Взаимодействие ДОУ с семьями по приобщению детей к чтению художественной литературы
консультация (старшая группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Основная цель доклада: взаимодействие. Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг, как средство образования и воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад16.02 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"

Доклад на тему

«Взаимодействие ДОУ с семьями по приобщению детей к чтению художественной литературы»  

Выполнила воспитатель:                                      

 Капралова Н.Ю.

2024г.

Взаимодействие ДОУ с семьями по приобщению детей к чтению художественной литературы.

доклад подготовила Капралова Н.Ю.

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль. Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?

    В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка, как будущего читателя затруднено.

Проблема не в том, что у  многих родителей низкая педагогическая грамотность, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к детской литературе.

 Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате родители считают, что ребенку просто неинтересно. Часто они считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи в организации семейного чтения следующие:

* расширять представления родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной литературы

* знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников

* научить родителей руководить воспитанием детей, как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

* расширять их представления о детской литературе

* дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.

Все формы взаимодействия ДОУ и семьи по данному направлению можно разделить: на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

К информационно-аналитическим относятся:

-  Проведение анкетирования;

-  Опросов родителей: «О чтении в семье»;  «Любимая книга детства»; «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»;

-  Страничка с информацией в социальной сети в Контакте и в Ватсапе,  «Вопрос – ответ», куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания. Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье.

К познавательной форме работы относятся:

-  Знакомство родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой.

- Видео презентации занятий, бесед с детьми.

- Видеоотчет об экскурсиях в библиотеку.

- Проводятся индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы.

 Мы проводили консультации на темы: «Как привлечь ребенка к слушанию книг»; «Роль книги в развитии ребёнка»; «Как использовать книгу для развития связной речи».

Очень важно показать родителям, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке.

- На родительских собраниях знакомим родителей с читательскими интересами детей группы, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм.

Подсказать родителям, как важен для воспитания дошкольника совместный просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение.  

И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания.

Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе через проектную деятельность. Нами был разработан и внедрён проект «Моя любимая сказка А.С Пушкина».

Работа с родителями была совместная в данном проекте. Они принесли фото -  буклеты, где жил и писал свои произведения великий поэт.

С помощью этих фото – буклетов мы познакомили детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Учили ребят умение слушать и понимать мораль каждой сказки. Так же закрепили правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

Досуговые формы.

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

- развлечения и праздники;

- викторины, КВН;

- рукописных книг (книжки – малышки).

- конкурсы чтецов;

    Наглядно - информационные формы

Родители видеть деятельность воспитателя с детьми.

- Открытые занятия по чтению художественной литературы.

- Рекламные недели «Книга наш друг» и др.

- Обмен опытом семейного воспитания на тему: «Я люблю читать и играть с главными героями прочитанных книг»

 И в заключении отметим, что если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
Свое выступление я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского:

  «Чтение - это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

Приобщение детей к чтению художественной литературы

В работе представлен план работы по приобщению детей к чтению художественной литературы...

Буклеты для родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

Художественная литература является основой  инновационной технологии О.А. Бизиковой   "Развитие диалогической речи дошкольников  в игре"и выполняет особую роль:  все игровые методы...

Буклет "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

Данный буклет создан для работы с родителями, в котором даются советы по  по развитию читательского интереса детей....

Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами  работы по приобщению детей к чтению художественной литера...

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...

Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы

Данная работа раскрывает важность воспитания в детях любви к чтению, роль родителей и педагогов ДОУ в этом процессе. Перечислены  формы работы с семьей по данной проблеме....