Выступление на методической неделе
учебно-методический материал (младшая группа)

Сураева Анастасия Евгеньевна

Консультация " Актуальные проблемы и современные подходы речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение
города  Камня –на- Оби   детский сад № 18 «Ласточка»

Консультация по теме:  

« Актуальные проблемы и современные подходы речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

Составила воспитатель:

Сураева А.Е

Камень – на – Оби

2024 г.

К.Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот народный великий педагог родное слово!». Слайд 2

Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, речь развивается и становится - фонетической, лексической, грамматической. Сензитивный  период развития происходит в дошкольном детстве, а значит полноценное овладение родным языком и является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше мы будем обучать родному языку, тем легче ребенку будет им пользоваться в дальнейшем.

Особенно продуктивным и важным является период раннего дошкольного возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. К трем годам словарь ребенка состоит из 500-800 слов. В последние годы отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи. Их причиной могут быть экологические, социально - психологические, биологическкие и другие факторы. Слайд 3

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

  • сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;
  • речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  • значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
  • постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Развитие речевой деятельности ребенка зависит от складывающегося  в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Поэтому в своей работе мы применяем современные технологии, которые позволяют всесторонне развивать ребенка, включая в работу все органы чувств, оказывая положительное воздействие на развитие речи детей. Слайд 4

Современные технологии - это система способов, методов, приемов, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка. При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание  культуры общения речи

-технология должна носить здоровьесберегающий характер

-основу технологии составляет личностно - ориентированное взаимодействие с детьми

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей

-организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности

-учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Слайд 5

 Современные образовательные технологии и методики, применяемые с детьми раннего возраста, направленные на развитие речи:

1. Здоровьесберегающие технологии.

а) артикуляционная гимнастика

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление, развитие силы, подвижности мышц артикулярного аппарата. Она является основой формирования речевых звуков.

б) пальчиковая гимнастика

Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем быстрее ребенок работает пальчиками,  тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. К пальчиковой гимнастике относят:

-пальчиковые игры

-рисование пальчиками на манной крупе

-работа с тестом, пластилином

-использование массажных мячиков

-использование пальчикового театра

-рисование пальчиками

в) логоритмические упражнения

Это двигательные упражнения, в которых движения сопровождаются произнесением специального языкового материала с использованием музыкального сопровождения. Движения в сочетании с музыкой и речью оказывают положительное воздействие на развитие речи и мышления. Логоритмические упражнения включают в себя:

-упражнения на развитие чувства ритма

-логопедическую гимнастику

-упражнения на развитие общей моторики

-разные виды ходьбы

-упражнения на развитие внимания

-дыхательные упражнения

-упражнения на развитие мелкой моторики

В работе используются ежедневно. Организуются как индивидуально, так и в подгруппе, ив группе детей.

 2. ИКТ

Мультимедийная презентация

Позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей, задействовать все виды памяти. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формирует у детей систему мыслеобразов. Ребенку с наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действия объекта.

3.Технология обучения образной речи (технология обучения составлению сравнений)

Обучение по этой технологии начинают с трех лет. В группах раннего возраста ее можно использовать со второй половины года. Упражнения проводят как на занятиях, так и в свободное время. В младшем возрасте сравнения составляют по признаку цвета, формы, вкуса, звука. Например: Мячик по форме такой же круглый, как яблоко

                                Цыпленок по цвету такой же желтый, как солнышко.

4.Технология обучения составлению загадок

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции, ребенок получает радость от речевого творчества.

В группах раннего возраста можно использовать со второй половины года. В этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым.

5.Использование элементов сказкотерапии

В группах раннего возраста можно использовать со второй половины года. Развитие речи сказкотерапией - наиболее эффективный и доступный способ совершенствования речи. Для детей трех лет рекомендуется делать главными героями сказки игрушки, животных. Это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым. Слайд 7

6. Альбомы по развитию речи.

Предназначены для детей с 1 года. Содержат разные виды игр, которые направлены на речевое общение.

7. Нейрогимнастика.  Слайд 8-9-10

 Используя в работе современные технологии, сочетая их с традиционными формами обучения, мы имеем возможность решать речевые задачи, обогащать, развивать, улучшать речь детей, и делать это интересно, весело и  увлекательно для детей.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»

Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Презентация к выступлению на семинаре для педагогов в рамках методической недели "Развитие речи дошкольников"

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенкаФормирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являе...

Выступление на методической неделе по теме «Современные подходы к организации работы с родителями» Тема проекта «Ярмарка профессий»

Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.  Процесс модернизации в системе образования с учетом  актуальных тенденций государственной  политики «Закон об обра...

Выступление на методической неделе «Развитие речи дошкольников»

Выступление на методической неделе «Развитие речи дошкольников»...

Выступление на методическом объединении "Разноцветная неделя"

Выступление на методическом объединении...