Презентация : " Интеллект - карты"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Степаненко Юлия Викторовна

Презентация : " Интеллект -карты" . В рамках факультативной работы с дошкольниками .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация: " Интеллект- карты" 2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение ЦРР детский сад №21 г. Россоши Педагогический час Применение Интеллект –карт в систематизации знаний дошкольников в факультативной работе Подготовила: воспитатель. Степаненко Ю.В.

Слайд 2

Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном . По-английски он называется " mind maps ". Буквально слово " mind " означает "ум", а слово " maps " — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин " интеллект-карты ". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Метод « интеллект-карт » был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном . По-английски он называется " mind maps ". Буквально слово " mind " означает "ум", а слово " maps " — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин " интеллект-карты ".

Слайд 3

Главная идея обводится в центре страницы. Лист располагается горизонтально. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. Каждая мысль обводится. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации, значки. Наглядность представлена в виде предметов, картинок, объектов, рисунков, символов и т.д. Общие требования к составлению интеллект –карты

Слайд 4

Полезные свойства интеллект-карт Наглядность Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Своевременность Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; Творчество Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения Возможность пересмотра Пересмотр интеллект- карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Слайд 5

И нтелект-карта Речь

Слайд 6

Составление интеллект –карты по теме «Фрукты»

Слайд 7

Предварительная работа: Педагог дома подобрал предметные и сюжетные картинки по теме «Фрукты»; рассматривание картинок и муляжей овощей и фруктов; чтение и разучивание стихов и рассказов о фруктах ; беседы о пользе фруктов ; дети с воспитателями в свободной деятельности вырезали силуэты фруктов, вырезали картинки из журналов, рисование, лепка: «Фрукты на тарелочке»; д /и «Фигуры», «Заготовка фруктов и овощей», «Подбери картинку», «Чудесный мешочек». В процессе работы дети неоднократно возвращаются к карте и дополняют её новыми идеями. Для детей, которые принимали участие в её изготовлении, это будет повторение и закрепление информации, а для других детей – это будет новое знание.

Слайд 8

Цель: обобщение представлений у детей по теме «Фрукты». Задачи: Учить составлять интеллект карты по теме «Фрукты». Развивать словарный запас детей по теме «Фрукты». Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Учить подбирать признаки к словам. Учить составлять предложения, рассказы по данной теме. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Закреплять представления детей об основных цветах и их оттенках, форме, величине предметов. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги. Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление). Обработка информации, ассоциация мыслей, идей Наглядно-образное мышление Все идеи и предположения красиво фиксируются, легко запоминаются Развитие интеллекта.

Слайд 9

Работа на занятии по интеллект- карте по теме : «Фрукты» Организационный момент: Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель: Послушайте загадку, отгадайте ее: Пусты поля, Мокнет земля Дождь поливает Когда это бывает? (С. Я. Маршак). Дети: Осенью! Вводная часть: Воспитатель: Правильно, осенью. Я знаю, что вы много знаете и любите играть. Это правда? Воспитатель: Я сегодня к вам пришла, много игр вам принесла. Осень щедрою рукою Одарила нас с тобою. Воспитатель: А что нам дарит Осень? (Фрукты и овощи). Фрукты – яблоки и груши, Очень любят детки кушать. Пусть запомнят все скорее: На деревьях фрукты зреют. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены различные фрукты, и спрашивает: «Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?». Ответы детей. Картинку с изображением фруктов дети приклеивают в середину листа бумаги. «Какие вы знаете фрукты?». Ответы детей. Далее воспитатель предлагает детям среди предметных картинок, разложенных на столе, найти фрукты (дети по одному находят). Дети находят и приклеивают картинки с изображением фруктов в соответствующем месте на листе бумаги. «Какого цвета бывают фрукты?». Дети перечисляют фрукты. Воспитатель предлагает каждому ребенку найти картинку с тем цветом, который соответствует его фрукту. Дети находят и приклеивают соответствующие картинки на определенное место на листе бумаги. «Какой формы бывают фрукты?». Круглой, овальной формы, а квадратной формы не бывают. Дети отвечают и находят на столе форму, соответствующую фрукту. Дети находят и приклеивают соответствующие картинки на определенное место на листе бумаги. «Какого размера бывают фрукты?».Маленькие и большие фрукты. Дети отвечают и находят соответствующий размер. Дети находят и приклеивают соответствующие картинки на определенное место на листе бумаги. «Какие условия необходимы ,чтобы вырастить фрукты?» Вода, почва, воздух, свет. «Что можно приготовить из фруктов?». Ответы детей. Варенье, компот, сок, желе, мармелад. Дети находят и приклеивают соответствующие картинки на определенное место на листе бумаги. «Где растут фрукты?». Ответы детей. На деревьях, в саду. Дети рисуют дерево с яблоками. Далее, на основе карты мышления, дети составляют рассказы о фруктовых деревьях , которые растут у них дома. Дети, подумайте, для чего людям и фрукты? (чтобы есть их). В них много витаминов, вы мне сказали, они очень полезны. Но, в саду фрукты вырастают созревают летом, осенью, а на зиму люди их заготавливают? Как? (рассказы детей) Какие блюда можно готовить из фруктов? (рассказы детей) Подвижная игра «Заготовка фруктов».

Слайд 10

Интеллект-карта по теме «Для чего нужен воздух?»

Слайд 11

Интеллект- карта : « Для чего нужен воздух?» Лист располагаем горизонтально. Чем он больше ,тем лучше. Читать интеллект –карту начинаем с правого верхнего угла - по часовой стрелке. В центре пишем главный объект «Воздух». Дальше рисуем стрелки разного цвета: синюю, зеленую, розовую, оранжевую. Потом пишем 4 разноцветных ветви –идеи и гипотезы :«Использование», «Свойства», «Очистка», «Необходимость». Воспитатель задает вопрос для первой синей ветви « Использование воздуха». Где может использоваться воздух? Где мы можем найти данную информацию? В интернете, спросить у педагога, у родителей узнать. На столе находят нужные картинки: Птицы ,парус, пылесос, насос, инструменты, самолёт. Дети находят соответствующие картинки и наклеивают их. Далее рисуем 2 ветвь зеленого цвета. Разбираем следующую гипотезу : « Свойства Воздуха» Воспитатель задает наводящий вопрос и рисует символы и наклеивает картинки и помогает детям с ответами. Дети отвечают: Воздух бесформен, безвкусен, прозрачен, легок, упруг, подвижен. Переходим к следующей ветви розовая «Необходимость». Воспитатель задает вопрос : «Ребята , кому же необходим воздух?» и предложила спросить у родителей об нашем исследовании, а завтра на него ответить. Ответы были на следующий день самые разные, дети с удовольствием ответили: Миша сказал ,что воздух нужен всем, Степа сказал ,что воздух нужен всем растениям и узнал это от мамы, Рома спросил папу и узнал ,что воздух нужен и нам людям, Ева спросила у бабушки и узнала ,что воздух нужен всем животным, а Варя узнала от дедушки, что воздух может гореть. На следующий день мы продолжили с ребятами дальше изучать данную тему и разобрали следующую гипотезу: «Для чего воздух нужно очищать?» по нарисованным символам дети догадались ,что воздух может загрязняться от дыма кораблей и заводов, от свалок мусора, что нужно ставить очистительные фильтры , а самыми лучшими помощниками в очищении воздуха – это наши зеленые друзья деревья и растения.

Слайд 12

Преимущества интеллект- карты в воспитании дошкольников заключаются в том, что они: 1. Помогают выделять главное. 2. Развивают память, мышление, воображение. 3. Позволяют получать знания, обобщать, проверять полученную информацию. 4. Способствуют обучению, развитию мышления, повышению концентрации внимания, запоминания, мотивации. 5. Их легко составить. 6. Можно запомнить быстро и качественно большой объем информации. 7. В готовой карте видны: взаимосвязь, структура, логика. 8. Может быть составлена индивидуально или коллективно. Для ее реализации необходимы лишь лист бумаги, фантазия и карандаши. Отличительным свойством методики является то, что информация сохраняется как в виде целостного визуального образа, так и в словесной форме с помощью ключевых слов. При построении ментальных карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними. Метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям.

Слайд 13

Выводы по интеллект-карте : «Для чего нужен воздух? В данном исследовании по интеллект карте « Для чего нужен воздух?» можно сделать следующие выводы: Дети участвовали в исследовании в течении всей недели. Простой детский вопрос : «Для чего нам нужен воздух?» Дети и воспитатель обращались к интеллект карте не один день, вели расширенную поисково –исследовательскую деятельность, результаты заносили в интеллект –карту, научились правильно планировать свои действия и отвечать на вопросы, искать ответы и в других источниках информации, задействовать и рассказать о своих исследованиях своим родителям, научились взаимодействовать со своими друзьями и педагогом, обмениваться своим мнением. Интеллект- карта – это настоящий помощник для детей, они видят зрительные образы, разгадывают символы, план выступления отражается в каждой ветви карты, и у детей возникает желание рассказать о том, что наглядно, образно и понятно. Умение слушать ребёнка, поддержка со стороны педагога делают эту карту настоящим надежным помощником, для изучения ключевых навыков 21 века.

Слайд 14

Создание интеллект-карты по теме «Грибы»

Слайд 15

Создание интеллект-карты по теме «Грибы»

Слайд 16

3.Развитие связной речи Поиск информации, второй день работы с интеллект –картой. Рассказ -рассуждение составленный совместно с бабушкой и девочкой Евой, записанный воспитателем. В августе мы с бабушкой любим собирать грибы. В нашем лесу их видимо-невидимо. Сбор грибов это очень удивительное занятие. У нас даже есть свои корзинки. Но выходя из леса бабушка тщательно перебирает грибы и многие из них выбрасывает, объясняя это тем, что они ядовитые. Когда я рассматриваю грибы ,то задаю себе вопрос: «Грибы это растения или животные?» Если это животные ,то почему у них нет зубов, лап? А если, это растения то почему у них нет стеблей, листьев и корней?

Слайд 17

Занятие по интеллект- карте « Грибы» Рассказ воспитателя о царстве грибов. Располагаем лист горизонтально. В центе рисуем образ « Лес». От него другим цветом ветвь «Осень», далее классификация грибов на две группы съедобные грибы, ядовитые : Задаем вопрос детям : Какие грибы съедобные вы знаете? Перечисляем по порядку, берут карточки заготовки на столе: Лисичка, подосиновик, маслёнок, опята, белый гриб, груздь, приклеивают. Спрашиваем где растут грибы? Ответы детей: под деревьями, на пнях, во мху, на лугах , равнинах. Рассказ воспитателя о строении гриба: Гриб состоит из шляпки, ножки, грибницы, размножаются грибы спорами. Чтение воспитателем книги советы грибника: Б.В.Андрест : «За грибами надо идти ранним утром». Хорошо гриб искать по росе, шляпка его блестит на солнце. Рассвет –лучшее время для сбора грибов». Дальше идем по часовой стрелке вниз другая ветвь ядовитые грибы, рисуем образы зонт, тучки и капли. Грибы очень любят влажность, дождь. Беседа на тему о пользе грибов: Образование перегноя почвы, пища животных и людей, помощь деревьям, разрушения остатков организма. Далее вопросы о том : как правильно собирать грибы: Вспоминаем : «Советы грибника»: « Лучший спутник грибов- это ивовое лукошко и нож». Собирай грибы , только те, которые ты знаешь, ядовитые грибы не пинай ногой, всё в природе взаимосвязано. Если ты взял не тот гриб , то повесь его на сук дерева ,он послужит пищей для зверей и птиц. Срезать грибы должны взрослые, аккуратно срезают нижний конец ножки гриба, так, чтобы ножка частично осталась в земле. Не собирай грибы вблизи дорог, и предприятий. Не пробуй грибы на вкус! Бери только молодые грибы. Будь осторожен несъедобные грибы очень опасны! Это -Бледная поганка, Мухомор красный, Мухомор серый, ложный опенок, ложная лисичка, желчный гриб. Перечеркиваем символом ядовитые грибы. Домашнее задание для детей: « Спросить у родителей какие блюда можно приготовить из грибов». Следующий день работа с интеллект –картой. Ответы детей. Рома сказал : что его мама любит готовить из грибов: «Маринованные лисички на зиму», «Щи с квашенной капусты и с грибами», «Грибной суп лапша», «Соленые грибы на зиму» , «Жульен с грибами». Рисунки детей о блюдах с грибами.

Слайд 18

Работа над интеллект- картой, конечный результат совместной деятельности детей и педагогов.

Слайд 19

Выводы по интеллект- карте «Грибы» 1. В течении недели дети искали вместе с воспитателем сходства и различия грибов и с растениями, и с животными. Отвечали на детский вопросы: « Что такое гриб?» Грибы нельзя отнести не к растениям не к животным. Имеют признаки, свойственные только им самим. И относятся к царству грибов. 2. «Где живут грибы?» И узнали, что это зависит от того какого типа лес, окружает данную местность. Хвойный, лиственный или смешанный. В сосновом лесу – растут говорушки . В берёзовом лесу растут – подберезовики, вешенки , опята. В широколиственном лесу растут-белые , лисички, грузди. Грибы растут и на пастбищах и равнинных лугах, на пнях, под деревьями. Грибы без деревьев не могут расти. Под разными деревьями растут разные грибы. Под березой растёт еще и белый гриб, под дубом-рыжик, валуй; под осиной –сыроежка, под кедром –лисичка, под тополем –груздь, березовик. Узнали ,что грибы бывают: шляпочные, плесневые, дрожжевые, грибы-паразиты, которые растут на деревьях и приносят им большой вред. Научились распознавать грибы и делить их на 2 группы: Съедобные и несъедобные, повторили и закрепили названия деревьев, узнали, что лес бывает разный : Хвойнный , лиственный, смешанный. Изучили советы грибников. Мы уверены, что следующей осенью непременно отправимся все за грибами и соберем богатый урожай. Не причиняя вреда природе и себе. Полученные знания нам в этом обязательно помогут!

Слайд 20

Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой. Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, делиться знаниями с родителями, со своими товарищами, с педагогом, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, решать и выдвигать гипотезы, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Слайд 21

Создание интеллект-карты по теме «Детский сад №21» с воспитателями с применением обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Использование интеллект-карт для развития речи старших дошкольников...

Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...

Презентация "Интеллект-карт как средство обучения детей планированию".

Лучшим методом для понимания, запоминания и генерирования информации являются  ментальные (или интеллектуальные) карты....

Презентация "Интеллект – карта как средство развития дошкольников"

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется па...

Презентация интеллект-карты

Развитие мышления и ворческих способностей дошкольнико посредством ментальных карт...

Презентация "Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников"

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей....