Картотека для детей старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию «Умные сказки»
картотека (старшая группа)

Максименко Марина Александровна

Формировать                у   детей    нравственно-этические    нормы,             воспитать желание быть вежливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_sisteme_nravstvennogo_vospitaniya.docx62.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №  174 «Сказка»

Картотека для детей старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию «Умные сказки»

 Подготовила:

Воспитатель старшей группы №2:

Максименко Марина Александровна

г.Новосибирск

                             БЕСЕДА О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ

Цель:        Формировать        у        детей        нравственно-этические        нормы,        воспитать желание быть вежливым.

Стихотворение « Самые нужные слова»

  • Где твоё здравствуй ?
  • Взял петух горластый.
  • Где твоё спасибо ?
  • Проглотила рыба.
  • А, скажи, пожалуйста, Где твоё, пожалуйста?
  • Пробежал сердитый пёс И пожалуйста, унёс.
  • Ну. Тогда прощай!
  • Куда ты?

Отвернулись все ребята, Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить? Рыбу, петуха и пса

Громко звать я принялся:

  • Скорее!

Верните слова мои! Слова мои

Нужные самые!

Пришёл петух горластый, Отдал, моё здравствуй.

Приплыла рыба. Принесла моё спасибо.

И пёс ворчит: - Не жалуйся, Возьми, своё пожалуйста.

И теперь со мною снова Вся моя компания.

Пожалуйста, Спасибо, Здравствуй, До свидания.

Г. Сапгир

Вопросы к тексту:

  • Кто взял у мальчика слово «здравствуй»? ( Унёс петух слово «здравствуй», и мальчик перестал со всеми здороваться.)
  • Кто проглотил слово «спасибо»? ( Проглотила рыба, и мальчик перестал всех благодарить.)
  • Кто унёс слово «пожалуйста»? (Пёс унёс слово «пожалуйста», и мальчик не говорил его, когда что-то просил у товарищей.)
  • Послушайте, как грустно говорит мальчик:

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

  • Почему с мальчиком не стали дружить ребята?
  • Почему плохо быть невежливым? (Плохо быть невежливым, потому что с такими не дружат ребята.)
  • О чём попросил мальчик петуха, рыбу и пса?
  • Почему с мальчиком снова стали дружить дети?
  • Почему он вежливые слова назвал самыми нужными?
  • Послушайте, как весело говорит мальчик:

И теперь со мною снова Вся моя компания.

  • Почему он снова стал весёлым? (Он повеселел потому, что снова стал вежливым, и с ним дружат все ребята.)
  • О каких вежливых словах мы прочитали?

После обсуждения можно разыграть с детьми ситуацию с использованием вежливых слов, например, такую:

Воспитатель: Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Воспитатель подзывает Сашу (имена даются для удобства изложения) и даёт ему мяч. Вызывает Ваню. Предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша: Здравствуй, Ваня. Ваня: Здравствуй Саша.

Если ребёнок не назвал имени, то воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову – делают поклон.

Воспитатель: Ваня попроси у Саши мяч. Ваня: Саша, дай, пожалуйста, мне мяч. Саша: Ваня, возьми, пожалуйста, мяч.

Ваня: Спасибо.

Саша: Пожалуйста.

Воспитатель: Мальчики, попрощайтесь. Саша: До свидания, Ваня.

Ваня: До свидания Саша.

Воспитателю следует обратить внимание на то, чтобы дети обращались друг к        другу        вежливо        и        обязательно        использовали        слова        «спасибо»        и

«пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики.

Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: дети, разговаривая, должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, не говорить достаточно громко.

Если дети захотят, то инсценировку можно повторить с другими ребятами.

БЕСЕДА О ДОБРЕ И ЖАДНОСТИ

Цель: Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

«Хитрое яблоко»

Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.

На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

  • Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.
  • Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Т. Понамарёва

Вопросы к тексту:

  • Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?
  • Кому он отдал это яблоко?

  • Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он отдал это яблоко?
  • Для кого Петя нарисовал третье яблоко?
  • Что сказал Петя, когда откусил от яблока?
  • Что произошло с этим яблоком?
  • Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?
  • Какие хорошие поступки совершил мальчик?
  • Какой его поступок можно назвать плохим?
  • За что был наказан мальчик?
  • Можно ли мальчика назвать жадным?
  • С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный как

(волк).

  • Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?

А теперь послушайте стихотворение, про девочку, которая не пожалела для подруги свою любимую игрушку:

«Подарок»

Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей: Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки – Любимая была.

И всё – таки подружке Игрушку отдала.

Е. Благинина

Вопросы к тексту:

  • Что можно сказать про девочку, какая она?
  • Назовите добрых людей и расскажите, почему вы их считаете добрыми.

БЕСЕДА О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

«Почему плачет синичка?»

В доме на краю села жили мужик и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь.

  • Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.
  • Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку.

Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит:

  • Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а гнёздышке птенчики маленькие.

  • Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
  • А почему же она плачет? – удивился Миша.
  • Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает:

«Почему же она плачет?»        В.Сухомлинский

  • Помогите Мише понять, почему же плакала синичка.

Обобщая ответы детей, воспитатель говорит:

  • Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнёздышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растёт.

«Ёлкино платье» Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются.

  • Не трогай нас!
  • Подумаешь тихонько задел.
  • И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём.
  • Да что за одежда у вас особенная?
  • Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.
  • Так что?
  • Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.
  • Да, это не скоро.
  • Вот и приходится иголки беречь!        Э. Шим

  • Как вы думаете, будет ли мальчик ещё ломать еловые лапы? А вы?

БЕСЕДА «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ И ЗАБОТЛИВЫМ»

Цель:

  • способствовать формированию у детей представлений о дружбе, щедрости;
  • развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
  • формировать умение жить дружно.

«Ушки – неслушки»

Пришёл папа с работы, просит дочку:

  • Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!
  • А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!
  • Анюта, - зовёт на кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!
  • А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!
  • Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? – просит бабушка.
  • А я не слышу, - говорит Анюта, - у меня ушки – неслушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

  • Ведь вот, - говорит, - досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или

книжку?

  • Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта. – И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь.

  • Что? – говорит. – Не слышу… не разберу…
  • Я говорю кук - лу! – что было силы, закричала Анюта. – И чтобы глаза …

Но дедушка только руками развёл.

  • Не слышу, - говорит, - ничегошеньки не слышу!

Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!

Вздохнул и стал снова газету читать.

Так и осталась Анюта к празднику без куклы. А ушки у неё теперь - послушки!

Г.Браиловская

Вопросы к тексту:

  • Как вы думаете, почему папа попросил Анюту дать ему тапочки?
  • Почему Анюта говорила, что у неё ушки – непослушки?
  • Почему дедушка не купил куклу внучке?
  • Почему у Анюты стали ушки – послушки?
  • Что можно сказать про Анюту, какая она?
  • Как вы думаете, исправилась девочка? Как об этом сказано в рассказе?

Послушайте стихотворение про заботливую, добрую, хорошую девочку.

«Лечу куклу»

В белом халате. Я у кровати.

Мне не до сна:

Кукла больна. Кашель у Лины.

В горлышке хрип. Может, ангина?

Может быть, грипп? Чаем с малиной

Куклу пою.

Вылечу Лину, Дочку мою.

П. Образцов

  • Как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым?

БЕСЕДА О ЗАБОТЛИВЫХ И ТРУДОЛЮБИВЫХ ДЕТЯХ

Цель:        Раскрыть        значимость        труда        в        жизни        человека.        Воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых.

«Я одеться сам могу»

Мне уже четыре года, Я одеться сам могу.

Если тёплая погода, - Без пальто во двор бегу;

Если ветер сильный дует, Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щёткой каждый день. Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

В.Зайцев

«Переплётчица»

Заболела Эта книжка:

Изорвал её братишка. Я больную

Пожалею: Я возьму её И склею.

Б.Заходер

«Колыбельная»

Спи, моя хорошая, Баю – баю – бай!

Куколка любимая, Глазки закрывай. Я тебя раздену,

Застелю кровать.

Завтра встанем вместе. Будем вновь играть.

Ю.Гарей

«Портниха»

Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, - Будет и тебе одёжка.

Б.Заходер

Вопросы к тексту:

  • Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они? ( Трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные

…)

  • Какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?
  • Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если они даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше. Она сможет побольше отдохнуть или почитать вам, поиграть с вами. Если вы не помогаете маме, то дел у неё становится больше, она больше устаёт. Расскажите, как вы помогаете маме.
  • У русского народа много пословиц. В них коротко говорится о поступках людей.

Послушайте пословицы про труд и трудолюбие:

Маленькое дело лучше большого бездолья. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела. В большом деле и малая помощь дорога.

БЕСЕДА О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ

Цель: Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.

«Пока они спорили»

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.

Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.

  • Надя, подними! – приказала Таня младшей сестрёнке.
  • Вот ещё, - ответила Надя. –Ты уронила, ты и поднимай
  • Но ведь ты тоже с ней играла!
  • Ну и что же! И ты играла.

Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам:

  • Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

М. Майн

Вопросы к тексту:

  • Что можно сказать про девочек, какие они?
  • Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?
  • Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)
  • Придумайте        новый        конец        рассказа,        чтобы        поступки        девочек        были правильными, вежливыми.
  • Послушайте русскую пословицу: Ссора до добра не доведёт.
  • Как вы понимаете эту пословицу?
  • Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

«Две подружки»

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

  • Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:
  • На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.

Н. Дурова

Вопросы к тексту:

  • Почему Варе стало грустно?
  • Какую ошибку допустила Лена и как её исправить?
  • Подходит ли Лене пословица:        Те же слова, да не так молвить.

БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ

Цель: Формировать представления детей о чутком человеке; учить давать нравственную оценку поступкам, обосновывать свой выбор.

  • Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).

Папа разбил

Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашёлся:

Взглянул им в глаза И робко и тихо

«Простите» сказал. И мама молчит, Улыбается даже:

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»- Казалось бы,

Что в нём такого? А вот ведь какое Чудесное слово!

Н. Юсупов

Вопросы к тексту:

  • Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая.)
  • Почему нахмурилась мама и бабушка?
  • Как вы понимаете слова «но папа нашёлся»?
  • Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал вежливые слова – очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)
  • Каким же оказалось слово «простите»?
  • Как мы озаглавим это стихотворение?

После того как дети придумают несколько названий, воспитатель должен сказать, что это стихотворение будет называться по – разному, так, как его придумали дети.

«Заботливая подруга»

Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она

спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придёт Катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно.

Однажды пришла Лена в группу, подошла е Галине Николаевне и говорит:

«Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходит тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я его передам Кате».

Н. Дурова

Вопросы к тексту:

  • Почему Лене нельзя было пойти к Кате?
  • Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?

  • Сегодня мы будем играть. Вот стол. Мальчик и девочка садятся обедать. Кирилл и Наташа, покажите, как вы это сделаете.

  • Кирилл и Наташа проигрывают эту ситуацию, затем дети оценивают их поступки, указывают на ошибки, если таковые были.

Инсценировку можно повторить с другими детьми 2-3 раза.

БЕСЕДА О ХРАБРОСТИ И ТРУСОСТИ

Цель: Формировать        у ребенка представления о храбрости и трусости; воспитывать положительные качества, навыки коммуникативного поведения.

«Трус»

Жили – были два друга – Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя – мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошёл домой.

Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.

-И что ты трусишь всегда! – возмущался Митя. – Бери с меня пример. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

А вы, ребята, как думаете, кто трус, а кто храбрый?

И. Бутмин

Вопросы к тексту:

  • Что можно сказать про Рому, какой он?
  • Что можно сказать про Митю, какой он?
  • С кем можно сравнивать трусливого человека? Как говорят о трусливых людях в русском народе? ( Трусливый, как заяц.)

«Не смей!»

Перед нашим домом, на куче песка, играют самые маленькие ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек. Ерунда, в общем.

Только у них карапузов тоже бывают заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песчаной куче давно сделался Фёдор. Он ростом, побольше. Молчаливы такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он не позволяет себя причёсывать.

Когда Фёдор что – нибудь возводит на песчаной куче, то лучше к нему не приближаться.

А самая безответная, самая тихонькая девочка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. В добавок носит Татьяна очки, а в её возрасте это совестно. Вот прилепится Татьяна где – ни будь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко, стесняется…

Но сегодня Татьяна победила Фёдора.

Строил Фёдор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок – сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

  • Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?
  • Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.

Может, вправду задумался: что ему сделали те, которые меньше его и слабей?

Э. Шим

Вопросы к тексту:

  • Как можно сказать про девочку Таню, какая она? (добрая, смелая, терпеливая…).
  • Про такую, как Таня в русском народе говорят:

Мал золотник, да дорог. Мал, да удал.

  • Была ранняя весна. Вышла Лена гулять с мамой в сквер. Мама села на скамейку, а Лена играла в мяч. Она бросила мяч вверх, но не поймала его. Он ударился о землю и покатился на дорогу, где ехали машины.

Как Лена должна поступить? Помогите ей принять правильное решение.

БЕСЕДА О ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ

Цель:        Воспитать        уважение        к        труду        взрослых;        вызвать        желание        быть активным помощником.

«Так или не так?»

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:

  • И я сегодня маме помогала.
  • И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?
  • Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.
  • А я ботинки чистила.
  • Мамины? – спросила Оля.
  • Нет, свои.
  • Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!
  • Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, сказала Люда. Так или не так?

Вопросы к тексту:

  • Кто же из детей помогал маме?
  • Можно ли Люде сказать такую пословицу:

Судят не по словам, а по делам.

«Внучка старой вишни»

В саду растёт вишня. Олеся увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросила дедушку:

  • Откуда появилось деревце?
  • Выросло из косточки.
  • Так это дочка старой вишни будет?
  • Будет, Олесик, - ответил дедушка – если ты выходишь маленькую вишенку, дождёшься плодов, посадишь косточку – из неё вырастет внучка старой вишни.

Олеся задумалась. В ее глазах дедушка увидел нежность и тревогу.

  • Я выращу внучку старой вишни, - сказала девочка.

В. Сухомлинский

Вопросы к тексту:

  • Почему в глазах девочки была нежность и тревога?
  • Какое обещание дала Олеся дедушке?
  • Тем, кто дал обещание, можно сказать:

Сказал, как узлом завязал.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

  • Как вы понимаете эти поговорки? (Обязательно нужно выполнить обещание: трудно, но нужно выполнить обещание.)

Пришла в группу новая девочка. Села на стул и сидит. Что же нужно сделать?

Послушайте стихотворение поэта Н. Найдёновой об этом.

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

  • Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.
  • Вот наши игрушки, вот слон заводной.

Вопросы к тексту:

  • Тебе хочется построить большой красивый замок. Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?
  • Ты принёс в группу машинку. Показал Саше и Серёже. Им тоже захотелось поиграть в неё. Как ты поступишь?

БЕСЕДА О ХОРОШИХ ПОСТУПКАХ

Цель: Обобщать и уточнять представления детей о хороших и плохих поступках, воспитывать доброту, терпение, вежливость и отзывчивость.

«Где лежало «Спасибо»?»

За ночь выросли сугробы В парке, во дворе, в саду, Пробираясь еле – еле,

Я по улице иду.

И налево погляжу я, И на право, погляжу:

- Это кто ж там снег сгребает?- Самого себя спрошу.

Это бабушка – соседка. Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь! Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит. Улыбнулась мне старушка И «спасибо»! говорит.

Мне приятно слышать это, Ведь порядком я устал…

Вот и вышло, что «спасибо» Я под снегом отыскал.

Р. Тимиршин

Вопросы к тексту:

  • Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?
  • Какую пословицу можно сказать такому мальчику?
  • Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»?
  • За что вам взрослые могут сказать «спасибо»?

  • Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?
  • У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты должна сказать?
  • Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажите? Что скажет вам Маша?
  • Четыре мальчика сидят за столом. Они обедают. Коля просит у Кости дать ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?
  • Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как они должны поступать?

БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ И РАВНОДУШИИ

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о необходимости доброжелательного, чуткого, внимательного отношения к людям (старшим, сверстникам, малышам), показать взаимосвязь и особенности таких нравственных понятий как «чуткость» и «равнодушие», помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.

«Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней,

прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

  • Как вам не стыдно!
  • А что – стыдно? Мы ничего не делали? – удивились мальчики.
  • Вот и плохо, - гневно ответила женщина.

В. Осеева

Вопросы к тексту:

  • Какими словами можно заменить слово «яростно»? (Громко, сердито, страшно…)
  • Почему котёнок был взъерошенным?
  • Что делали мальчики?
  • Почему женщина выбежала, а не вышла из дома?
  • Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (Быстро, торопливо, стремглав…)
  • Что сделала женщина?
  • Что она крикнула мальчикам?
  • Какую оценку их поступку дала женщина? Какими словами можно заменить слова «гневно»? (сердито, грубо…)
  • Как вы оцениваете поступок мальчиков?
  • Как должны были поступить мальчики? Подумайте, ведь злая собака могла бы их укусить…

«Лекарство»

-Захворала мама Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит:

  • Милая мама! Давай я выпью лекарство за тебя.

К. Ушинский

Вопросы к тексту:

  • Что можно сказать, какая Таня?
  • Можно ли её поступок назвать правильным?

  • Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой свёрток. Вдруг из свёртка выпала книга «У вас упала книга», - закричал мальчик. «Разве?» – удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой человек с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал.

Какие ошибки допустил мальчик?

Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?

  • Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Мальчик бросился за ним и сшиб девочку. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю ревушкой и не стал с ней играть.

Правильно ли поступил Саша? Какие ошибки он допустил?

  • У твоего товарища день рождения. Что ты ему пожелаешь? Что ответит тебе товарищ?

  • У одного мальчика машинка, у другого – книжка. Тот, у кого книжка, захотел поиграть с машинкой. Как поступят дети?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию по театрализованной деятельности «Заюшкина избушка»

Данное занятие предназначено для детей старшего  дошкольного возраста по нравственному  воспитанию по театрализованной деятельности....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию"Если ребенок обманывает..."

Что делать, если ребенок все время обманывает? Что сказать ему, когда выясняется, что он в очередной раз все выдумал?  И как понять, верит ли он сам в то, что говорит, различает ли правду и ложь,...

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Дорогой добра»

Программные задачи:способствовать развитию познавательной   активности, любознательности;обобщать представления о типичных  явлениях  весенней природы;развивать общую и  мелку...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Россия, моя страна"

Мероприятие посвящено празднику "День накродного единства"Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств: любовь к Родине, родному краю. Развитие у детей интереса к истории России....

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию "Майский праздник – День Победы!".

Данная методическая разработка посвящена проблеме воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностей, чувства уважения к ратному и трудовому подвигу народа, осмыслению нравственного долга перед в...

Картотека игр с детьми старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию

Игры способствуют развитию нравственных чувст у детей, а именно таких, как сочувствие, сопереживание, взаимопомощь и прочее....

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...