Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе праздников и культурных традиций Хакасского народа.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Мусс Юлия Владимировна

В помощь музыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе праздников и культурных традиций Хакасского народа.

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Приобщение нашего поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувств и развитие духовности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся   воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторической национальной самобытности.

 Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре, включение народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае

Национальная  культура, включает в себя обычаи, обряды, праздники, песни, труд - все это прямо или косвенно связано с педагогическим воздействием на духовное, эстетическое воспитание ребенка, на формирование базиса его художественной культуры.

Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, который  внесен в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей хакасскому языку в доступных формах и видах  деятельности, и так же  ориентирует педагогов на воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Большое значение в духовно-нравственном  воспитании детей придается приобщению ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию национальной музыки. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями хакасского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к хакасской  культуре.

Народный праздник, проводимый в детском саду, является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. В процессе работы над праздником, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях.

В день осеннего равноденствия проводится  праздник Уртун Тойы (праздник Урожая). Это красивый, вкусный праздник. Праздник заключает в себе акт Благодарения Природе. Сам акт указывает на высокую духовность основного правила жизни в природе: “алыс-пирiс” - взял-отдал, “получил - отблагодари”.

После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Дети поют о них, дарят подарки, сделанные своими руками.

Подготовка, в виде бесед и народных игр, проходит в преддверии праздника хакасского народа “Чыл Пазы” (Хакасский новый год). При проведении этого праздника мы включаем ритуалы: Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы.   Завязываем с детьми на берёзу чалама и  загадываем желания.

  Тан же проводится День Хакасского языка, День родного языка.

Все праздники  всегда сопровождается хорошей музыкой, интересной сюжетной игрой и подвижными играми, различными сюрпризами.

Одним из эффективным, увлекательным и доступным для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и философию хакасского народа. 

Жизненная ценность хакасских игр заключается в том, что они связывают человека с природой, бытом и являются формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа. Главные факторы хакасских народных игр – это находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость и умение всё это сочетать.

 Чтобы детям было интересно знакомиться с историей, традициями, бытом своей республики, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг знаний.

Воспитать в дошкольниках патриотические чувства, любовь к своей малой Родине, очень нелёгкая задача, и мы педагоги  должны направить наших детей на правильный путь выбора эстетических ценностей, дать возможность знать истоки национальной культуры и искусства, сформировать  национальное самосознание ребёнка.

  Хакасская пословица гласит : “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной»

Хакасские народные игры (примеры)

МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ»

Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук, то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину, и игра продолжается.

ПАГ ТУДЫЗАХ – «ДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВКИ»

Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.

ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА»

Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого – нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивае...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Детский сад – планета открытий и становления духовно-нравственных ценностей современного дошкольника в системе приобщения к культурным традициям и любви к малой родине»

Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по  приобщению дошкольников...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...