Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы
методическая разработка по развитию речи

Иванова Ирина Николаевна

Данная работа раскрывает важность воспитания в детях любви к чтению, роль родителей и педагогов ДОУ в этом процессе. Перечислены  формы работы с семьей по данной проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы»

 «Хорошая книга точно беседа

с умным человеком» (Л.Н. Толстой)

Аннотация

       В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором, планшетом и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги.  И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее.

Данная методическая разработка раскрывает формы работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы.

Введение

       С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открывать в детях «талант читателя». Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и художественным словом, тем более, что по ФГОС ДО, они являются полноценными участниками учебного процесса. Задача же воспитателей — убедить их в пользе чтения детям. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Актуальность

      Значение хорошей книги в жизни человека трудно переоценить. Читающий человек-мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге с ранних лет. Книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку освоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует первоначальные представления о прекрасном. Книга-это возможность прожить сотни жизней и испытать тысячи эмоций, путешествовать в другие страны или миры, находясь дома.

    Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитывать в современном ребёнке грамотного читателя, приобщать его к лучшим произведениям мировой художественной литературы, воспитывать высококультурного и творческого человека.

Бесспорна роль книги в речевом развитие детей. Приобщаясь к чтению, ребёнок открывает для себя образцы грамотной литературной речи.

   Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психо-физиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной.

Цели данной работы: воспитание любви и интереса ребенка к книге, установление эмоционального контакта родителей и детей посредством чтения, просвещение и убеждение родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.
           

Задачи работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой;
  • Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей;
  • Организация совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности родителей и детей;
  • Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.

Направления работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:

  • Непосредственное взаимодействие с родителями
  • Взаимодействие родителей и педагогов по приобщению детей к книге

 

Задачи направлений работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:

Непосредственное взаимодействие с родителями:

  • Помощь в понимании гуманистической ценности такого вида искусства, как художественная литература;
  • Помощь в создании детской домашней библиотеки;
  • Помощь в содействии литературному развитию ребенка, читательского вкуса, отношения к книге, как явлению культуры.

Взаимодействие родителей и педагогов по приобщению детей к книге:

  • Формирование устойчивого интереса детей к литературе, как к виду искусства;
  • Развитие восприятия художественных произведений разных жанров, читаемых в кругу семьи и в группе.

Формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:

  • Познавательные
  • Досуговые
  • Наглядно – информационные
  • Информационно – аналитические

Традиционные формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:

  • Анкетирование
  •  Консультации
  •  Беседы
  •  Наглядный информационный материал
  •  Родительские собрания

Нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:

  1. Изготовление книжек-самоделок.
  2. Участие родителей в театрализованной деятельности совместно с детьми.
  3. Мастер-классы.
  4. «Мобильная библиотека» - родители приносят в группу книги, которые читали вместе с детьми дома, и они им очень понравились. Данная форма работы может стать своего рода диагностикой читательского интереса детей и родителей.
  5. Непосредственное чтение родителями художественных произведений в группе, либо аудиозапись чтения художественных произведений родителями детей группы.
  6. Проектная деятельность детей и родителей.
  7. Литературный вечер.
  8. КВНы, викторины.
  9. Круглый стол.
  10. Устный журнал. Одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, которая обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Родителям заранее предлагается литература по теме устного журнала для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка как личности и взаимодействие взрослых (педагогов ДОУ и родителей) в этом процессе является определяющим.

Литература:

  1. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», Сфера, 2019
  2. В.В. Гербова «Приобщение детей к чтению художественной литературы», Мозаика-Синтез, 2017
  3. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

Приобщение детей к чтению художественной литературы

В работе представлен план работы по приобщению детей к чтению художественной литературы...

Буклеты для родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

Художественная литература является основой  инновационной технологии О.А. Бизиковой   "Развитие диалогической речи дошкольников  в игре"и выполняет особую роль:  все игровые методы...

Буклет "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

Данный буклет создан для работы с родителями, в котором даются советы по  по развитию читательского интереса детей....

Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами  работы по приобщению детей к чтению художественной литера...

Презентация "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Презентация к докладу "формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"...

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...