Материал для аппликации: картон, вата, белая гуашь, клей, фигурка Зайчика. |
Занятие №9 «Лучики для солнышка» | -Формировать интерес к рисованию. -Развивать знание цветов. -Познакомить с содержанием стихотворения А.Барто. | -Проявлять интерес к занятию рисованием. -Узнавать различные цвета. -Слушать стихотворения без наглядного сопровождения. | Иллюстрация «Солнышко», листы бумаги, кисти, краски, баночки с водой, салфетки, образец. |
Занятие №10 «Башенка» | -Развивать мелкую и крупную моторику. -Приучать к аккуратности в выполнении работы. -Воспитывать усидчивость и умение слушать педагога повторяя за ним несложные действия. | -Уметь правильно раскатывать шарик пластилина между ладонями круговыми движениями. -Уметь расплющивать ладонями, или пальчиками, правильно скреплять детали нескольких частей, накладывая одну деталь на другую. | Пирамидка, состоящая из 3–4 колец одного цвета. Пластилин, доски (на каждого ребенка, влажные салфетки, игрушка Мишка. |
Занятие №11 «Разноцветные колеса» | -Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку; закреплять знание цветов. | -Принимает активное участие в продуктивной деятельности (лепке разноцветных колёс). | иллюстрации к потешке "Из-за леса, из-за гор», сюжетные картинки по теме «Тележка» или модель тележки, пластилин, салфетка, дощечка. |
Занятие №12 «Кораблик» | -Формировать представления о величине. -Развивать ручную моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе. -Развивать зрительную память, зрительное внимание | -Уметь сравнивать два предмета по длине, понимать и правильно употреблять слова: длинный — короткий, длиннее — короче. -Уметь находить по образцу геометрические фигуры и выкладывать из них изображение кораблика. | Листы бумаги, образец бумажного кораблика, голубая цветная бумага, мелкие игрушки, игра «Танграм», кртинка с изображением кораблика, кисти, краски, баночки с водой, салфетки. |
Занятие №13 «Угадай предмет и принеси» | -Формировать целостную картину мира. -Учить конструировать предметы для сюжетной игры -Развивать восприятие, внимание, сенсорные возможности | - Уметь различать кубики, кирпичики, пластины | Кубики, кирпичики, пластины; сюжетная картинка «Повар готовит обед»; игрушечная посуда; картинки с изображением половины предмета (ложка, тарелка, кастрюля, крышка и т. д.) |
Занятие №14 «Весело птички летают» | -Развивать восприятие, эстетическое отношение, к окружающему миру. -Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми. Вызвать эмоциональный отклик. | -Уметь изображать рисунки при помощи ладошек. - Узнавать цвета. -Уметь правильно пользоваться предметами для рисования. - Укреплять навыки самообслуживания. | Игрушка птичка, Листы бумаги белого или голубого цвета, образец, кисти, краски, баночки с водой, салфетки. |
Занятие №15 «До свидания, друзья!» | -Закреплять полученые знания. -Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. | -Уметь оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников, сказочных героев. | Музыкальное сопровождение. |
Приложение 1
Психолого-педагогическое обследование детей от 1,5 до 2 лет
Протокол – заключение психологического обследования
на ребенка раннего возраста
Ф.И.О. ____________________________________________________Возраст _____________
Дата рождения ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие __________________________________________________________
2. Контакт со взрослым __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Крупная моторика _____________________________________________________________
4. Мелкая моторика _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5. Латерализация ________________________________________________________________
6. Реакция на обследование _______________________________________________________
Особенности познавательного развития
1. «Принеси мяч»_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Уровень сформированности навыка ходьбы
«Каталка»_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Умение удерживать предмет в руке, умение подражать взрослому.
«Пирамидка» (из 4,5 колец одного размера)________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. Уровень развития восприятия, установление идентичности предметов.
«Разложи игрушки»____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
5. Способность к подражанию, организация целесообразного поведения.
«Построй башню» ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
6. Уровень понимания речевой инструкции, наличие указательного жеста.
«Возьми игрушку»______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
7. Умение соотносить игрушку с ее изображением.
«Найди картинку» _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
8. Ориентировка на форму.
«Доска Сегена» (2, 3формы) _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
9. «Покатай куклу» _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
10. «Ку-Ку»_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Включенность предметной деятельности в общение со взрослым
Стремление действовать по образцу ________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Ориентация на оценку взрослого __________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Речевое сопровождение деятельности ______________________________________________
_______________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Обследование проведено в моем присутствии. С результатами ознакомлен(а)____________
«____» ____________20__ г. Подпись психолога __________
Оценка в баллах:
Принеси мяч:
1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно;
2 балла – ребёнок идет вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя удержать сам его не может;
3 балла – ребёнок идет к мячу берет, берет его, но удержать в руках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идет с мячом и роняет его;
4 балла – ребёнок сразу начал сотрудничать.
Каталка:
1 балл – ребёнок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям;
2 балла – ребёнок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;
3 балла – ребёнок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в своих действиях;
4 балла – ребёнок задание принимает и самостоятельно его выполняет.
Игра «Ку-ку»:
1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения, ведет себя неадекватно;
2 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет ещё психологического новообразования – представления;
3 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при шестом предъявлении игрушки;
4 балла – ребёнок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать игрушку с четвертого предъявления.
Пирамидки:
1 балл – ребёнок не берет в руки колечки и ведёт себя неадекватно после обучения;
2 балла – ребёнок выполняет действия совместно со взрослым;
3 балла – ребёнок подражает действиям взрослого;
4 балла – ребёнок понимает и принимает задание, действуя по показу.
Доска Сегена:
1 балл – ребёнок действует неадекватно;
2 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет его только при совместных действиях со взрослыми;
3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;
4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.
Разложи игрушки:
1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла – ребёнок принимает задание, но не дифференцирует предметы по функциональному признаку, раскладывает предметы без учета их свойств;
3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;
4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.
Построй башню:
1 балл – ребёнок действует неадекватно;
2 балла – ребёнок расставляет кубики не вертикально, а горизонтально, не может подражать;
3 балла – принимает задание и выполняет его по подражанию действиям взрослого;
4 балла – ребёнок принимает и выполняет задание по показу взрослого.
Возьми игрушку:
1 балл – ребёнок действует неадекватно даже после обучения;
2 балла – ребёнок тянется к любой игрушке;
3 балла – ребёнок хорошо дифференцирует две игрушки после обучения;
4 балла – ребёнок сразу выполняет инструкцию и может повторить: «Ляля», «Ту-ту» - соответственно игрушкам.
Найди картинку:
1 балл – ребёнок не понимает задания и действует неадекватно.
2 балла – ребёнок принимает задание, но самостоятельно не понимает принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладет одну картинку на другую), после обучения не переходит на адекватное выполнение задания, звукоподражания нет;
3 балла – ребёнок принимает задание, но сначала путает картинку и игрушку, после обучения задание выполняет верно, но звукоподражания нет;
4 балла – ребёнок принимает задание, сразу понимает и правильно его выполняет, в активе имеется звукоподражание.
Покатай куклу:
1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно;
2 балла – ребёнок задание принимает, но не может действовать с помощью тесёмки, после обучения катает тележку, не используя тесёмку;
3 балла – ребёнок задание принимает, может действовать по подражанию, но действия с тесёмкой одноразовые, нецеленаправленные;
4 балла – ребёнок задание принимает, действует по подражанию соответственно действиям взрослого, используя тесёмку.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Железнова Е. С. Тюк-тюк кулачок. - М. ,2008.
- Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1993.
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми раннего возраста. Конспекты занятий. – М., 2011.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа /т. -сост. О. П. Власенко [и др. ] – Волгоград, 2011.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - Спб. ,2008.
- Сахарова О. М. Лепка и аппликация для самых маленьких. – СПб., 2011.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровй, - М., 2005.
- Теплякова О. Н. Развивающие игры - М. ,2008.
- Тимофеичева И. В. Оськина О. Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. – М., 2010.
- Янушко Е. А. Аппликация, лепка, рисование с детьми раннего возраста (1-3 года).- М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-660503-1441113215.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17 г. Нерюнгри Рассмотрена на педагогическом советеМБДОУ №17 г. НерюнгриПротокол от «__»_____________2015г. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-660503-1441113215.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17 г. Нерюнгри Рассмотрена на педагогическом советеМБДОУ №17 г. НерюнгриПротокол от «__»_____________2015г. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-690644-1446106682.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877574-1484469937.jpg)
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-587164-1600930205.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-1114241-1638373327.jpg)
Программа дополнительного образования инелектуально-развивающего кружка по играм В.В.Воскобовича "Волшебные игры" для детей среднего возраста
Работа с детьми проходит в интересной игровой форме, используется авторский приём. В процессе игр дошкольники учатся действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскр...